Легенда флота: как капитан Григорьев прославил свою малую родину
Опубликовал: lomsecret, 16-03-2025, 19:31, Улицы Тюмени, 78, 0
Григорьев В.К. со старпомом Колбуновым.
В микрорайоне Плеханово города Тюмени есть улица, носящая имя легендарного подводника Валерия Константиновича Григорьева. Эта улица стала символом признания заслуг человека, чья жизнь была связана с защитой страны и служением на флоте. Родился он в деревне Иска Ярковского района, где окончил среднюю школу. Сегодня его история — пример для молодого поколения.
В 18 лет Валерий Григорьев отправился служить в армию, где стал матросом-кочегаром. После службы на Камчатке он поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени адмирала Макарова на минно-торпедный факультет. С 1966 года он начал свою карьеру офицера-подводника.
В 1969 году, после окончания высших специальных офицерских классов ВМФ СССР, Григорьев принял командование своей первой подлодкой — С-53 проекта 633.
С 1974 года начался «атомный» этап его карьеры. Григорьев возглавил экипаж ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-450 проекта 667Б. Под его руководством лодка успешно выполняла боевые задачи, несмотря на серьезные технические испытания. Например, в одном из походов произошла авария турбогенератора. Благодаря профессионализму экипажа, удалось отремонтировать оборудование прямо в море, что стало беспрецедентным случаем в истории флота.
В 1977 году Валерий Константинович был назначен командиром второй подводной лодки проекта 941 «Акула», известной за рубежом как SSBN «Typhoon». Этот корабль стал настоящим символом советского военно-морского флота. Его размеры (173 метра в длину и 24 метра в ширину) и возможности были уникальными для своего времени. Лодка могла находиться в автономном плавании до полугода, пробивать арктические льды толщиной до 2,5 метров и нести на борту 20 баллистических ракет с ядерными боеголовками.
Григорьев лично формировал экипаж будущей «Акулы», обучая моряков на уникальном тренажере «Ольха» в Палдиски. Под его руководством команда достигла высочайшего уровня подготовки, что позволило успешно выполнять все поставленные задачи. За выдающиеся заслуги капитан был награжден орденом Ленина.
В 1987 году Валерий Константинович завершил свою службу на флоте и перешел на «сухопутную» должность в штаб ВМФ в Москве. Он продолжил карьеру на контр-адмиральской должности, а в 1992 году официально ушел в отставку. Несмотря на это, он всегда оставался предан своей малой родине. Каждый отпуск он проводил в деревне Иска, где радовал односельчан песнями и танцами, оставаясь простым и открытым человеком.
В 2005 году подводная лодка ТК-202, которой когда-то командовал Григорьев, была утилизирована в рамках договора ОСВ-2 между СССР и США. Однако табличка с капитанского мостика была передана самому Валерию Константиновичу как память о его службе.
Валерий Константинович ушел из жизни в июне 2011 года, но его наследие живет. Семья Григорьевых продолжает жить в Москве, а его дочь Марина активно участвует в общественной жизни столицы.
История капитана Григорьева долгое время оставалась засекреченной. Однако благодаря усилиям сотрудников Ярковского музея и главы района Валентина Вторушина, информация о его подвигах стала доступна широкой общественности. В 2016 году Администрация города Тюмени приняла решение присвоить одной из улиц имя Валерия Григорьева.
Улица Валерия Григорьева, только строится (4 сентября 2019 г.)
Эта улица сегодня — дань уважения герою, который своим трудом и преданностью делу показал, что даже из маленькой деревни можно стать легендой флота. Его история вдохновляет людей не только в Тюмени, но и по всей России.