ГАЗ М-72 - внедорожник для целины
В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство автомобиля М-20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости. Полноприводная версия «Победы» была создана для председателей колхозов и работников сельского хозяйства в годы освоения целины.
Внедорожник, получивший название М-72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От М-20 «Победа» для этого автомобиля были взяты наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменен и дополнительно усилен.
Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя — закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову М-20 «Победа». Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жесткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от М-20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.
От ГАЗ-69 были заимствованы коробка передач, раздаточная коробка, передний и задний мост. Коробка передач на М-20 «Победа» и ГАЗ-69 одинаковая, различие только в разных боковых крышках картера КПП и в месте нахождения рычага переключения, на «Победе» применялся рычаг на рулевой колонке, на ГАЗ-69 — напольный.
Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у М-20 «Победа»: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприемник.
На М-72 был применен омыватель ветрового стекла. Некоторые новшества, впервые появившиеся на М-72, затем достались модернизированной «Победе». На этой модели появился руль с кольцевой кнопкой сигнала.
Автомобиль был оснащен раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом (также отключались и ступицы передних колес). На 16-дюймовых колесах с увеличенными грунтозацепами машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Дорожный просвет под передним и задним мостом на «родных» шинах — 210 мм.
Характеристики:
Летом 1956 года трое журналистов на новой Победе совершили пробег по маршруту Москва - Владивосток. Это расстояние (15 тыс. километров) ГАЗ-М-72 прошел, не получив серьезных поломок.
Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. Первая партия была собрана в июне 1955 г., в серию автомобиль пошел в сентябре. В 1955 г. выпущено 1525 штук, в 1956—1151, в 1957—2001. Всего было выпущено 4677 экземпляров. С завершением выпуска М-20 «Победа» прекратилось и производство М-72.
Ведущими конструкторами автомобиля был Григорий Моисеевич Вассерман, а среди его помощников А.И. Гор, С.Г. Зислин, Н.Т. Мозохин, В.С. Соловьев, О.И. Пелюшенко, А.И. Черномашенцев.