Топ-100

ГАЗ М-20 - советская серийная "Победа"

Опубликовал: dokaspez, 28-01-2019, 11:37, Техника и вооружение , 971, 0

ГАЗ М-20 «Победа» в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» (11 ноября 2018 г.)

ГАЗ М-20 «Победа» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Это первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.

Возможность полноценно вернуться к работам над легковыми автомобилями у завода появилась лишь после Сталинградской битвы, ознаменовавшей начало коренного перелома в ходе войны. Официальное разрешение было получено после совещания Наркомата средней промышленности 3 февраля 1943 года, на котором был одобрен представленный заводом перспективный типаж послевоенного модельного ряда. Полученное заводом по результатам совещания правительственное задание по сути было формальностью и просто повторяло его собственные предложения.

Основную работу по проектированию автомобиля вел главный конструктор завода А.А. Липгарт. За разработку шасси отвечал А.М. Кригер, кузова — А.Н. Кириллов.

Над дизайном перспективной модели работал сотрудник Наркомата среднего машиностроения Юрий Долматовский, который, взял за основу довоенные наработки Валентина Бродского. Окончательный облик будущей «Победы» был выработан в работах художника-конструктора Вениамина Самойлова — именно в его эскизах появляется оригинальное оформление передка с широко разнесенными фарами и характерной «трехэтажной» горизонтально-полосной облицовкой передка, заходящей на передние крылья.

После войны, наряду с возобновлением производства последней довоенной серийной модели — ГАЗ-11-73 — на заводе началась активная подготовка к серийному выпуску принципиально нового автомобиля.

19 июня 1945 года, после прохождения государственных приемочных испытаний, предсерийные экземпляры «Победы» были продемонстрированы в Москве высшему государственному и партийному руководству во главе с Иосифом Сталиным. Для серийного производства был выбран более дешевый и экономичный четырехцилиндровый вариант, а обозначение модели окончательно закрепилось как — М-20 «Победа». Следует отметить, что позднее шестицилиндровый автомобиль на базе М-20 все же пошел в малую серию под обозначением М-20Г, но его двигатель был иным — 90-сильный от ЗИМа (ГАЗ-12), увеличенного по сравнению с прототипами «Победы» рабочего объема — 3,5 литра против 2,1.

Существует версия, что автомобиль хотели назвать «Родина», но когда в июне 1944 года Сталину показали образец будущего серийного автомобиля, тот спросил: «И почем мы будем Родину продавать?». Тогда Сталину сообщили второй вариант названия, который был одобрен. Однако, на самом деле это просто красивый миф, поскольку с самого начала проектирования будущего автомобиля, в него было заложено официальное название «Победа», в честь скорой Победы Советского народа над гитлеровской Германией. По информации И. Падерина, название «Родина» предлагалось для следующей модели, М-21, и никогда не выходило за стены завода.


ГАЗ М-20 "Победа" в Музейном комплексе УГМК (5 февраля 2023 г.)

26 августа 1945 года вышло постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», предписывавшее освоить выпуск новой модели легкового автомобиля среднего класса с 28 июня 1946 года.
В результате первые условно серийные автомобили марки «Победа», выпускавшиеся с 28 июня 1946 года (а по некоторым источникам — и с опережением графика, ещё с 21 июня), изготавливались по обходной технологии, фактически вручную. В 1946 году заводом были выпущены только 23 машины.

28 апреля 1947 года было объявлено о начале крупносерийного выпуска — в том же месяце Сталину продемонстрировали уже машину конвейерной сборки, однако автомобиль все еще оставался очень «сырым», а технология его производства — не отработанной.

Тысячный автомобиль сошел с конвейера в феврале 1948 — уже с «двухэтажной» облицовкой радиатора, но еще с ободками фар, окрашенным под цвет кузова, а не в хроме, как на более поздних автомобилях 2-й производственной серии.

Всего в рамках 1-й производственной серии до августа (по другим данным — октября) 1948 года успели собрать 1700 машин, низкое качество сборки и производственные дефекты которых вызвали шквал возмущения у потребителей.
На основе полученных рекламаций в октябре 1948 года было принято решение об остановке конвейера с целью устранения обнаруженных недостатков. Директор ГАЗа Иван Кузьмич Лоскутов, несмотря на прежние заслуги, был освобожден от занимаемой должности, а главный конструктор завода Липгарт сохранил свое место лишь благодаря участию в разработке следующей легковой модели, ЗИМ ГАЗ-12.

С 1948—1949 года с конвейера стали сходить «Победы» 2-й производственной серии, при этом с 1 ноября 1949 года производство велось в новых, по-современному оборудованных корпусах, что резко увеличило масштабы производства, а выпущенные до этого машины с обнаруженными дефектами были возвращены на завод для их устранения.
В 1949 году автомобиль М-20 и его создатели были награждены Сталинской премией. Тогда же освоено производство модификации М-20Б с открытым кузовом. С октября 1950 года стала устанавливаться новая коробка передач (на базе агрегата ЗИМ ГАЗ-12) с рычагом управления сбоку от рулевого вала и синхронизированными высшими передачами.

В 1955 году началось производство модернизированной «Победы» 3-й производственной серии, получившей собственное обозначение М-20В. 30 мая 1958 года с конвейера сошел последний экземпляр «Победы», который сразу отправился в заводской музей.


ГАЗ М-20 «Победа» в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» (11 ноября 2018 г.)

Основные модификации автомобиля:

М-20 «Победа» (1946—1955): первая серия (1946—1948 годы) и вторая серия (1948—1955):
- с 1 ноября 1948 года получила отопитель и обдув ветрового стекла, для улучшения динамических характеристик было изменено передаточное отношение главной передачи с 4,7 на 5,125,
- с октября 1948 года - новые рессоры параболического сечения;
- с октября 1949 года новый термостат;
- с 1950 года новые более надежные часы;
- с 1 ноября 1949 года собиралась на новом конвейере;
- с октября 1950 года получила новую коробку передач от ЗИМа с рычагом на руле и приблизительно тогда же — новый водяной насос, кузов седан-фастбек, двигатель 4-цил., 50 л. с.,
- с 1955 г. — 52 л.с. (М-20), массовая серия (184285 экз., вкл. М-20В и около 160 тыс. всех модификаций до М-20В).


ГАЗ М-20В "Победа" в Музейном комплексе УГМК (5 февраля 2023 г.)

М-20В (1955—1958) — модернизированная «Победа», «третья серия», двигатель 52 л.с., новое оформление облицовки радиатора, исключена перемычка между клыками бампера, радиоприемник как стандартное оборудование, антенна на поворотном основании, новая конструкция балки переднего моста, модернизированный карбюратор «К-22 Е», новый воздушный фильтр, новый руль с кольцевой кнопкой сигнала, ярко-красная окраска шкал приборов и часов изменена на коричневую.

М-20А «Победа» (1949—1958) — кузов седан-фастбек, двигатель 4-цил., 52 л. с. (М-20), модификация для такси, массовая серия (37492 экз.).


ГАЗ М-20Б «Победа» в Музейном комплексе УГМК (5 февраля 2023 г.)

ГАЗ М-20Б «Победа» — кабриолет (существует версия, что данная модификация имела собственный индекс «М-20Б») (1949—1953) — кузов седан-кабриолет (с жесткими дугами безопасности) двигатель 4-цил., 52 л.с. (ГАЗ-М-20), модификация с открытым верхом, массовая серия (14222 экз.).

Мелкосерийные и опытные модификации:

М-20Д (1956—1958) с форсированным (57-62 л.с.) за счет увеличения диаметра поршня до 88 мм (по другим данным — за счет повышения степени сжатия до 7,15);

М-20Г или ГАЗ-М26 (1956—1958) — быстроходная версия для КГБ с 90-сильным 6-цилиндровым двигателем от ЗИМа. По разным данным, производство продолжалось до 1958 или 1959 года. Общий выпуск, по данным конструктора ГАЗа Б.А. Дехтяра, составил не более 100 штук.

М-20Е (1956 год) для ресурсных испытаний двигателя ГАЗ-21;

Фургон — проект, кузов после средней стойки был из бакелитизированной фанеры с деревянным каркасом;

Пикап — строились на ремзаводах из седанов;

Седан «Победа-НАМИ» — 4 опытных экземпляра (1948);

Длиннобазный вариант (в кузов вварена вставка) — носитель агрегатов, применялся при разработке ЗИМа (1948);

М-20 с гидромеханической трансмиссией (кон. 1951 года) — опытный экземпляр с автоматической гидромеханической коробкой передач НАМИ-ДК от НАМИ-013, успешно прошел испытания, однако по динамике и топливной экономичности значительно уступал базовой модели.

Четырехдверный парадный кабриолет — малосерийного производства ГАЗ ПАМС для Военного министерства (парадные, заварена левая задняя дверь, X-образный усилитель на днище, рамки дверей отсутствовали);

Спортивная модификация (она же — «Победа-Спорт», «ГАЗ-Торпедо») — спортивная заводская переделка с обтекателями, двухдверным кузовом и форсированным двигателем.

М-72. С середины 1955 года Горьковский автозавод приступил к выпуску М-72 — оригинальной машины, которая объединяла полноприводное шасси, разработанное на основе агрегатов армейского внедорожника ГАЗ-69, с комфортабельным по тем временам несущим кузовом «Победы», усиленным за счет установки дополнительных силовых элементов и накладных усилителей. Внешне машина отличалась значительно увеличенным клиренсом, грязевыми щитками на задних колесных арках и шинами 6,50-16 с протектором «елочка». Именно для М-72 была разработана новая массивная облицовка радиатора, которая затем была внедрена и на модернизированной М-20В. Впервые в практике отечественного автостроения здесь был применен омыватель лобового стекла, действовавший от педали.

М-72 выпускали серийно до 1958 года, и всего было сделано 4677 штук. Этот автомобиль является одним из предшественников завоевавшего в наши дни широкую популярность класса комфортабельных внедорожников с несущим кузовом. Стоит отметить, что «Победой» М-72 никогда не назывался.

С 1951 года «Победа» по лицензии выпускалась в Польше на заводе FSO (Fabryka Samochod?w Osobowych) под маркой Warszawa.

Машина выпускалась до 1973 года с серьезными модернизациями, в частности, поздние выпуски приобрели двигатель с перенесенными наверх клапанами и кузова: «седан» (с выступающим багажником), «универсал» и «пикап». С 1956 года автомобили собирались только из польских комплектующих. Всего было выпущено 254472 автомобиля — чуть больше, чем оригинальных «Побед».

Небольшое количество машин также было собрано в Пхеньяне (Северная Корея), но по имеющейся информации в массовое серийное производство они там не пошли.

«Победа» была одним из первых советских легковых автомобилей, широко предлагавшихся на экспорт — наряду с «Москвичом-400». До этого имели место лишь отдельные поставки грузовиков, преимущественно дружественным СССР странам. Она экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты, скандинавские страны, Австрию и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин; такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед», — до этого таксопарки были укомплектованы разношерстными автомобилями довоенных моделей. Уже в 1950-е годы «Победы» появились в Англии, где их продавали бельгийские дилеры ГАЗа, и США, куда их ввозили из Европы частные лица, — правда, преимущественно из любопытства.

Существовал вариант «Победы», предназначенной для работы в скорой помощи. Эти автомобили окрашивались в белый цвет, на борта наносились красные кресты. Больных перевозили сидя на заднем сиденье. В случае необходимости перевозки лежачего больного заднее сиденье складывалось, при этом из-за недостатка места носилки устанавливали по-диагонали: голова пациента находилась у спинки водительского сиденья, а ноги — у правого борта и крышки багажника.

Первые автомобили «Победа» начали применяться в таксомоторной службе в 1946 году, вытесняя остававшиеся в строю «Эмки» и ЗИС-101, а также вынужденно использовавшиеся в первые послевоенные годы поступавшие по репарациям малолитражные германские DKW. Массовое появление их пришлось уже на 1947 год. Они быстро завоевали любовь водителей за неприхотливость, высокие эксплуатационные и ходовые качества и достаточно высокий по тем временам комфорт.

В 1948 году руководство Моссовета приняло решение об единой раскраске «Побед»-такси — светлый верх, серый низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Первые такси с зеленым огоньком вышли из ворот 5-го таксопарка, открывшегося в Москве 4 сентября 1947 года.

В 1949 году был налажен массовый выпуск специальной версии для такси — М-20А. Их было выпущено 37492 штуки. Машины поздних выпусков имели уже не единую светло-серую окраску, а более разнообразную — бежевую, салатовую и так далее. До 1956 года таксопарк Москвы был укомплектован только автомобилями «Победа» и ЗИС-110 (с 1956 года — также «Москвич-402» и ЗИМ). На 1958 год в Москве работало 3200 такси М-20А. Последние такси - «Победы» в Москве были выведены из эксплуатации в 1962 году.


«Победа» у входа в Музее «Ретро-техники им. В.В. Михайлова» (11 ноября 2018 г.)

На территории России существует несколько автомобилей, установленных в качестве памятников — в Нижнем Новгороде (в вышеупомянутом сквере), Воронеже, Белгороде, Мариинске Кемеровской области, Химках, Иваново, Алабино.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.