ГАЗ-61- 417 - первая советская полноприводная машина
ГАЗ-61 — советский легкий автомобиль повышенной проходимости с приводом на все колеса. Модификация ГАЗ-61-73 — первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан. Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-61-73 активно использовался в качестве штабного автомобиля для высшего командного состава РККА.
ГАЗ-61 создан в 1938 году в конструкторском бюро В.А. Грачева взамен слишком сложной и не столь вездеходной трехосной модели ГАЗ-21 (6х4). В трансмиссии использовалась коробка передач ГАЗ-АА. Передний ведущий управляемый мост сначала оснастили шарнирами равных угловых скоростей «Рцеппа» (Rzeppa), а позже заменили их на «Бендикс-Вайс» (Bendix-Weiss). Хотя первоначально автомобиль планировался к производству с открытым кузовом типа фаэтон (ГАЗ-61-40), в серию он пошел как ГАЗ-61-73 с цельнометаллическим кузовом седан от модели 11-73, став первым в мире комфортабельным внедорожником с закрытым кузовом типа седан. В семействе ГАЗ-61 был предусмотрен также пикап ГАЗ-61-415 с отдельной закрытой двухместной кабиной от ГАЗ-М415 и легкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-417 с кабиной без верха и дверей.
ГАЗ-61-417 – задумывался проектировщиками как легкий артиллерийский тягач для нужд армии СССР. Этот образец стал первой в практике отечественного автомобилестроения полноприводной машиной.
ГАЗ-61-417 – это чуть упрощенная версия двухосного двухдверного пикапа ГАЗ-61-415. В частности, «417-й» отличался открытой кабиной, отсутствием дверей и несколько более простой формой кузова. Это удешевило производство и позволило автомобилю эффективно перевозить и оперативно разворачивать-сворачивать артиллерию в боевое положение.
Новый автомобиль запустили в производство в 1941 году, однако до начала 1942 года успели изготовить лишь 36 машин, после чего выпуск машины прекратился. Легкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-417 прямо на заводе комплектовали противотанковой 57-миллиметровой пушкой с транспортным передком и отправляли на фронт под Москву. Таким образом, был создан быстроходный и маневренный истребитель танков, и только малый масштаб производства не позволил этому автомобилю проявить себя в полной мере. Производство ГАЗ-61-417 было остановлено с 1942 года из-за недостатка 6-цилиндровых двигателей и кузовных деталей.
Всего с 1940 по 1945 годы было произведено 6 фаэтонов 61-40, 194 седана 61-73, два пикапа 61-415 и 36 тягачей 61-417. Наработки по ГАЗ-61 (передний ведущий мост и раздаточная коробка) были использованы при создании первого советского «газика-вездехода» ГАЗ-64.
Один из экземпляров ГАЗ-61-417 выставлен в Музее «Боевая слава Урала». Образец был воссоздан из оригинальных деталей ГАЗ-61-417 и ГАЗ-61.
Мастеру, который занимался реставрацией этого ГАЗ-61-417, удалось за 10 лет воссоздать автомобиль именно в том виде, в котором он выпускался в 1941-1942 годах. Это стало возможным потому, что те агрегаты, которых недоставало на «417-м», можно было взять с ГАЗ-61 - оба автомобиля спроектированы так, что львиная доля деталей в них являются унифицированными и взаимозаменямыми. «Новодельных» деталей в нем нет, поэтому, этот образец является одним из двух сохранившихся в России.