ЛУАЗ - 969 - микролитражный внедорожник Луцкого автозавода
ЛуАЗ-969 «Волынь» — семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы.
ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем и первый внедорожник, ставший предметом народного потребления, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 — первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.
Функциональный дизайн и упрощенная отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля.
В середине 1950-х годов в НАМИ был выработан перспективный типаж микролитражных автомобилей и их агрегатов, планируемых к освоению в период реализации Семилетнего плана развития народного хозяйства (1959—1965 годы). Данный типаж включал в себя три типа автомобилей: четырехместный микроавтомобиль общего назначения, предназначенный для продажи в индивидуальное пользование (будущий ЗАЗ-965); двухместный микроавтомобиль для инвалидов, предназначенный для замены инвалидных мотоколясок Серпуховского завода (опытный НАМИ-031, в производство не пошел) и легкий многоцелевой грузопассажирский автомобиль, рассчитанный на перевозку четырех человек, либо двух человек и 200–250 кг груза.
Проработка последней концепции была начата НАМИ в 1958 году совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом с постройки опытного образца НАМИ-049 «Огонек», конструкция которого во многом базировалась на ранее разработанном военном плавающем вездеходе НАМИ-032Г (конец 1956 года).
Впоследствии к работе над машиной подключились конструкторы перепрофилированного для производства микролитражных автомобилей завода сельхозмашин «Коммунар» (Запорожье, УССР), на котором были созданы опытные образцы НАМИ-049А «Целина» (легкий грузовик) и ЗАЗ-969, унифицированные по силовому агрегату с только что освоенной заводом моделью ЗАЗ-965 «Запорожец».
Трансмиссия ЛУАЗа в целом характеризуется сравнительной простотой устройства по меркам внедорожников (двухвальная коробка передач, отсутствие карданных валов и раздаточной коробки), что положительно сказывается на массово-габаритных характеристиках и надежности. Главная передача и двухвальная коробка передач расположены в передней части автомобиля и объединены в единый блок (трансэксл). Переключение передач осуществляется напольным рычагом, расположенным на задней крышке картера коробки передач, причем раскладка переключения отличается от традиционной («зеркальная»): первая передача включается движением рычага из нейтрали на себя и назад, вторая — на себя и вперед, третья — из нейтрали назад, четвёртая — из нейтрали вперед, заднего хода — из нейтрали от себя и вперед. Внутри крышки картера коробки передач смонтированы также механизм отбора мощности с вторичного вала, используемый либо для привода различного сельскохозяйственного оборудования, либо (на полноприводных модификациях) для привода заднего моста, и (также на полноприводных модификациях) понижающая передача.
Коробка передач автомобилей ЛуАЗ с самого начала имела полностью синхронизированный ряд передач переднего хода и гидропривод сцепления. Варианты же ЛуАЗа с 877-кубовым двигателем МеМЗ-969 отличались от более поздних 1,2-литровых лишь иным колоколом сцепления (выполненным совместно с передней половиной картера главной передачи).
Задний мост в обычном состоянии трансмиссии отключен, он может быть подключен с места водителя, для чего необходимо переместить рычаг, расположенный слева от рычага переключения передач, в заднее положение. Межосевой дифференциал отсутствует, поэтому при движении по дорогам, имеющим твердое покрытие, задний мост необходимо отключать, при этом автомобиль становится переднеприводным. Тот же рычаг управляет и включением понижающей передачи, — для ее включения в режиме подключенного заднего моста необходимо отвести рычаг подключения заднего моста от себя и переместить вперед, рычаг коробки переключения передач при этом должен находиться в нейтральном положении.
Для предотвращения пробуксовки одного из задних колес, дифференциал заднего моста может быть принудительно заблокирован с места водителя изогнутым рычагом, расположенным рядом с рычагом стояночного тормоза. Механизм блокировки — с зубчатой муфтой. Блокировка дифференциала переднего моста отсутствует.
Подвеска — торсионная, на продольных рычагах, с большими ходами. Колеса — 13-дюймовые, с развитым грязевым рисунком протектора. Разболтовка колес соответствует используемой на заднеприводных автомобилях «Москвич», но сами колеса — оригинальные, с большим положительным вылетом, в отличие от остальной продукции ПО «АвтоЗАЗ», дисковой конструкции.
Тормоза — барабанные на все колеса, с гидравлическим приводом, без усилителя.
Модернизации автомобиля:
ЛуАЗ-969А
В 1975 году в серию пошел ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л, 40 л.с.). Это был первый луцкий автомобиль, который носил марку ЛуАЗ. От ЗАЗ-969В и ЗАЗ-969 его можно было отличить по наличию окошка в тенте. Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.
В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.
ЛуАЗ-969М (в разработке с 1973 года) был представлен в ноябре 1977 года, серийное производство освоено в 1979 году, отличался увеличенным до 100000 км пробегом до первого капитального ремонта, обновленной агрегатной частью (более мощный аккумулятор 6ТСТ-50ЭМС, новые фары), а также формой, конструкцией и отделкой кузова.
Технические характеристики ЛуАЗ-969М «Волынь»
1985 год ознаменовал смену названия ЛуАЗ. На смену 989М пришел 1302. Вместе с названием изменились и некоторые узлы внедорожника. Один из самых качественных изменений стал новый 4-цилиндровый двигатель, мощностью 53 л.с. Так авто обрел хоть какую-то динамику и стал намного экономичнее. Так, например, 989М при скорости 60 км/ч потреблял 10 л. на 100 км, а то время как 1302 – 7.7 л., с максимальной скоростью движения 100 км/ч. Обновленная версия обзавелась новыми сидениями (такими, как на ВАЗ-2108), дополнительной шумоизоляцией, что, безусловно, повысило комфорт автомобиля.
История «Волыни», по сути, заканчивается вместе с историей Советского Союза. После получения независимости, украинские власти пытались выпускать «Волыни», но выходило крайне неудачно. Автомобиль не успели поставить на поток, что, в конечном итоге, и сгубило его.