Топ-100

Тюменские судостроители в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал: zampolit, 20-06-2022, 17:54, Великая Победа, 537, 0

Тюменская судоверфь была основана в 1928 году на базе филиала Балтийского завода. Это одно из старейших судостроительных предприятий Западной Сибири. На стапелях предприятия собирали несамоходные и самоходные суда, баржи и пароходы для Обь-Иртышского бассейна. В конце 30-х годов тюменские судостроители начали выполнять заказы для Военно-Морского Флота.

С первых дней войны тюменские корабелы приступили к работе над срочными заказами для нужд армии и флота. Постановлением ГКО СССР № 473с от 13 августа 1941 г. Тюменская судоверфь была передана из Народного комиссариата речного флота в ведение Наркомата судостроительной промышленности (НКСП) СССР и переведена полностью на производство боевых кораблей москитного флота. На судоверфи был установлен одиннадцатичасовой рабочий день для выполнения срочных боевых заказов. 14 августа 1941 года вышло Постановление ГКО СССР № 260сс, которое гласило, что на Тюменской судоверфи должно быть организовано производство торпедных катеров серии XI-бис по 19 единиц в год. Для выполнения программы на заводе предполагалось построить катеросборочный цех площадью 2200-2400 м2 и оборудовать его 3-мя кранбалками. Швартовые испытания катеров должны были производиться на сдаточных базах. Необходимо было построить деревянный утепленный склад и цех защитных покрытий. Контрагентными поставками для Тюменской судоверфи являлись крупные соединения, выпускаемые государственной промышленностью: главные моторы с обслуживающими механизмами, радиовооружение, объекты бытового вооружения и др. Изготовление фланцев, штуцерных соединений, арматуры, деталей рангоута и такелажа, деталей устройств и прочая станочная обработка валов и гребных винтов должна была производится механическим цехом Тюменской судоверфи.

С начала эвакуации промышленных предприятий из Центральной России на Тюменской судоверфи производилось обследование с целью размещения оборудования эвакуированных заводов: Государственного союзного завода № 363 НКСП, завода № 532 из г. Керчи, завода № 393 из г. Ленинграда, завода № 445 из г. Москвы, завода № 194 им. А. Мерта из г. Ленинграда, завода им. Коминтерна из г. Херсона.

С первых дней войны тюменские корабелы приступили к работе над срочными заказами для нужд армии и флота.

Приказом НКСП от 7 октября 1941 года перед тюменцами была поставлена задача изготовления полупонтонов для Главного военно-инженерного управления Красной Армии. Кроме этого, судостроителям поручили изготовление корпусов мин калибра 50 и 82 мм, а также боеголовок для реактивных снарядов М-13.

В первые дни войны инженер Тюменской судоверфи К.В. Лемешев разработал проект «плавучей танковой батареи». Она представляла собой судно газогенераторного типа водоизмещением 120 тонн при скорости 20 км/час. Главный инженер судоверфи Шишкарев сообщил об этом проекте в Наркомат ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову и направил его для рассмотрения в Главный Морской штаб. Однако, 11 ноября 1941 года реализация этого проекта в сложнейших условиях начала войны была признана нецелесообразной.

31 октября 1941 года Тюменская судоверфь и эвакуированные предприятия НКСП были объединены и объединению было присвоено наименование «Тюменский завод № 639 НКСП». К тому времени на заводе работало всего 977 человек, т.е. 46% от штатного состава.

Несмотря на тяжелое положение, нехватку рабочей силы и электроэнергии, в Тюмени началось строительство торпедных катеров Г-5-XI- бис конструкции А.Н. Туполева. Производственная программа на 1941 год предусматривала выпуск 19 катеров. Во второй половине 1941 года тюменские судостроители достроили и подготовили для спуска на воду катера, прибывшие вместе с эвакуированными предприятиями. Коллектив трудился самоотверженно, но план завода по товарному выпуску оборонной продукции был выполнен всего на 30,9%. Этот показатель был обусловлен отсутствием транспорта, договоров с поставщиками, процесс обустройства и размещения эвакуированных заводов и рабочих не был завершен, не хватало рабочей силы.

Положение завода в этот период времени хорошо освещено в объяснительной записке директора завода № 639 В.В. Никифорова в Наркомат Госконтроля Союза ССР от 21 января 1942 года.


11 января 1942 года директор завода В.В. Никифоров обратился к начальнику Главного управления трудовых резервов СНК СССР Москатову по вопросу закрепления рабочей силы за заводом.
Трудности, которые испытывали судостроители, побудили руководство завода обратиться к заместителю наркома ВМФ адмиралу Л.М. Галлеру и начальнику Управления кораблестроения инженер-контр-адмиралу Н.В. Исаченкову с просьбой о содействии в закреплении материальной базы предприятия. В письме прямо указывалось, что «завод № 639 в настоящее время (декабрь 1941 г.) является единственной базой постройки торпедных катеров для ВМФ».

Меры были приняты и положение выправилось. В декабре 1941 года подвели первые итоги. Завод достроил 16 торпедных катеров и 3 разборные баржи водоизмещением 250 тонн. Вся продукция была принята инженерами ОТК предприятия и военпредами отделения Контрольно-приемного аппарата управления кораблестроения ВМФ.

Спущенные со стапелей катера первоначально предполагалось испытывать на реке Тура. Однако от этого варианта пришлось отказаться, т.к. фарватер реки был усеян топляком. Поэтому катера грузили на железнодорожные платформы и отправляли в г. Пермь на реку Каму. Там проводились ходовые испытания, после чего катера отправлялись на фронт. Эшелоны с готовой продукцией регулярно отправлялись из Тюмени на Черноморский флот, на Балтийское море и во Владивосток.

С октября 1942 года на завод стали поступать американские двигатели «Панкард» и «Холли-Скотт», полученные по лендлизу. Их установка повлекла за собой изменения в конструкции катеров.

В 1943 году одновременно с постройкой катеров типа Г-5 на заводе началась разработка проекта нового торпедного катера 123-бис с повышенной мореходностью, увеличенной дальностью плавания. В его основу были положены технические данные торпедного катера С-505, построенного на Ленинградском заводе № 194 и прошедшего испытания еще накануне войны.

Таким образом, завод № 639 стал выпускать катера двух типов Г-5-Х1-бис и 123-бис «Комсомолец» в двух вариантах - с трубными аппаратами и без них. Тактико-технические данные катеров различались только торпедными аппаратами и двигателями: отечественными и американскими. Постройка серийных катеров типа «Комсомолец» должна была развернуться в 1944 году.

В 1943 году со стапелей завода № 639 сошло 52 катера, которые были направлены на Черноморский, Балтийский и Тихоокеанский флоты. Тюменские судостроители трудились на благо Победы не покладая рук. Они выступили с инициативой сбора средств для постройки катера «Тюменский рабочий», а ученики школы № 25 г. Тюмени - катера «Тюменский пионер».

В 1944 году на заводе № 639 работало 2076 человек. Завод постоянно испытывал трудности в снабжении электроэнергией. Это сказалось снижением производства. Всего за 1944 год было построено 37 катеров и выпущено 14164 боеголовки для реактивных снарядов РС-13. Тюменские катера продолжали сходить со стапелей, отправляясь на сдаточную базу завода в г. Батуми и далее - на фронт. Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота.

Тюменскими корабелами было построено 4 головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт.

На заводе № 639 в 1945 году построили и сдали фронту 44 торпедных катера и буксир типа «400 НР» № 144. Коллектив предприятия, насчитывающий в 1945 году 2400 рабочих, 400 инженерно-технических работников и служащих достойно выполнил свой долг перед Родиной. Слава о катерах гремела по всем флотам.?

С окончанием войны в Европе эшелоны с тюменскими катерами двинулись на Дальний Восток. Продукцией Тюменского судостроительного завода была полностью укомплектована бригада торпедных катеров Тихоокеанского флота.

Всего за время войны тюменские корабелы построили 165 торпедных катеров, 134 ед. типа Г-5 и 31 ед. типа 123-бис «Комсомолец».


За самоотверженный труд и выпуск оборонной техники, способствующей разгрому немецко- фашистских захватчиков и японских милитаристов в годы Великой Отечественной войны, коллективу завода было вручено Красное знамя Государственного комитета обороны СССР.

341 работник завода и 32 сотрудника Байкальской сборочной верфи, прикомандированных к заводу, были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

К 40-летию Победы за заслуги в обеспечении техникой Советской Армии и Военно-Морского флота 4 мая 1985 года Тюменский судостроительный завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Источник: Тюменские судостроители в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / Сост. Е.И. Долгушина. Тюмень: Облгосархив, 2002. 46 с.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.