Топ-100

Тюменские торпедные катера на стапелях и в бою

Опубликовал: zampolit, 23-07-2019, 10:27, Великая Победа, 909, 0

На катерах, построенных в Тюмени, отважно сражались с врагом моряки 1-й Севастопольской ордена Нахимова I степени (командир — капитан 2-го ранга Г. Д. Дьяченко) и 2-й Новороссийской Краснознаменной (командир — капитан 2-го ранга В. Т. Проценко) бригад торпедных катеров Черноморского флота. Они особо отличились при освобождении Новороссийска 16 сентября 1943 года. Здесь тюменские катера впервые использовали свои торпеды для ударов по береговым укреплениям врага. Всего 16 катерами было выпущено 44 торпеды, из них взорвалось 33. Торпеды разрушили 13 дотов, 9 дзотов, 1 прожектор, 10 огневых точек гитлеровцев. Во время операции катерники потеряли 5 катеров, 9 получили повреждения. Погибло 11 моряков, четверть всех участвовавших в операции была ранена, но над Новороссийском взвилось Красное Знамя.

В Керченско-Эльтигенской операции катерниками В.Т. Проценко было потоплено 6 и повреждено 3 быстроходных десантных баржи врага. Катера офицеров Клименко, Петренко, Михайлова, Смехова, Кравцова - Бублика высадили на плацдарм 1114 человек и доставили 17 тонн боеприпасов. Результатом этих успешных боев стало освобождение Анапы.

Всего же в 1943 году со стапелей завода № 639 сошло 52 катера, которые были направлены на Черноморский, Балтийский и Тихоокеанский флоты. Тюменские судостроители трудились не покладая рук. Они выступили с инициативой сбора средств для постройки катера «Тюменский рабочий», а ученики школы № 25 Тюмени — катера «Тюменский пионер».

В 1944 году на заводе насчитывалось 2076 человек, из них было 225 стахановцев, 177 ударников и 143 двухсотника.

Завод постоянно испытывая трудности в снабжении электроэнергией. Это отрицательно сказывалось на ходе производства. Оно резко снизилось: всего за 1944 год было построено 37 катеров и выпущено 14164 боеголовок для реактивных снарядов РС-13. В этих непростых условиях завод № 639 возглавили новые руководители. Директором предприятия был назначен опытный инженер Израиль Натанович Крысов, а главным инженером — Анатолий Тимофеевич Андреев. Тюменские катера продолжали сходить со стапелей и пополнять Черноморский флот. Они приняли участие в освобождении города русской славы — Севастополя.

С 9 апреля по 11 мая 1944 года 2-я бригада торпедных катеров Черноморского флота, полностью оснащенная тюменскими катерами, потопила 10 транспортов и повредила 4 сторожевика гитлеровцев. 1-я бригада Г.Д. Дьяченко уничтожила 8 транспортов и повредила 2. При этом потери с нашей стороны составили 3 торпедных катера и 12 человек погибших.

25 мая 1944 года завершились военные действия в советской части акватории Черноморья. Черноморцы начали свой освободительный поход. Отдельный отряд катеров капитан-лейтенанта В.С. Пилипенко в составе Дунайской флотилии освобождал Румынию, Югославию и завершил свой поход 6 мая 1945 года вблизи австрийского города Линца. Бригады Георгия Даниловича Дьяченко и Виктора Трофимовича Проценко участвовали в освобождении Констанцы, Сулины, Варн.

Но не только на Черном море сражались тюменские катера. В 1944 году они были впервые введены в строй Онежской военной флотилии. Эшелоны с готовой продукцией направлялись на Балтику.

Тюменские катера, в том числе и ТКА-135 «Тюменский рабочий», построенный коллективом цеха № 10, входили в состав 1-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота, которой командовал капитан 1-го ранга (впоследствии адмирал) Григорий Григорьевич Олейник, а затем капитан 1-го ранга Александр Васильевич Кузьмин. Особо отличились в боях с врагом Герой Советского Союза Василий Михайлович Старостин, капитан 3-го ранга Иван Яковлевич Становной и другие. В свинцовых водах Балтики тюменские торпедные катера были постоянно на острие атак.

В сложнейших условиях военного времени рабочие судоверфи трудились не зная усталости, по нескольку смен подряд. Особая ответственность лежала на заводской сдаточной бригаде. В нее входили механики. Константин Захарченко, Иван Крамаренко, корпусник Николай Шутов. Руководил ею ответственный сдатчик завода Александр Николаевич Бунин. Слесарь Павел Федорович Мурзов за умелые и самоотверженные действия при вводе катеров в строй был награжден орденом Красной Звезды. И таких людей на заводе было немало. Их руками был построен и спущен со стапелей головной катер типа 123-бис «Комсомолец» ТКА-265, а затем еще 3 подобных катера. Все они были отправлены на Балтийский флот. В августе 1944 года «Комсомольцы» прибыли в Кронштадт и начали выполнять боевые задания.

Балтийские моряки на тюменских катерах Г-5 наносили врагу удар за ударом. Они потопили 3 корабля гитлеровцев в Нарвском заливе, участвовали в освобождении Выборга, Кунды, Палдиски. 22 сентября 1944 года торпедные катера капитанов 3-го ранга Е.В. Осецкого и И.Я. Становного, первыми вошли в Таллиннский порт.

В заключительных военных операциях на Балтике приняли участие и катера типа «Комсомолец». Капитан 1-го ранга А. В. Кузьмин писал: «Впервые боевое использование катеров типа «Комсомолец» имело место в период с 10 апреля по 9 мая 1945 года на Балтийском море, в Данцигской бухте, в районе Мемель-Либава, где они действовали как самостоятельно, 2—3 ТКА, так и совместно с катерами Г5-116. Командирами ТКА и непосредственными испытателями их боевых качеств в морских боях являлись: командир отряда торпедных катеров капитан- лейтенант Ефименко П.П.; командиры звеньев — гвардии капитан-лейтенант Солодовников В.В., старший лейтенант Филимонов Н.С., лейтенант Осис И.П. и механик отряда старший техник-лейтенант Ушкалой М.И. За период боевых действий ТКА «Комсомолец» 3 катерами утоплено 2 эсминца, транспорт «Зибель» водоизмещением 6000 тонн и проведен ряд других боевых операций, в которых имели место частые случаи боевых столкновений с кораблями и катерами противника». По мнению A.В. Кузьмина, «данный тип торпедного катера (т. е. «Комсомолец») является лучшим типом ТКА прибрежного действия».

Тюменские катера сражались до последнего дня войны. 9 мая 1945 года ТКА-37 под командованием старшего лейтенанта B.И. Тропенко с надписью на рубке «От Ленинграда до Борнхольма» вошел в гавань Реннье датского острова Борнхоль с десантом на борту. В этот же незабываемый победный день катера под командованием дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина, Героя Советского Союза С.А. Осипова и И.Я. Становного приняли участие в освобождении Либавы, поставив победную точку в борьбе с гитлеровцами на Балтике.

Вместе со всем народом радостно встретили заводчане весть о Великой Победе. Однако на митинге заместитель главного инженера завода Соломон Владимирович Гольдгефнер заявил: «Знамя мира реет над Европой, а в Азии мира еще нет! Поэтому нам не нужно успокаиваться, а выполнять план постройки нашего грозного оружия».

Эшелоны с тюменскими катерами двинулись на Дальний Восток. Продукцией Тюменского судостроительного завода была полностью укомплектована бригада торпедных катеров Тихоокеанского флота. Сразу же после начала войны с Японией катерники бригады, которой командовал капитан 2-го ранга Николай Фомич Кухта, получили боевое задание. 9 августа 1945 года группа из 4 торпедных катеров Г-5, под командованием капитана 3-го ранга К.В. Казачинского, атаковала японские транспорты в порту Расин, а другая — из 5 катеров во главе с капитан-лейтенантом М.Г. Маликом — совершила рейд на Сейсин. В результате успешных действий катеров в Расине было потоплено 4 транспорта противника, а в Сейсине повреждено 7 японских судов.

Тихоокеанцы участвовали в проведении десантных операций в порты Кореи. 12 августа на торпедных катерах, сделанных в Тюмени, они освобождали порты Расин и Унги, 16-го — Сейсин, а 21 августа завершили свой поход на Тихом океане освобождением Гензана.

Тюменские корабелы в 1945 году построили и сдали флоту 44 торпедных катера и буксир типа «400НР» № 144. Коллектив, насчитывавшей в 1945 году 2400 рабочих, 400 инженерно-технических работников и служащих, достойно выполнил свой долг перед Родиной. Слава о катерах гремела по всем флотам.

Всего за время войны тюменские корабелы построили 165 торпедных катеров: 134 типа Г-5 и 31 типа 123-бис «Комсомолец». 341 работник Тюменского судостроительного завода и 32 сотрудника Байкальской сборочной верфи, прикомандированных к заводу, были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота 4 мая 1985 года Тюменский судостроительный завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Источник: И. Ермаков, «Тюмень тыловая», Екатеринбург, средне-Уральское книжное издательство, 1995 г.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.