42-я моторизованная инженерная Львовская ордена Красной звезды бригада
Бригада сформирована 4.10.1942 г. на Воронежском фронте как 42-я инженерная бригада спецназначения РВГК в составе: управление бригады, 207, 208, 209, 210 и 211-й батальоны инженерных заграждений, 34 электротехнический батальон, 24-й отряд электрификации и автотракторная рота.
В ноябре 211-й батальон инженерных заграждений переформирован в 211-й батальон спецминирования, в декабре 1942 г. автотракторная рота — в рота управления.
В июле 1943 г. 211-й батальон спецминирования переформирован в 211-ю роту спецминирования; 210-й батальон инженерных заграждений и 24-й отряд электрификации расформированы.
1.06.1944 г. на 1-м Украинском фронте бригада переформирована в 42-ю моторизованную инженерную бригаду РВГК в составе:
- управление бригады, рота управления,
- 207-й (п.п. 11872), 208-й (п.п. 26595) и 209-й (п.п. 12396) моторизованные инженерные батальоны,
- 34-й батальон электрозаграждений (п.п. 32458),
- 211-я рота спецминирования (п.п. 26454),
- медико-санитарный взвод.
В октябре 1945 г. бригада расформирована.
На Воронежском, Юго-Западном и 1-м Украинском фронтах 4.10.1942 г. — 11.05.1945 г.) бригада обеспечивала боевые действия 3, 4, 5 и 6-й гвардейских, 6, 18, 21, 38 и 60-й армий, 3 и 4-й гвардейских танковых армий, участвовала в Сталинградской наступательной, Харьковской и Курской оборонительных, Белгородско-Харьковской наступательной, Киевской оборонительной, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Восточно-Карпатской, Сандомирско-Силезской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской и Пражской наступательных операциях, обеспечивала преодоление войсками рек Днепр, Гуйва, Западный Буг, Сан, Нида, Одер и Бобер, участвовала в освобождении городов Бердичев, Ченстохова, Львов, Перемышль, Штейнау, Нейсе, Леобщютц, Штрелен и Бреслау, в освобождении Польши, Германии и Чехословакии.
Бригада удостоена наименования Львовская (10.08.1944 г.), награждена орденом Красной Звезды (05.04.1945 г.). Верховным Главнокомандующим личному составу бригады объявлено 4 благодарности.
Моторизованные инженерные батальоны награждены орденами и удостоены наименований:
207-й — Ченстоховский (19.02.1945 г.), орденами Богдана Хмельницкого 3-й ст. (05.04.1945 г.) и Красной Звезды (10.08.1944 г.);
На боевом счету 207-го омиб значилось 67 подорванных немецких танков и 56 автомашин, один сбитый самолет, полторы тысячи уничтоженных гитлеровцев. Только в боях было взято четыреста пленных (около 1000 человек сдались без сопротивления).
Выполняя задачи по устройству минновзрывных заграждений, личный состав батальона установил 68253 противотанковых и противопехотных мины, почти 600 фугасов и мин замедленного действия, заминировал 111 крупных и средних мостов, взорвал в процессе боев 37 крупных мостов.
Расчищая советским войскам путь к Победе, специалисты батальона разминировали около 20 тысяч мин разных систем и 63 крупных моста, подготовленных противником к взрыву. Более 600 километров дорог, было проверено на минирование. Кроме того, саперы батальона построили несколько сот мостов протяженностью 4800 погонных метров.
208-й — орденами Александра Невского (26.04.1945 г.) и Красной Звезды (26.04.1945 г.);
209-й — орденом Красной Звезды (26.04.1945 г.);
34-й батальон электрозаграждений — орденами Александра Невского 04.06.1945 г.) и Красной Звезды (26.04.1945 г.);
211-я рота спецминирования — орденом Красной Звезды (04.06.1945 г.).
Бригадой командовали:
подполковник, с 31.03.1943 г. полковник В.П. Краснов (октябрь 1942 г. — декабрь 1943 г.);
полковник М.Ф. Новиков (январь — апрель 1944 г.);
подполковник, с 03.11.1944 г. полковник Е.А. Бондарев (апрель 1944 г. — до конца войны).
О боевом пути 207-го моторизованного инженерного батальона можно узнать в мемуарах Немчинского А.Б. «Осторожно мины».