Топ-100

Деревни которых нет - из истории населенных пунктов Абатского района

Опубликовал: zampolit, 25-02-2020, 13:05, Путешествие в историю, 5 203, 0

История исчезнувших деревень, расположенных рядом с деревней Бития: Иры (56°23'30"N 70°45'12"E), Шалашино (56°22'38"N 70°52'58"E), Пеньково (56°21'57"N 70°53'57"E), Гущино (56°22'20"N 70°54'15"E), Мариновка (56°24'13"N 70°57'1"E), Кордон, Сараева (56°20'16"N 70°50'32"E), Гондатинка (56°19'38"N 70°48'46"E) тесно связана с историей присоединения Сибири к России и освоения ее русскими в XVI веке. Проблему самообеспечения зауральских территорий решила крестьянская колонизация края. Уже в 90-е годы XVI века государство предоставляло земли всем желающим при условии обработки за это определенной площади на государя.


Первоначально «на вечное житье» за Урал переводились крестьяне из европейской части страны. Но еще чаще правительство прибегало к вербовке крестьян - добровольцев, которым выдавалась безвозвратная денежная или натуральная помощь, они были освобождены и от несения феодальных повинностей на тот или иной срок. От гонений укрывались в Сибири староверы.


Селились в основном по берегам рек, которые служили не только транспортными артериями, но были и источником водоснабжения и рыболовства. Ир, река небольшая, впадает в реку Ишим возле деревни Спирино (56°27'26"N 70°41'54"E), на ней или рядом располагались деревни: Иры, Шалашино, Бития, Пеньково, Гущино. Из всех этих деревень сегодня существует одна - Бития. До революции эти деревни относились к Пановской волости, Тюкалинского уезда. В 1923 году, с образованием Абатского района, территории Пановской волости отнесли к Крутинскому району Сибирского края. В 1939 году Битиинский сельский совет был передан Абатскому району в составе Омской области. С 14 августа 1944 года все эти деревни, за исключением Мариновки, стали относиться к Абатскому району Тюменской области.

Деревня Иры (56°23'30"N 70°45'12"E) располагалась в нижнем течении реки Ир. Появилась деревня, в начале XVII века, так как в 1721 году уже были зафиксированы гари. Среди переселенцев и беглых было много ревнителей «древнего благочестия» - старообрядцев. Известно, что движение старообрядцев началось с протеста против записи их в двойной подушный оклад. Так, в знак протеста в июне 1721 - 1722 годах совершались гари в Ировской деревне Абатской слободы и селениях Ишимской волости.

Подтверждения того, что Иры была старообрядческой деревней, есть и у Ноздрина Г.А.: «Ировские крестьяне Федор и Семен принимали участие в организации самосожжений 12 и 28 марта 1724 года в болотистых местах на реке Пышме, куда съехались старообрядцы ишимских и тюменских деревень» и далее: «В конце 18 века - начале 19 века крестьянин Герасим Сысоев в д. Ировской Абатской слободы построил старообрядческую часовню. В часовне «было устроено разных икон немалое количество, наставленных на полках во всю восточную стену: два клироса, два налоя и крест, по - видимости медной литой позолоченной, притом книги: псалтырь следованная, два правильника и называемой налойной часослов». В ней собиралось не малое число разных деревень крестьян мужского и женского пола на богомолье, в том числе голова Камышинской волости Ефрем Панов. По обвинению в отвращении людей от православной церкви Сысоев был осужден в 1809 году. По требованию тобольского архиепископа Амвросия разрушили часовню».

Староверов помнят в деревне в 30-40 годах XX века. Семенова (Лаптева) Зиновья Григорьевна рассказывает: «Дед кержак, Ефимушка, так называли его в деревне, съездил куда- то и привез себе на крест листвяк, сделал из него восьмиконечный крест. В крест было врезано распятие...». Этот крест стоял долго и сгорел примерно в 2008 -2010 годах. «Другой старовер, - продолжает Семенова, дед Сафрон (Глебов Сафрон Иванович) имел много старинных книг. Эти книги, когда пришла советская власть, он прятал у моей бабушки, Зиновьи Ермолаевны, в подполе. Дед Сафрон держал много лошадей, коров. На Ирах была начальная школа, когда я пошла учиться, тетрадей не было, и я вырывала листы из этих книг. Учительница, Ярцева Антонина Ивановна увидев эти листы, спросила: «Где взяла?», но я ей и сказала, что таких книг у нас много. Как только дед Сафрон услышал, что знают, где спрятаны его книги, запряг коров, сложил все книги в коробуху (она была почти полная) и уехал. Больше его на Ирах не видели, его коров и коней забрали в колхоз».

То, что люди жили здесь давно, говорит и тот факт, что, когда началось освоение целинных земель, на гряде, называемой в народе Ировские урочища, выпахали какие-то старые пряжки. Пахать прекратили. Прибывшая вскоре группа археологов из четырех человек нашла там шлем, металлические пряжки от седел, сбруи. Рядом с Ирами находилась деревня Ишова, которая позднее стала называться маленькими Ирами. На Ирах была ветряная мельница, водяная мельница, которая находилась в километрах двух от деревни, в сторону Ощепкова. Еще одна водяная мельница находилась посредине деревни. Зерно мололи не только ировские, но из деревень Гуселетова (56.330954, 70.756387), Битии, Шалашино. За размол мельники брали гарсы (плату). Жители сеяли пшеницу, рожь, лен. Были сушильные овины, большой зерносклад.

Магазин появился в колхозное время, а до этого один дед держал лавку. Из верхней одежды были тулупы, шубы, барчатки (шубы с пояском) - из овчины. Носили и шубурчики (основа была холстяная, другая нить - шерстяная, этот материал потом мяли).

В Ирах был колхоз «Красный животновод», который в 1931 году был присоединен к колхозу «Красный пахарь» (д. Бития). Объединению послужило ежегодное весеннее наводнение. Однако в 1932 году ировчане отделились и снова стали жить самостоятельно. Образование колхоза сопровождалось раскулачиванием, так у Новгородцевой Пелагеи сына выслали.


В колхозное время ировские поля были возле с. Зимино (56°16'52"N 70°51'58"E), где стояли 2 дома. Люди жили там, пока были заняты на сельхозработах. В колхозе выращивали коров, овец. Председателем был Гудожников. Он запомнился людям тем, что для людей сеял сверх плана зерно (7 га) и давал мясо, списывая на падеж. За эго его посадили на 7 лет. В годы Великой Отечественной войны председателем был Братцев Иван Иванович. На войну ушли 50 человек, а вернулись - 12, многие раненные. На Ирах была начальная школа, клуб (показывали немое кино). В больницу ездили в Ощепково.

После войны колхозы деревень Иры (56°23'30"N 70°45'12"E), Гандатинка, Сараева (56°20'16"N 70°50'32"E) объединились в колхоз имени Андреева, который возглавил Новгородцев Петр Яковлевич. В 1960 году на Ирах было 32 двора с населением 137 человек. С образованием совхоза «Коневский» Иры стали его отделением. В 1979 году в Ирах оставалось всего 2 дома и проживало 3 человека. Последними уехали в Битию Тюменцев Петр Никифорович и Братцева Устиния. В Ирах были известны семьи с такими фамилиями: Глебовы, Леоненко, Исаченко, Ощепковы, Новгородцевы, Тюменцевы, Чикишевы, Братцевы, Русаковы, Челноковы, Колмаковы, Граб (появился после 1 Мировой войны, пленный австриец).

Пеньково (56°21'57"N 70°53'57"E)

Деревня Пеньково находилась на левой стороне увала, от кладбища. Затем она была перенесена в правую сторону от кладбища, вдоль увала. Причина, но которой деревня поменяла свое местоположение такова: сестра Чернышовой Настасьи Трофимовны в порыве ревности, (муж ушел жить к другой женщине), подожгла их дом. В результате выгорела вся деревня. Женщина, испугавшись расправы односельчан, из деревни сбежала. На месте выжженной деревни, позднее, в колхозное время, находился кирпичный свинарник. На новом месте Пеньково расположилась вдоль увала одной улицей, внизу на лугу, протекает река Ир. Жители занимались земледелием: выращивали рожь, ячмень, пшеницу, лен. Держали скот: крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Одежду шили сами: холстяные рубахи, платья, брюки. Из верхней одежды - шубуры, тулупы. Известно, что в 1869 году в Пеньково проживало 179 человек. Наиболее часто можно было встретить людей с фамилией Лузины, Дягилевы, также жили - Голубцовы, Бекетовы, Федосеевы, Грабежовы, Чернышовы, Мошарских, Горкунов.

В начале 1930 года в деревне был организован колхоз «Бригада», первым председателем был Голубцов Иван Иванович, после работал Мошарских. Вместе с Пеньковскими работали жители деревни Гущино. В 1939 году в Пеньково проживало 233 человека. Были построены кирпичные свинарник и коровник, для овец - деревянный овчарник. Разводили и лошадей. Из зерновых выращивали: пшеницу, рожь, ячмень, овес, засаживали большую площадь картофелем. В деревне была начальная школа, работала там Васильева Анисья Семеновна. Был клуб, магазина не было, за товаром ходили в Битию или в Паново. Дети без работы не сидели, окончив занятия, пололи лен и зерновые, пасли телят, возили копны, осенью - собирали колоски, зимой - собирали золу, чтобы весной ее использовать в качестве удобрения на полях.

Зерно возили на склад в Шалашина (56°22'38"N 70°52'58"E). Мололи зерно на своей водяной мельнице, которая находилась в Луках. Работали от зари до зари, практически ничего не получая на трудодни. Особенно тяжело жилось в годы Великой Отечественной войны: вся работа легла на женские и детские плечи, холод, голод: хлеба не было, ели картофель (в эти годы он рождался особенно мелким). Весной ребятишки искали медунки, крапиву. Как только на боярышнике распускались листочки, их собирали, сушили, заваривали кипятком и ели. А когда появлялись пеканы, полевской лук, которые рвали мешками, начиналось настоящее пиршество. Летом жили на ягодах и грибах, запасали их на зиму. С весны до поздней осени ребятишки бегали босиком, зимой же были валенки. Домой с фронта не вернулись более 30 мужчин. После войны стали давать на трудодни.


В 1951 году происходит укрупнение колхозов: деревни Бития, Шалашино, Пеньково образовали колхоз имени Когановича, который возглавил Пермяков Николай Егорович. Горкунов Федор Иванович был бригадиром полеводческой бригады в Пеньково, Чернышов Степан Петрович заведовал МТФ. В 1960 году в деревне было 37 дворов и проживало 135 человек. В 1961 -1965 годах колхозы реорганизовали в совхозы, Пеньково вошла в совхоз «Коневский». В это время в деревне была ферма, полеводческая бригада, магазин, начальная школа. Деревня стала разъезжаться в 70-х годах (закрыли магазин, в 1972 году - школу). В 1979 году оставалось 24 двора и проживало 58 человек. Последними покинули деревню Черепановы: Геннадий Андреевич и Анисья Семеновна.

Гущино (56°22'20"N 70°54'15"E)

Гущино находилось рядом с деревней Шалашино, напротив деревни Пеньково, в двух километрах от Битии, на увале. В 30 - 50 годы XX века деревня входила в колхоз «Бригада» (Пеньково), вместе они работали и в совхозное время. Известно, что в 1960 году в Гущино было 14 дворов и проживало 42 человека. Жили семьи Шананины, Мякишевы, Бекетовы, Горины, Приваловы, Федосеевы. Федосеевы Михаил Васильевич и Парасковья воспитали одиннадцать детей, сам Михаил Васильевич прошел через три войны: Финскую, Отечественную, Японскую. Ликвидирована деревня после 1960 года.

Мариновка (56°24'13"N 70°57'1"E)

Деревня находилась в километрах двух, в северо - восточном направлении от деревни Шалашино. Жителей этой деревни называли лагютонами. Существует такое предание: пришли ходоки с губерний Орловской и Пензенской к шалашинским, расспросили их, где можно поселиться. За Шалашино нашли место между двумя увалами, между ними протекает речка. Деревня была большая: протяженность по одному увалу составляла два с половиной километра и еще 14 дворов было на другом увале. Улица была широкая, чистая. В 60-х годах XX века в деревне были магазин, школа, ветряная мельница. Жили семьи: Поздняковы, Ухины, Мартыновы и другие. Последние жители уехали в 1980-х годах.

Кордон

Кордон находился в хозяйстве лесхоза. В 1947 году там жили девять семей. Заведовал всем лесник Осипов Семен Семенович. Жили Иващенко, Жульдиков, Осиповы, Тельцова Ксения, Максимовна, Платон. На Кордоне было два больших дома (по 4 комнаты) и избы. Было большое лесное озеро (сейчас его нет), питомник (выращивали елки и сосенки), собирали семена сосны и ели, росла там и брусника. Позднее (в 60-х г.) занимались звероводством (разводили чернобурок).

Сараева (56°20'16"N 70°50'32"E)

Первоначально деревня Сараево располагалась на лугу, в метрах ста от известного всем места летней дойки. Рядом протекает река Сугатка. Названа деревня по фамилии первого основателя - Сараева. Ежегодное весеннее половодье явилось причиной переселения на увал. Известно, что в 1869 году в деревне проживало 109 человек. В 1930-х годах организовали колхоз «Новый Увал». Своей школы в деревне не было, ходили в соседнюю Гондатинку, туда же ходили и в магазин. Фамилии Зеновкин и Титоров появились в деревне в 1920-30 годах. Гонимые голодом люди пришли с европейской части России, с Орловской губернии. В 1939 году в Сараево проживали 181 человек. Не вернулись с войны более 20 человек.?

В начале 1950-х годов произошло укрупнение колхозов. Иры, Гондатинка, Сараево объединились в колхоз имени Андреева, возглавил который Новгородцев Петр Яковлевич. В 1960-х годах Сараево вошла в совхоз «Коневский». В это время в деревне стали строить дома - пятистенки, до этого времени были избы. Проживали Глебовы, Поповы, Петровы, Сараевы, Черновы, Поротниковы, Федосеевы, Задворнов, Леоненко, Гудожниковы, Зеновкины, Титоровы, Шмаков, Шананины. Была начальная школа. Учителями работали Зоя Прокопьевна Челнокова, а затем Антонина Андреевна Федосеева. Учились в две смены. Заканчивали 8 классов в Битиинской школе, жили в интернате в Битие. В деревне была ферма, где держали коров, коней, овец. Молоко перерабатывали на своем сливкоотделении и везли в Конево, позднее молоко возили в Битию. Была полеводческая бригада, пасека (заведовал Зеновкин Дмитрий Васильевич), кузница (работал Попов Петр), контора, магазин. В 1960 году в Сараево было 35 дворов и проживало 135 человек, в 1979 году - 34 двора и 91 человек.

Гондатинка(56°19'38"N 70°48'46"E)

Гондатинка образовалась в 1908 году, а до этого времени деревня располагалась между деревнями Гуселетовой и Ирами, на Протоке. Называлась деревня Проклятка (жители деревни были скупыми и никогда не подавали просящим, те их и прокляли. Так за деревней и закрепилось это название). Жители деревни перебрались на увал. Новая деревня стала называться Гондатинка и располагалась она в километре от Сараева. Сейчас на месте деревни стоят тополя, растет черемуха и малина.


В 1939 году в Гондатинке проживало 273 человека, с войны не вернулись 16 человек (по спискам погибших). После войны в деревне работала начальная школа, в ней учились и дети из Сараево, магазин. Деревня располагалась от речки (сейчас ее называют Гондатинская речка) вдоль дороги (по обе стороны) и вдоль увала (вдоль левого берега речки). Налево от моста находилась мельница. Известна была Гондатинка своими качелями, они были устроены и для взрослых, и для ребятни (по правую сторону дороги Сараево - Конево). Ликвидирована деревня после 1960 года.

Основной источник: Тумашова О.Н. «Исчезнувшие деревни», Центральная районная библиотека, с. Абатское, 2017 г.

Об исчезнувших населенных пунктах Тюменского района мы рассказали здесь, как и Нижнетавдинского района. Можно посмотреть наш материал о ликвидированных населенных пунктах Сладковского района Шадринке, Пургино, Головинка, Васильевка , Ураловка.


скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +12
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.