Топ-100

Об исчезнувшей деревне Шешукова и людях ее прославивших

Опубликовал: zampolit, 31-08-2021, 19:19, Путешествие в историю, 2 153, 0

История исчезнувшей деревни Шешуковой исчисляется ни одним столетием. В дозорных книгах за 1624 г. среди перечисленных хозяйств встречаются записи владельцев однодворных и двудворных деревень, которые позднее вошли в Созоновскую волость. Официально же волость, как административная единица низовых органов власти, начинает существовать в Сибири с 1780 г.

В этот исторический период (особенно после реформы 1861 г.) тысячи хлеборобов из Европейской России: Вятки, В. Устюга, Соли Вычегодской, Холмогора, Среднего и Северного Приуралья и других мест, перевалив через «Камень», двинулись вниз по Туре, Исети, Пышме, Тоболу, и Иртышу и стали здесь оседать. Многие осели вдоль дороги, шедшей из Верхотурья в Тобольск.

Согласно преданиям, первыми переселенцами деревни Шешуковой были отпрыски тюменских купцов Шешуковых. Один из них, купец первой гильдии, в 1850-х гг. был в Тюмени городским главой, который в 1853 г. на свои средства построил в Тюмени на улице Подаруевской (ул. Семакова) напротив главного входа на территорию Знаменской церкви первое учебное заведение (здание до наших дней не сохранилось). Портрет этого купца, выполненный на холсте, экспонировался в краеведческом музее.

Обширные земельные угодья в здешних местах в то время принадлежали в основном татарским селениям, русские переселенцы селились на свободных землях. Население татарских деревень значительную часть неиспользованных угодий (сенокосов) отдавало в аренду. Права татарскому населению на обширные угодья, как привилегии, были даны согласно положению, при котором владельцы угодий платили в царскую казну ясак. Владельцы таких обширных земельных угодий назывались «ясачными татарами».

С самого начала освоения Сибири здесь не было помещичьих владений, не было и крепостных крестьян. Уже в 90-е гг. XVI века московское правительство приступило к организации «государевой» или десятинной пашни. Объявив все земли за Уралом государевыми, оно стало представлять их всем желающим при условии обработки за это определенной площади на государя. Так Тобольский воевода князь Сулешов Ю.Я. в 1624 г. установил, что за обработку двух десятин «государевой» пашни крестьяне могли получить по 5 или более десятин для собственного хозяйства.

Государственным крестьянам, пожелавшим ехать «на вечное житье» выделялась безвозвратная ссуда в виде денег или натуральной подмоги, размеры которых составляли по 10 рублей на человека и сверх того - по 20 пудов ржи, 4 пуда ячменя, 16 пудов овса и 1 пуд соли. Иногда в «подмогу» выделяли лошадей, коров и мелкий скот. Тяжело достался переселенцу-крестьянину первый хлеб. Землю под пашню нужно было отвоевать у леса - корчевать, поднимать целину, нести убытки от наводнений.

Как известно, частной собственности на землю, в отличие от Европейской России, в Сибири не было, как не было и помещичьих владений. Пашни, сенокосы, пастбища закреплялись за государственными крестьянами и сельскими общинами. Кроме того, земли отводились по специальным грамотам ссыльным. Так по указу Тобольского губернатора Д. Чечерина (XVIII в.), на территории Бронниковской волости образуется два поселения: деревня Защита, куда определено 27 ссыльных, деревня Анисимовка - 23 семьи. В 1775 г. первые 59 ссыльных основали деревню Мастеровую.

Кроме получения земель по грамотам и передачи их по наследству, крестьяне-переселенцы приобретали землю по поступным (от слова «поступился» в чем-то) у посадских крестьян и служилых людей.

В некоторых исторических исследованиях Сибири можно найти, например, такие записи: «...По поступной служилого человека Петрушки Дмитриева приобрел землю Яков Якимов, сын Быдыльдин, живший в деревне Костериной своим домом».

Несмотря на то, что Сибирский приказ и воеводская канцелярия постоянно подчеркивали условность владений («.. .Тех земель не продать, не заложить, в монастырь и церковь не отдать...»), крестьяне считали себя полноправными владельцами возделанной земли. Но крестьянину снова напоминали: «Природной своей землей или землей отцовской и дедовской, наследник которой имеет право владеть вечно, а продать на сторону, заложить и во всякие крепости укреплять не может».

Прошло много лет. История упомянутых исчезнувших деревень, судьба их жителей сложились довольно драматично. Деревня Шешукова (когда-то, еще значительно ранее называющаяся Басачурова), располагалась в 42 км от Тюмени, в излучине р. Тура, в 2 км от Тобольского тракта. Деревня одной стороной, наиболее возвышенной, прилегала к довольно большому пруду, носящему название Черное озеро (57°8'40"N 66°6'44"E). Другой стороной, наиболее низкой, деревня упиралась огородами в продолговатое озеро Озаново. По другую сторону озера, выстроившись в ряд, стояли ветряные мельницы, принадлежащие зажиточным крестьянам Александровским и Ефимовским (так звали здесь большие крестьянские семейства по имени своих патриархов, основателей семейных линий). Нужно заметить, что некоторые из них просуществовали до самой Отечественной войны.

Деревня Шешукова состояла из 70 дворов и была застроена в четыре улицы и три пересекающихся улочки. Посреди деревни стояла небольшая часовня со звонницей, которая была обнесена красивой декоративной решеткой и утопала в зелени цветущих черемух.


К деревне прилегали обширные заливные сенокосы и пастбища, здесь находились озера: Русино (57°9'11"N 66°8'14"E), Воденик, Среднее, Зибун, Кривое (57°8'29"N 66°9'56"E), Горбуново (57°8'44"N 66°11'3"E). В окрестностях деревни, являясь примечательностью, возвышались древние курганы. Один из них находился на берегу оз. Антоново. Еще в начале XX века на кургане стоял дом, принадлежащий какому-то тюменцу. Судя по архивным данным, это урочище по обоим берегам истока, выходящего из оз. Антоново и впадающего в р. Тура, принадлежало господам Текутьевым. Вся эта территория называлась «Барское». Еще один курган стоял рядом с деревней напротив оз. Русино, но от него не осталось и следа.

Напротив деревни, за р. Тура, стоял так называемый «Большой» курган, прямоугольной формы, высотой до трех метров, окружностью несколько сот метров. В летнее время курган покрывался ковром серебристого ковыля и других необычных для этих мест растений. На сотни километров не найти подобной фауны - здесь когда-то, видимо, останавливались или жили кочевые племена. В определенное время местные знахари собирали какие-то коренья и луковицы, выхаживали людей и домашний скот. В 1930-х гг. этот курган был огорожен невысокой оградой.

Жители деревни Шешуковой любили свой земной участок и, как говорится, другого рая не искали, считали, что все в округе - деревни, луга, пастбища, пашни, озера - создано самим Богом. Порой разутые, раздетые (особенно в годы Великой Отечественной войны) работали и верили в завтрашний день.

Сохранились имена тружеников, образы которых всегда стоят перед глазами. Их любовь к труду, взаимоотношения, могли бы послужить примером для ныне здравствующих крестьян. По своим моральным качествам они стояли куда выше сегодняшней действительности.

Первые председатели колхоза «Пятилетка»: Шешуков Алексей Никонорович (1930-1932 гг.); Шешуков Павел Васильевич (1932-1945 гг.); Татаркин Андрей Васильевич (1945-1950 гг.).

Первые орденоносцы колхоза «Пятилетка»: Шешукова Фелииата Никаноровна, в 1938 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени, телятница; Игнатова Анфиса Николаевна, в 1939 г. награждена «Большой Золотой медалью ВСХВ» (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки), доярка; Кичакова Хартенья Ивановна, награждена орденом Трудового Красного Знамени, организатор сельскохозяйственного производства.

Первые передовики-трактористы колхоза «Пятилетка»: Шешуков Алексей Николаевич; Абрамов Николай Сергеевич; Шешуков Николай Кузьмич; Скороходов Геннадий Кузьмич; Шешуков Егор Дмитриевич.

Первые женщины-трактористки колхоза «Пятилетка»: Афанасьева Августа Васильевна; Афанасьева Елизавета Алексеевна; Калашникова Августа Дмитриевна; Голанецких Васса Павловна; Кокорина Лидия Максимовна; Сметанникова Клавдия Федоровна.

Первые животноводы-передовики колхоза «Пятилетка»: Афанасьева Елизавета Сергеевна, доярка; Афанасьева Мария Степановна, доярка; Шешукова Мария Степановна, доярка; Абрамова Агафья Сергеевна, доярка; Игнатова Анфиса Николаевна, доярка; Шешукова Фелицата Никаноровна, телятница; Шешукова Татьяна Парамоновна, телятница; Шешуков Иван Павлович, скотник; Помигалов Егор Алексеевич, скотник; Шешукова Анастасия Степановна, зверовод; Афанасьев Василий Степанович, скотник; Шешуков Григорий Иванович, заведующий МТФ.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.