Топ-100

Тюменский речной порт: от пароходной конторы до жилого комплекса

Опубликовал: zampolit, 31-12-2019, 07:43, Путешествие в историю, 3 032, 0

11 мая 1896 года Тюменская управа решила упорядочить все речное хозяйство и учредить, с пользой для казны, городскую государственную пристань. Для этого приобрести баржу, соорудить сходни и поставить пароходную контору.

Городская Дума идею поддержала, но порекомендовала разработать правила сдачи в аренду предпринимателям товарных участков и определить размер платы за них по расценкам управления Уральской железной дороги для пристани Тура – за год 1 рубль, помесячно 15 копеек за квадратную сажень. Когда все была подготовлено Дума на своем 25-м очередном собрании 17 мая 1896 года рассмотрела доклад управы и постановила: «для сказанной надобности устроить городскую пристань на участке, лежащем рядом с пристанью Товарищества «А. Трапезников и К». С этого дня и начала слагаться история первой за Уралом речной пристани.

В начале XX века, развитием парового судоходства и в связи с активным освоением районов Севера, объемы грузопассажирских перевозок из Тюмени стали возрастать. Пристань все более превращалась в крупный перевалочный пункт с железнодорожными подъездами путями, расширяющимся хозяйством, береговыми деревянными и даже каменными амбарами. Поскольку никакой механизации, кроме тачек, ручных крючьев и заплечных подушек, не было, на погрузке-выгрузке работали сотни людей. Именно из них сложился впоследствии костяк водников – портовиков.

В январе 1918 года, когда власть в Тюмени перешла к Советам, частные верфи флот и склады были национализированы. В 1934 году пристань работала с клиентурой на шести причалах, постепенно механизировались грузовые операции: были смонтированы пластинчатые, а затем ленточные транспортеры. В послевоенные годы на рейде появились первые плавучие краны грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны.

В 1955 году грузооборот пристани превысил 1 миллион тонн. В следующем десятилетии, в связи с началом и бурным развитием геологоразведочных работ, а затем нефтегазодобывающей промышленности поток грузов через порт нарастал. В 1958 году на одном из участков пристани был смонтирован первый портальный кран грузоподъемностью 5 тонн.

В 1960 году на месте старых причалов началось сооружение капитальной 300-метровой причальной стенки, через шесть лет ее ввели в эксплуатацию.

21 февраля 1963 года образовано Тюменское линейное речное пароходство и Тюменский речной порт.

В 1968 году на территории порта ввели в эксплуатацию механические мастерские с кузнечным цехом и современным станочным парком, крытый склад с рампой площадью 2600м2.

В 1983 году порт из Иртышского пароходства (г. Омск) перешел в подчинение Обь-Иртышского объединенного речного пароходства (г. Тюмень). В 1985 году порт достиг наивысшего за всю свою историю грузооборота почти 3 миллиона тонн. С 1988 года в порту были проведены работы по реконструкции причалов. В начале 1990-х годов получены и смонтированы два новых портальных крана и два современных плавучих крана. В январе 1996 года порт преобразовался в открытое акционерное общество.

В числе ветеранов предприятия входят плотник Александр Семенович Григорьев, заместитель исполнительного директора Фарид Ахатович Фахрутдинов, бригадир комплексной бригады Леонид Павлович Пронин, докер-механизатор Игорь Константинович Ивлев, ведущий специалист по экономике, труду и зарплате Елена Владимировна Ермакова, главный бухгалтер Надежда Михайловна Соболева и многие другие.

В 2008 году администрация города Тюмени предупредила о создании в районе речного порта, согласно генеральному плану города, рекреационной зоны. При этом сообщалось, что сохранение функционального назначения порта невозможно. В связи, с чем предполагается перенос порта из центральной части города за его пределы.

В июне 2019 года на продажу выставлен участок земли площадью 5 гектаров по улице Причальной, 3 (территория Тюменского речного порта). Объявление о продаже с ценой в 450 млн рублей появилось на сайте агентства недвижимости «Этажи».

«На территории земельного участка находятся капитальные строения речного порта. Возможно увеличение площади земельного участка. Данное предложение привлекательно как для строительства, так и для инвестирования», — говорится в сообщении.


Сам участок находится в историческом центре Тюмени, рядом с Ильинским монастырем, домом купца Колмакова, первой тюменской электростанцией, зданием речного вокзала и ЖД станции «Тура».

Летом 2019 года предприятие Тюменский речной порт работало, транспортная прокуратура в отношении руководства возбудила административные дела. В центре внимания надзорного ведомства оказались причалы, эксплуатируемые ОАО «Тюменский речной порт».

В ходе проверки было установлено, что предприятие арендует причальную набережную у Российской Федерации. Однако при эксплуатации гидротехнического сооружения были выявлены нарушения. По итогам проверки исполнительному директору компании внесли представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Кроме того, в отношении исполнительного директора и ОАО «Тюменский речной порт» (компания, по данным ЕГРЮЛ, управляется ООО «Межрегионфлот») возбуждены административные производства по ст.9.2 КоАП РФ «Нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения».

Создается впечатление, что в недалеком будущем, в Тюмени название «Речной порт», останется только в наименовании нового строящегося квартала «Речной порт» - в периметре улиц Госпаровская, Профсоюзная и Немцова, на правом берегу Туры.

Адрес: Россия, 625002, г. Тюмень, ул. Причальная, д. 3

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.