Образование Пуровского района
Опубликовал: zampolit, 20-01-2018, 14:06, Путешествие в историю, 1 296, 0

В начале XX века территория современного Пуровского района в разные годы входила в Березовский уезд Тобольской, а затем Тюменской губернии; в Тобольский округ Уральской области (3.11.1923 Г.-10.12.1930 г.); Ямало-Ненецкий национальный округ Уральской области (10.12.1930 г.- 17.01.1934 г.); Ямало-Ненецкий национальный округ Обско-Иртышской области (17.01.1934 г-7.12.1934 г.); Ямало-Ненецкий национальный округ Омской области (7.12.1934 г-14.08.1944 г.); Ямало-Ненецкий национальный (автономный) округ Тюменской области (14.08.1944 г. по настоящее время).
Приобщение коренных народностей Обского Севера к советской государственности началось в середине 1920-х годов. Для решения проблем северян в июне 1924 года создается Комитет содействия народностям северных окраин при ВЦИК. Через год такой же комитет начинает работу в Тобольском округе. В декабре было принято «Временное положение об управлении туземных племен на северных окраинах Тобольского округа».
Результатом поиска новых форм для северных народов стало создание зимой 1925-1926 годов туземных родовых советов. Они отличались от советов других районов страны не только тем, что были построены по родовому признаку, но и набором прав. На них были возложены судебные функции, им предоставлялось право рассматривать все гражданские дела. К Тазовскому туземному совету отошла территория нижнего течения реки Пур (впоследствии с 1927 года она была выделена в Пуровское ватажное управление). Земли верховьев реки Пура относились к Сургутскому району. И на этих землях 9 ноября 1929 года постановлением Тобольского Комитета Севера было предписано организовать Пуровский кочевой туземный райисполком.
Постановление Тобольского Комитета Севера № 72 от 9 ноября 1929 г. «Об организации Пуровского кочевого туземного райисполкома»:
1. В развитие постановления президиума окрисполкома от 2 октября 1929 г. (протокол № 64) поручить Сургутскому райисполкому, на основе постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 25 октября 1929 г. об управлении туземных народностей и племен северных окраин, организовать Пуровский кочевой туземный райисполком и родовые советы для обслуживания группы лесных самоедов, кочующих в верховьях рек Агана и Пура и левого притока последнего Пяку-Пура, а также в районе оз. Пяку-То, приурочив организацию таковых ко времени проведения перевыборов советов.
2. Обеспечить наибольшее участие туземцев, в особенности бедноты, батрачества и женщин, как на выборах, так и в органах туземного управления.
3. Довести сеть родовых советов по вновь организуемому туземному району до полного охвата ими туземных объединений (родов, ватаг), кочующих на указанной в п. 1 территории.
4. Заблаговременно подготовить для Пуровского туземного райисполкома полное оборудование, инвентарь и перевозочные средства (походный чум, нарты и т.п.), а также озаботиться своевременным приисканием секретаря, владеющего туземным языком, знающего быт и условия жизни туземцев.
5. Обязать госторг через свою Аганскую факторию организовать в текущий зимний сезон торгово-заготовительную экспедицию для хозяйственного обслуживания кочевого туземного населения и проведения обследовательской работы с расчетом охвата экспедицией верховья Агана и Пура и бассейна р. Пяку-Пур с выходом в район оз. Пяку-То и Тум-То.
Сургутскому райисполкому оказать госторгу в этом деле полное содействие, в особенности по части подбора для экспедиции работников. О результатах экспедиции госторгу представить письменный доклад в Комитет Севера.
Однако Пуровский тузрайисполком так и не был создан. Хотя первый организационный съезд лесных ненцев из верховьев рек Аган и Пур состоялся, он не был признан, поскольку в нем приняло участие незначительное число местного кочевого населения. А вскоре и само административное устройство такого типа оказалось неприемлемым.
В стране набирало темпы социалистическое строительство, шла индустриализация, предстояла небывалая коллективизация крестьянских хозяйств. А северные народы по-прежнему подчинялись родовому укладу жизни, практически сохранялась и власть местных князей.
10 декабря 1930 года постановлением президиума ВЦИК был организован Ямальский национальный (Ненецкий) округ с центром в Обдорске. Ненцы были выделены в самостоятельное национальное административно-территориальное объединение. И в состав одного из четырех вновь организованных районов — Тазовского вошли земли северной части бассейна реки Пур. Земли верхнего течения водораздела вошли в состав также вновь организованного Сургутского района Остяко-Вогульского национального округа. Окончательно границы национальных округов были обозначены в постановлении ВЦИК № 84 от 7 января 1932 года. Согласно этому документу Тобольский округ Уральской области был упразднен и были обозначены новые границы Остяко- Вогульского и Ямальского (Ненецкого) округов.
Постановление ВЦИК № 84 от 7 января 1932 г. «Об упразднении Тобольского округа Уральской области и об изменениях в составе Остяко-Вогульского и Ямальского (Ненецкого) национальных округов той же Уральской области, их внешних границ, административных центров, а также о составе районов и их центра тех же национальных округов».
В развитие и во изменение постановления Президиума ВЦИК от 10 декабря 1930 г. «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» (СУ № 8, 1931 г. ст. 98) и во изменение постановлений Президиума ВЦИК от 25 мая 1925 г. (СУ № 38, ст. 590) и 11 августа 1930 г. (СУ № 46, ст. 560) Президиум ВЦИК постановляет:
1. Тобольский округ упразднить. На территории, составляющей этот округ, за исключением территории расселения остяко-вогулов и ненцев, выделяемых в отдельные национальные административно-территориальные объединения.
2. Границы Ямальского (Ненецкого) национального округа установить следующим образом:
а) с севера — Карское море с заливами-губами: Байдарацкой, Обской, Тазовской, Нында-Яма и проливом Малыгина);
б) с запада — границы с Ненецким национальным округом Северного края и автономной Коми (Зырянской) областью;
в) с юга — граница с Остяко-Вогульским национальным округом Уральской области;
г) с востока — по существующей границе Уральской области с Восточно-Сибирским краем.
3. Административный центр Ямальского (Ненецкого) национального округа временно утвердить в селении Обдорске (Салехард), а сам округ разделить на следующие 5 районов:
а) Надымский район с административным центром в селении Хэ в составе территории в районе оз. Хум-то (Кун-то) Березовского района и все системы рек Надыма и Ныды, за исключением мыса Круглого с селением Ямбургским, относимых к Нижне-Тазовскому району;
б) Нижне-Тазовский район с административным центром в селении Халь-Мер-Седе в состав мыса Круглого с селением Ямбург-Сале, всей Гыданской чистой тундры, земли Ныдяя (Гыдая), п-ова Явай и всех островов Карского моря, расположенных между 73-77 меридианами восточной долготы (от Гринвича), — Медвежий, Вилькитского, Агнесса (Черный) и т.д.;
в) Приуральский район с административным центром в селении Щучье в составе территории бассейна рек Полуя и Щучья со всеми их притоками, а также всех островов Карского моря (Байдарацкой губы), расположенных между 65 и 67 меридианами восточной долготы (от Гринвича);
г) Пуровский район с административным центром — временным — район среднего течения р. Пура при впадении в нее р. Пяку-Петл в составе территории р. Пура с ее притоками;
д) Ямальский район с административным районом на р. Пяты-Юн в составе территории п-ова Ямал и всех островов Карского моря, расположенных между 67 и 73 меридианами (от Гринвича) восточной долготы (о. Белый и т.д.).
Таким образом, вся территория водораздела реки Пур была отнесена к Ямальскому округу и одним из пяти вновь созданных районов был назван Пуровский. В те годы это были самые восточные земли округа, так как Красноселькупский район был включен в состав округа только в 1944 году при создании Тюменской области.

В конце апреля 1932 года по решению Ямало-Ненецкого окрисполкома была сформирована Пуровская экспедиция, которую возглавил председатель оргбюро по организации района Георгий Иванович Оносов. Председатель оргбюро Георгий Иванович Оносов и его заместитель Андрей Ильич Галкин были направлены на Север Уральским обкомом партии. Оба были Надеждинскими рабочими. Перед членами экспедиции ставилась задача до начала весенней распутицы добраться до реки Пур и летом завершить работу по организации Пуровского района. 30 человек и более 100 оленьих упряжек двинулись в путь. Но ранняя весна и организационные просчеты малоопытного председателя не позволили осуществить задуманное, караван смог дойти только до ненецкого поселка Хэ на берегу Обской губы.
Часть экспедиции вместе с оргкомитетом была вынуждена возвратиться в Салехард, другая с грузом осталась ждать открытия навигации. И только в конце июля была предпринята вторая попытка. Экспедицию вновь возглавил Г.И. Оносов. Погрузившись на баржу, буксируемую теплоходом «Анастас Микоян», экспедиция продолжила свой путь к Пуру. Достигнув устья реки в начале сентября, перегрузились на маленький деревянный катер, выделенный для экспедиции Тазовской заготовительной конторой «Уралпушнина», снова двинулись в путь, теперь уже по Пуру.
Из-за незнания фарватера реки экспедиция продвигалась крайне медленно и только в светлое время суток. Приближалась зима. Через две недели пути наступило резкое похолодание. Катер стал обмерзать, льдинами затирало борта. Капитан и команда катера торопились возвратиться на зимовку в поселок Тазовский, и руководители экспедиции приняли решение выгружаться на ближайшем удобном месте. Драматические события продолжали преследовать экспедицию. Из-за повреждения рации связь с Большой землей оборвалась. Единственную лошадь из-за нехватки кормов пришлось забить. К счастью, до наступления сильных морозов члены экспедиции успели построить землянки, хоть как-то наладить свой быт и стали готовиться к зиме.

В ноябре к лагерю экспедиции подъехали первые оленьи упряжки, от ненцев организаторы района узнали, что место, где они расположились, коренные жители называют Уренгой. Впоследствии поселок Уренгой стал строиться на более удобном правом берегу реки Пур, а пока членам экспедиции предстояло пережить длинную полярную зиму.
В конце декабря 1932 года часть экспедиции продолжила свой путь вверх по реке на оленьих упряжках, достигнув места слияния рек Айваседо и Пяку-Пура. Были обследованы берега обеих рек. Более высоким оказался правый берег Пяку-Пура. Здесь рос редкий сосновый лес. На одном из деревьев рабочий экспедиции Михаил Константинович Саргин, сделав затес, написал: «Строиться здесь». Ненцы называли это место Тарко-Сале — «мыс на слиянии двух рек». Участники экспедиции почти ничего не знали о земле, на которую они пришли. Лишь редкие исследователи посетили этот край за сотни лет.