Железнодорожная экспозиция в Музейном комплексе УГМК
Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении Победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.
Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных Советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Они восстановили 120 тыс. км железнодорожных путей, 13 тыс. малых и около 3 тыс. больших мостов.
За годы Великой Отечественной войны было перевезено 20 млн. вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием. Только на территорию Уральского региона было вывезено 2,5 тыс. заводов и фабрик. Это позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал.
Выставка в Музейном комплексе УГМК, размещена на площади более двух гектаров, и представляет собой полноразмерный макет станции Узловая, здесь показаны основные элементы станционного оборудования военного времени: водонапорная башня, кран для загрузки угля, колонки для воды.
Уникальная масштабная экспозиция была воссоздана по фотографии железнодорожной станции города Ревда Свердловской области. На пяти путях представлены паровозы разных типов, а также четырехосные санитарные и пассажирские вагоны, теплушки, четырех- и двухосные платформы, цистерны, а также бронеавтомобили на железнодорожном ходу.
В центре железнодорожной экспозиции разместился настоящий бронепоезд, состоящий из бронепаровоза ПР-43, четырех бронеплатформ ПЛ-43 и двух платформ ПВО-4. Он был воссоздан на основе оригинального паровоза и платформ специалистами участка ремонта и реставрации военной техники и ретро-автомобилей ОАО «Уралэлектромедь». Под броней – настоящий паровоз серии «Ов», который в народе называли «овечка». Всего таких паровозов в экспозиции два, и оба специалисты УГМК эвакуировали из ямальской тундры.
Экспозиция 1-го пути включает в себя:
– паровоз Еа;
– два 4-осных пассажирских вагона (санитарных);
– 2-осную грузовую платформу (зенитную).
Экспозиция 2-го пути включает в себя:
– паровоз Эм;
– 4-осный пассажирский вагон;
– 2-осный крытый вагон с ручным тормозом (теплушку);
– две 4-осные грузовые платформы;
– 2-осную грузовую платформу (зенитную).
Экспозиция 3-го пути включает в себя:
– бронепаровоз ПР-43;
– четыре бронеплощадки ПЛ-43;
– две бронеплощадки ПВО-4.
Экспозиция 4-го пути включает в себя:
– паровоз Эу;
– 4-осный пассажирский вагон;
– 2-осный крытый вагон (теплушку).
– две 4-осные грузовые платформы;
– 2-осную грузовую платформу (зенитную).
Экспозиция 5-го пути включает в себя:
– паровоз Ов;
– 4-осную грузовую платформу;
– две 2-осные грузовые платформы;
– две двухосные цистерны;
– два бронеавтомобиля (БА-10 ЖД и ФАИ-М ЖД).
На создание железнодорожной экспозиции у коллектива Музея военной техники ушел всего год. Большую помощь в этом оказывали Свердловская железная дорога. Железнодорожники содействовали и в поиске экспонатов, и в их доставке.