Форменное обмундирование железнодорожников после войны

Опубликовал: zampolit, 17-12-2017, 11:28, Путешествие в историю, 336, 0
Форменное обмундирование железнодорожников после войны

Война нанесла железным дорогам страны колоссальный урон. Только в западных районах СССР немецко-фашистские захватчики разрушили 65 тысяч километров пути, 13 тысяч мостов, свыше 4100 станций, 1600 водонапорных башен, более 300 паровозных депо. Восстановление транспорта стало важнейшей государственной задачей, советские люди не жалея сил поднимали из руин разрушенное хозяйство страны.

С нестандартными инициативами, приобретавшими характер массовых движений, выступили железнодорожники. Одним из ценных начинаний стало движение «пятисотников». В 1945 году среднесуточный пробег локомотива в грузовом движении составлял 215 километров. С поступлением на многие дороги мощных локомотивов, машинисты в содружестве с диспетчерами поставили целью увеличить пробег до 500 километров в сутки и более. Движение «пятисотников» требовало четкой, слаженной работы паровозной бригады и работников смежных служб, в первую очередь диспетчеров. Уже в конце 1949 года в соревновании принимало участие 8,3 тысячи машинистов.

Постепенно укреплялся парк подвижного состава. Особое значение приобрело производство новых грузовых паровозов серии «Л» типа 1-5-0, более экономичных, чем «ФА», которые могли водить поезда на тех участках, где капитальное восстановление пути не было завершено. На железнодорожные магистрали стали приходить тепловозы и электровозы. С 1947 года начался серийный выпуск тепловоза серии «ТЭ1», а с 1950 года - более мошною тепловоза серии «ТЭ2». Большое внимание стало уделяться вопросам электрификации, открывавшей возможность повышения пропускной способности железных дорог. Базой для производства электро- подвижного состава стал Новочеркасский электровозостроительный завод. В 1947 году рижские вагоностроительный и электромашиностроительный заводы приступили к выпуску моторвагонных секций. Осуществлялась работа по электрификации железных дорог Кавказа, Урала и Сибири. В 1951 году грузооборот электрифицированных участков увеличился но сравнению с 1946 годом в 2,5 раза.

Параллельно шел процесс обновления и пополнения парка грузовых и пассажирских вагонов. С конца 1946 гола Ленинградский вагоностроительный завод наладил выпуск цельнометаллических пассажирских вагонов - более вместительных и комфортабельных, чем старые.

В послевоенные годы на железных дорогах начала широко внедряться диспетчерская централизация, возросло количество линий, оборудованных автоблокировкой.

Форменное обмундирование железнодорожников после войны

К числу важнейших итогов четвертой пятилетки следует отнести осуществленную тогда перестройку системы управления железнодорожным транспортом. В низовом звене были созданы комплексные ячейки - отделения железной дороги (НОД), которым подчинялись отделения движения (ДИ), тяги (ТЧ), дистанции пути (ПЧ), сигнализации и связи (ШЧ), жилищно-коммунального хозяйства (НЖУ) и другие; в высшем звене - десять округов, каждый из которых объединял дороги крупных экономических районов страны (Урала, Сибири, Дальнего Востока, Закавказья и других). Во главе округов были поставлены специалисты - члены коллегии МПС.

Технический прогресс не стоял на месте, продолжали развиваться все технические средства железнодорожного транспорта, осуществлялись исследования, разработки и внедрение новых конструкций. Великая Отечественная война привела к огромным людским и народнохозяйственным потерям. Одной из самых главных задач стала подготовка молодых кадров для работы на железнодорожном транспорте. Но мало было обучить молодых людей, дать им специальности. Государство брало на себя обеспечение их льготным питанием, форменной одеждой. Для многих детей военного поколения это было просто жизненно необходимо. В 1946 году Министерством трудовых резервов СССР был выработан комплект одежды для учащихся школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ. В него входили шинель, куртка, гимнастерка, платье шерстяное для девочек. Головными уборами служили фуражки для мальчиков, береты для девочек. Зимой полагалась шапка-ушанка.

Двенадцатого июня 1954 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств».

Претерпело изменения и обмундирование железнодорожников. Приказом № 84/Ц от 9 сентября 1955 года наплечные погоны упразднялись и вводился новый вид униформы со знаками различия в виде петлиц. Принадлежность к тому или иному виду железнодорожной службы определялась по цвету выпушки: у локомотивщиков и вагонников она была синего цвета, у путейцев - зеленого, у связистов - платинового, у движенцев - малинового.

В сущности этот приказ, подготовленный с учетом происходивших в отрасли изменений, означал возврат к довоенному форменному костюму.

Форменное обмундирование железнодорожников после войны

Состоявшийся в феврале 1956 года XX съезд КПСС подвел итоги работы в пятой пятилетке, принял решение о технической реконструкции железнодорожного транспорта на базе электрификации и широкого внедрения тепловозной тяги. Начался новый этап технического перевооружения железнодорожного транспорта.

Первые шаги в области электрификации были сделаны еще в 20-30-е годы. С июля 1926 года электрическая тяга применялась на участке Баку - Сабунчи - Сураханы (20,5 километров).

К 1940 году протяженность электрифицированных линий составила 1856 километров. Тогда на линиях работали американские и итальянские электровозы. Первый советский магистральный электровоз серии «ВЛ» выпустил завод «Динамо» имени С.М. Кирова в 1932 году. С 1938 года было освоено серийное производство грузового электровоза ВЛ22.

Наращивание темпов электрификации железных дорог в 1950-1960-е годы объясняется непрерывным увеличением грузо- и пассажиропотоков, в особенности на головных направлениях магистральных дорог. Перед транспортниками ставятся задачи оснащения железных дорог современными, более сложными локомотивами и грузоподъемными вагонами. В 1957 году было прекращено строительство на отечественных заводах магистральных паровозов, продолжавшееся 110 лет. Уходили в прошлое такие профессии, как кочегар, тормозильщик и многие другие.

Форменное обмундирование железнодорожников после войны

Иным становилось и форменное обмундирование. Силуэты костюмов приводились в соответствие с требованиями условий труда и направлением моды. На смену кителям пришли пиджаки, шинели были заменены пальто. В обиходе появились блузы, блузы-сорочки и галстуки.

Приказ Министерства путей сообщения СССР № 31/Ц от 26 сентября 1963 года вносил изменения в форменную одежду и знаки различия работников железнодорожного транспорта.

Форменное обмундирование железнодорожников после войны

В том же году была введена и эмблема железнодорожного транспорта в виде элипсообразного колеса с крыльями из четырех укороченных снизу перьев. Эмблема на форме для высшего состава вышивалась позолоченым шнуром, для среднего - посеребренным. Всем остальным категориям железнодорожников полагалась белая металлическая эмблема. Носилась она на правой стороне груди, ниже эмблемы размещались знаки об окончании учебных заведений.

Высшему, старшему и среднему составу дорог Кавказа, Средней Азии и Юга разрешалось ношение летней форменной одежды белого цвета.

Форменное обмундирование железнодорожников после войны

Форменный костюм учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, 1948 год:

Шинель - черного сукна, двубортная с застежкой на пять форменных пуговиц. Спинка шинели целая, со встречной складкой посередине. По боковым сторонам спинки, на уровне линии талии, имеется по одному фигурному столбику с пуговицами. К пуговицам столбиков пристегивается хлястик. В низу спинки, посередине имеется продольный разрез - шлица.
Воротник отложной, с застежкой на металлический крючок и петлю.

На концах воротника нашиваются петлицы с кантом установленного образца (светло-синего цвета). На петлицы накалываются знаки отличия РУ, ЖУ и № училища. Рукава прямые двухшовные. Шинель на подкладке до талии. У шипели для мальчиков па левой полочке заделывается один нагрудный карман. У шинели для девочек нагрудный карман заделывается на правой полочке.

Куртки - черного сукна, двубортная на ваге, с застежкой борта на четыре светлые металлические пуговицы и четыре петли, одна из которых находится на лацкане. Воротник отложной, застегивается на металлический крючок и петлю. На воротнике куртки пришиваются петлицы с обозначением для ремесленных училищ - «РУ №», для железнодорожных училищ - «ЖУ №». На концах воротника нашиваются петлицы из черного сукна с кантом светло-синего цвета. Карманы боковые прорезные с клапанами. Спинка на фигурной кокетке, посредине стачная, по линии талии имеет хлястик и две вытачки. Рукава прямые двухшовные.

Гимнастерка - из диагонали темно-синего цвета. Перед гимнастерки с разрезом, заделанными планками, и с одним нагрудым карманом на левой стороне. Карман накладной, настрочный, без клапана. Воротник стоячий, двухслойный, застегивающийся на две пуговицы и две петли. Рукава одношовные, с двумя складочками внизу и с манжетами, застегивающимися на две пуговицы и две сквозные петли. Пуговицы форменные, с ключом и молотком.

Платье - из кашемира черного цвета. С отрезным лифом, застежка спереди до линии талии на четыре форменные пуговицы. Воротник отложной, отделан верхним воротничком из белой ткани. Рукава одношовные, внизу с манжетами, застегивающимися на одну форменную пуговицу. Юбка платья книзу расклешена, спереди имеет четыре складки и сзади две складки. Боковые складки переда юбки имеют вверху подрези, в которые заделываются карманы. По талии платья проходит пояс, спереди застегивающийся на одну форменную пуговицу.

Фуражка - суконная черного цвета, состоит из донышка овальной формы, тульи из четырех дугообразных четвертинок и прямого целого околыша. Перед фуражки делается прямым, со слегка выпуклой тульей на полужесткой стойке. Фуражка имеет выпушку установленного цвета. Козырек фибровый, черный, с двусторонней лакировкой. Нал козырьком располагается лакированный ремешок со шлевками, прикрепленный в концах на две форменные металлические пуговицы малого размера. Спереди на околыше, над лакированным ремешком, прикрепляется форменный знак.

Берет (для девушек) - суконный, на подкладке, состоит из целого донышка и двух бочков, стачанных между собой. К переду берета прикрепляется форменный значок. Разрешается ношение вместо суконного фетрового берета без подкладки.
Шапка-ушанка пошивается из хлопчатобумажного сукна черного цвета и состоит из четырехклинного колпака с наушниками, покрытыми искусственным мехом серого цвета.

Козырек шапки, покрытый искусственным мехом, прикрепляется к колпаку двумя скрепками. В центре козырька прикрепляется форменный значок. Наушники завязываются на хлопчатобумажную тесьму в цвет ткани.

Форменное обмундирование железнодорожников после войны

Комбинезон рабочий хлопчатобумажный, спереди застегивается доверху на шесть сквозных петель и шесть пуговиц. На передних половинках на расстоянии одного сантиметра от боковых швов настрачиваются накладные карманы. Спинка целая со швом посередине. Комбинезон по талии с поясом, прикрепленным к среднему шву спинки машинной строчкой, спереди застегивающимся на пуговицу и петлю. Воротник отложной, без крючка и петли. Рукава прямые, заканчиваются внизу манжетами, застегивающимися на одну петлю и пуговицу. Низки брюк с манжетами, застегивающимися на одну петлю и пуговицу.

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1955 год:
Головным убором летом служила фуражки, зимой - шапка-ушанка из черного каракуля и сукна синего цвета.

Комплект форменного обмундирования включал: китель темно-синего или светло-коричневого цвета, застегивающийся на пять форменных пуговиц, с отложным воротником и двумя нагрудными карманами с клапанами; брюки в цвет кителя, носились навыпуск, без выпушки и манжет.
Верхней одеждой служила двубортная шинель с пятью пуговицами по борту.

У высшего состава на фуражке крепились золоченый технический знак в венке и над козырьком золотой нити филигрань. Края петлиц окантовывались позолоченным шнуром. На черном бархатном поле петлиц вышивался золотой нитью технический знак от одной и до трех звезд, размером 20 мм каждая.

Старшему составу на фуражке полагались филигрань и технический знак. На поле петлиц имелись два продольных посеребренных просвета, металлический технический знак и от одной до трех звезд, 15 мм каждая.

У всех остальных на головных уборах крепился технический знак на фуражке, вместо филиграни - черный лакированный ремешок.

Петлицы у среднего состава имели один просвет, технический знак и до трех звездочек, размером 12 мм каждая.
У младшего состава поле петлиц гладкое, с техническим знаком и металлическими уголками до пяти штук.

У машинистов на петлицах под техническим знаком, поперек петлицы, крепилась эмблема паровоза, от эмблемы, вдоль петлиц, нашивались белые полоски согласно классу машиниста (первый класс - три, второй - две). На фуражке машиниста, по верхнему краю околыша шел белый шелковый галун.

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1963 год

Знаки различия в виде петлиц заменили нарукавные нашивки. Был установлен единый для всех служб цвет выпушки - зеленый. Для личного состава утвержден черный цвет зимней одежды и светло-серый цвет летней.

Форменное обмундирование железнодорожников после войны

В комплект форменной одежды мужчин входили пальто, зимний и летний костюмы.
Пальто было двубортное, с пристегиваемой утепляющей подкладкой, двумя боковыми прорезными карманами с клапанами.

Зимним костюм состоял из двубортного пиджака с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами и брюк, которые полагалось носить без манжет, навыпуск.
Летний костюм по покрою соответствовал зимнему, только пиджак был однобортный.
Отдельным категориям работников полагалась еще однобортная куртка, закрытая, с отложным воротником, двумя прорезными боковыми и одним нагрудным карманами. Под пиджаком носилась блуза-сорочка, низ которой заканчивался поясом. Полагался черный узкий галстук.

Фуражка - в цвет костюма, имела черный околыш, черный лакированный козырек. Зеленая выпушка шла по верхнему краю тульи и околыша. На околыше фуражки высшего состава прикреплялся позолоченный технический знак в венке, на тулье полагалась вышитая позолоченная эмблема железнодорожного транспорта. Для старшего состава устанавливалось серебряное шитье. Остальным категориям работников на околыше полагался металлический знак, на тулье - белая металлическая эмблема.

Над козырьком фуражки прикреплялись: у высшего состава - плетеная позолоченная филигрань, у старшего - серебряная, у всех прочих - черный лакированный ремешок.
Верхний край околыша фуражки машиниста украшался белым шелковым галуном. На фуражке главного кондуктора над козырьком вместо лакированного ремешка прикреплялся плетеный шнур красного цвета.

На зиму предусматривалась шапка-ушанка: для высшего начальствующего состава - из серого каракуля, старшего и среднего - из черною каракуля, для остальных - из цигейки или искусственного меха черного цвета. Порядок крепления прибора тот же, что и на фуражке.

Форменное обмундирование для женщин включало костюм (зимний и летний), состоящий из однобортного жакета с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом и юбки с односторонней складкой сзади. Отдельным категориям работников, кроме того, полагался еще однобортный жакет с отложным воротником и расширенная книзу юбка.

Головным убором служил берет по цвету костюма. На берете крепился технический знак, над ним - эмблема железнодорожного транспорта.

Пуговицы на пальто, пиджаках, куртках и жакетах: у высшего начальствующего состава - позолоченные с изображением герба Советского Союза, у остальных работников - белые металлические с изображением технического знака.
В качестве знаков различия были применены нарукавные нашивки: в виде прямоугольника - для высшего состава размером 100 х 75 мм; среднего - 100 х 55 мм; для младшего и рядового - в виде пятиугольника шириной в основании 40, в вершине 110 и высотой 70 мм. Поле нарукавных знаков изготовлялось из той же ткани, что и одежда, на которую они нашивались.

Верхний край нарукавных знаков окантовывался: у высшего состава - позолоченным, а у старшего - посеребренным шнуром, у среднего - сукном зеленого цвета. Нарукавные знаки у младшего и рядового составов окантовывались зеленым сукном по всем граням пятиугольника. Ширина канта 3 мм. Нарукавные знаки нашивались на обоих рукавах на расстоянии 80 мм от низа рукава.

Форменное обмундирование железнодорожников после войны

На поле нарукавных знаков:

а) высшего начальствующего состава - министра путей сообщения и первого заместителя министра путей сообщения - нашивался галун золотистого цвета шириной 60 мм. В центре поля располагался: у министра путей сообщения - герб Советского Союза размером 45 мм, у первого заместителя - звезда размером 40 мм на фоне лучеобразно расходящихся линий. Для остального высшего состава нашивались поперечные полосы галуна золотистого цвета шириной 10 мм числом от одной до четырех. В верхней части поля вышивались золотом звезды размером 20 мм соответственно числу полос;

б) старшего начальствующего состава нашивались поперечные полосы из серебряного галуна шириной 10 мм от одной до четырех (согласно табелю, утвержденному министром путей сообщения СССР 26 октября 1963 года), в верхней части ноля прикреплялись белые металлические звездочки размером 15 мм, по числу полос;

в) среднего начальствующего состава размещались полосы серебряного галуна шириной 6 мм (до четырех) и звездочки размером 10 мм;

г) младшего начальствующего состава имелась нашивка в форме пятиугольника с белым металлическим техническим знаком в верхней части и зелеными полосами (от одной до четырех) в нижней;
Форменное обмундирование железнодорожников после войны

л) у рядового состава на нашивках располагался один белый металлический технический знак.

У высшего, старшего и среднего составов выше нашивки на 30 мм крепился пятиугольник, изготовленный из той же ткани, что и одежда, шириной в основании 20 и высотой 45 мм. В центре пятиугольника размешался технический знак, вышитый: для высшего состава - позолоченным, а для старшего - посеребренным шнуром. Все грани пятиугольника окантовывались посеребренным или позолоченным шнуром соответственно техническому знаку. Пятиугольник среднего состава окантовывался сукном зеленою цвета
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2018 (53)
Сентябрь 2018 (99)
Август 2018 (79)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.