Уникальный экземпляр бронеавтомобиля БА-10 ЖД
Музей военной техники «Боевая слава Урала» находится уникальный бронеавтомобиль БА-10ЖД, выпущенный в конце 30-х годов XX века.
Модель была разработана в конструкторском бюро Ижорского завода в 1938 году на модернизированном шасси грузовика ГАЗ-ААА.
БА-10 представлял собой модернизированный вариант бронеавтомобиля БА-6. Уникальность данной модификации бронеавтомобиля заключалась в способности передвигаться, как по дорогам, так и по железнодорожному полотну; конструкция оснащена железнодорожными колесами и специальными домкратами, благодаря которым «переобуть» броневик, в случае необходимости, можно было в течение одного часа. По дорогам с твердым покрытием БА-10ЖД мог двигаться со скоростью до 60 км/ч, а по железнодорожной дороге развивал скорость до 90 км/ч.
Бронедрезин БА-10 жд выпущено 37 машин, из них 7 получил НКВД и 30 - РККА.
На территории России и стран бывшего Советского Союза фактически осталось только два таких бронеавтомобиля, один в Верхней Пышме и другой в Музее железнодорожной техники в г. Венев Тульской области. Пышминская машина отреставрирована в Москве, из оригинальных частей броневика сохранилась ходовая часть, бронекорпус был восстановлен по чертежам.
Из истории известно, что Красная Армия получила до Великой Отечественной войны 3392 бронеавтомобиля БА-10. Боевое крещение машины прошли во время конфликта у реки Халхин-Гол. Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло почти на равных вести бой с японскими танками. Стрелявшие 57-мм осколочными гранатами орудия японских танков оказались бессильны перед броней БА-10. В свою очередь советские броневики, обладавшие достаточной маневренностью, легко поражали танки противника 45-мм орудием.
Вначале Великой Отечественной войны БА-10 активно использовались в разведке и для поддержки частей на поле боя.