Село Чубаровское на ирбитских землях

Опубликовал: zampolit, 9-09-2019, 12:53, Путешествие в историю, 31, 0

Размещение русских переселенцев на новых землях шло вдоль речных путей. Заселение берегов реки Ницы начиналось почти одновременно с двух сторон. В ее верховьях верхотурские люди основали Ницинскую-Ощепковскую слободу, а в низовьях тобольские - Чубаровскую. Правда, в 1583 году на месте современного села Чубаровское уже было Чубарово городище - юрт (родовое поселение) одного из местных татарских князьков. Но к моменту появления русских его обитатели откочевали в другие районы Зауралья.

Название села Чубаровское произошло от речки Чубаровки, текущей с севера и около села впадающей в реку Ницу. Название речки происходит от имени татарского наездника, князя Чубарки, который скрываясь от преследований Епанчи, дошел до реки Ницы и здесь, на привольных поемных лугах, основал поселение Чубарово. Цубартура, чубартура с татарского означает пестрый город.

Считается, что идея строительства Чубаровской слободы принадлежит письменному голове Никите Беглецову. Один из известных исследователей Сибири П.Н. Буцинский, основываясь на переписке тобольского и туринского воевод, считал, что еще в 1623 году здесь поселились несколько крестьянских семей. По сведениям Г.Ф. Миллера, 21 марта 1624 года тобольский воевода предписывал туринскому воеводе Семену Апухтину устроить слободу на Чубаровом городище и для этого «... рассмотреть усады и, где пригоже, устроить церковь, и около церкви кладбище и слободу крестьянам под дворы и под огороды, и под гуменники, и животине на выпуск, чтобы вода и лес были близко, где бы устроить государеву пашню 50 десятин в поле... Велел бы лес ранити и хоромы рубити и ставить всем крестьянам; а под пашню дал им земли против государевой пашни и велел бы крестьянам пахати на государя паренину».

Само строительство Чубаровской слободы было поручено туринскому сыну боярскому Максиму Егонскому, позднее его дело продолжили приказчики Петр Астафьев и Мурза Выходцев.

Первым поселенцам приходилось не только растить хлеб, но и защищать свое право на землю. Кочевники из диких степей не раз проходили по русским селеньям огнем и мечом. Первое нападение было в 1634 году. Чубаровская слобода серьезно пострадала: были сожжены дома, угнан скот и убиты несколько жителей.

Верховные власти знали об опасности со стороны кочевников и принимали ответные меры. В ноябре того же года тобольский воевода князь А. Голицын писал туринскому воеводе А.А. Полтеву: «И тебе б, господине, послати из Туринского острогу на Чубарово туринских стрельцов к тобольским и тюменским служилым людям в прибавку 20 человек тот час, не мешкая ни часу, чтоб над Чубаровою слободою от воинских людей дурно какое не учинилось...».

В период наибольшей опасности нападения кочевников здесь несли службу казаки и стрельцы из Тюмени и Туринска. После нападения ее укрепили, сохранилось описание оборонительных сооружений: «В слободе два острога, большой да малый, стоячие, мерою 436 сажень, в том числе 4 башни да колокольня, а с крепостию около острогу ров и поделаны надолбы и рогатки. В том остроге пищаль затинная весом пуд два фунта мерою два аршина два вершка пятнадцать мушкетов - к стрельбе не годны, четыре пуда 58 фунтов пороху пушечного, 22 фунта с фунтом в кулях свинцу».

За прочными и высокими стенами острогов могли укрыться от врага и отражать нападения сами чубаровцы, которые тоже были не из робкого десятка и могли постоять за себя. Вплоть до конца XVII века им пришлось защищать свои земли от набегов кочевников. В борьбе с ними помогали и соседи. По первому зову приходили на помощь воинские отряды из Киргинской и Ирбитской слобод.

Чубаровская слобода дала целую плеяду первопроходцев, внесших весомый вклад в историю освоения Сибири.

В первую очередь это Яков Борисович Лепехин, основавший Красноярскую слободу на Пышме в 1670 году, Степан Федорович Нестеров - Белозерскую на Тоболе в 1678 году, Василий Константинович Пухов - там же Усть-Суяровскую в 1681 году.


Самой яркой личностью среди них был Я Б. Лепехин. Он родился в семье крестьянина Чубаровской слободы, рано проявил организаторские способности, был замечен и совсем молодым взят в подъячие Пышминской-Ощепковской слободы. В это время в ней был приказчиком Пятко Ощепков. Общение с этим неутомимым землепроходцем и устроителем новых земель, которым уже были заложены деревня Ощепкова под Верхотурьем, Ницинская-Ощепковская и Усть-Ирбитская, Пышминская-Ощепковская слободы, отложило свой отпечаток на поступки и дальнейшую судьбу Лепехина. В 1670 году он основал на реке Пышме Красноярскую слободу. Шесть лет Лепехин одновременно служил атаманом «беломестных» казаков Верхотурского уезда и приказчиком устроенной им слободы. Его - сына простого чубаровского крестьянина - лично знал и тепло принимал российский царь. Но в 1676 году, после смерти Алексея Михайловича, новая власть незаслуженно лишила его всех должностей и привилегий.

С этого времени начинается новая страница в биографии Я.Б. Лепехина. Он знакомится с идеологами старой веры, старцами Авраамием Венгерским и Иваном Кодским, становится одним из виднейших руководителей раскольнического движения в Зауралье. За это власти его повсюду преследовали, но поймать и заключить в тюрьму так и не смогли. Почти три десятилетия Лепехин будоражил своими идеями народные массы, призывая к противодействию реформе церкви и феодально-крепостническому режиму. До конца своей жизни Лепехин остался верным своим идеям и даже на склоне лет постригся в монахи Долматовского Успенского монастыря, бывшего в то время тайным центром религиозно-оппозиционного народного движения.

XVIII век запомнился чубаровцам знаменательным событием, в 1773 году закончилось строительство в селе каменной церкви Пресвятой Богородицы.


В 1769 году заложена каменная, четырехпрестольная, двухэтажная Рождество-Богородицкая церковь. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы освещен 26 ноября 1786 года, придел во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского освещен 18 ноября 1771 года, придел в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня освящен 2 июня 1788 года, придел во имя архангела Михаила освещен в 1851 году. Храм строился он на средства прихожан. В алтарях двух церквей нижнего этажа полы сделаны из мраморных квадратных плит. Церковь была закрыта в 1930 году.

В XIX веке возможности духовного образования чубаровского населения значительно расширились за счет открытия в 1870 году Чубаровского начального народного училища, которое строилось и содержалось за счет земства. А в 1894 году при училище начала свою работу библиотека.

В 1895 году для дальнейшего успешного развития хозяйства края потребовалась кооперация сельхозпроизводителей, и в Чубаровском было создано первое в Ирбитском уезде потребительское общество.

К началу XX века село имело 173 двора. В 1900 году численность населения составляла 1776 мужского и 1864 женского пола, все были русские по происхождению, православные — по вере.

В 1918 году в уезде установилась Советская власть, и за короткое время количество крестьянских хозяйств увеличилось до 203. В 1923 году Чубаровская волость была ликвидирована, вместо нее создали Чубаровский сельский Совет. Коллективизацию чубаровские крестьяне встретили без особого энтузиазма, на нее откликнулись всего 14 крестьянских хозяйств. Вскоре в селе были организованы два колхоза: «Красный Октябрь» и «Красный Урал».

В 1950 году они объединились под общим названием колхоз имени М.И. Калинина. Но с последующим укрупнением в 1958 году и он вошел в состав колхоза «Урал». В 1977 году чубаровская полеводческая бригада стала победителем Всероссийского соревнования. А ферма в 1979 году – первой среди молочнотоварных ферм района. Руководство колхоза «Урал» во всем шло навстречу чубаровцам. Ферма была полностью реконструирована, что позволило содержать в два раза больше скота. Затраты на ее реконструкцию чубаровцы окупили всего за 18 месяцев.

В истории села остались имена первого тракториста колхоза «Красный Октябрь» Николая Семеновича Короткова, Анатолия Васильевича Вялкова, 32 года возглавлявшего Чубаровскую полеводческую бригаду, кавалера ордена «Знак Почета» Александра Григорьевича Кузнецова, Адольфа Дмитриевича Докучаева, на протяжении 20 лет бессменного главного агронома колхоза и многих других честных тружеников.


Сегодня село Чубаровское привлекает проезжающих путешественников полуразрушенной часовней Николая Чудотворца. Дата постройки часовни неизвестна (предположительно конец XIX века).
Крупная кирпичная часовня в русском эклектичном стиле, восьмерик с деревянным шатровым завершением и малыми главками по углам. Была приписана к Рождественской церкви. В советское время закрыта. Внутри часовни видны остатки росписей, наружный декор храма из кирпичной вкладки сохранен.

22 июня 2019 года рядом с часовней торжественно открыли обелиск землякам, ушедшим на поля сражений из села Чубаровское и из деревень Басаны и Кашина. Средства на его создание собирали «всем миром».
До этого года здесь не было мемориального комплекса в память о людях, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Из этих мест на фронт ушли более 150 земляков. Поэтому, когда Осинцев Александр Геннадьевич обратился к жителям с предложением поставить памятник, многие откликнулись на призыв. Свой вклад внесли более 60 человек, а также спонсорскую помощь оказали колхоз «Урал», Ирбитский молочный завод, ИП «Травы Урала».

На мраморных плитах фамилии 158 фронтовиков:



Адрес: Свердловская область, Ирбитское муниципальное образование, село Чубаровское. Координаты: 57.645079, 63.500497

скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Сентябрь 2019 (22)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Апрель 2019 (127)
Календарь
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.