Топ-100

Развитие просвещения сибирских татар Тюменского области

Опубликовал: lomsecret, 12-06-2017, 17:36, Путешествие в историю, 1 294, 0

Ислам для татар представлял собой не только религию, но и культурно-моральный кодекс, по правилам которого воспитывался народ, сохраняя родной язык, традиционную культуру и быт.

Духовная организация мусульман Западной Сибири находилась в подчинении Оренбургского духовного магометанского собрания. Оно было учреждено в конце XVIII в. с целью контроля над мусульман в проведении государственной политики российской империи среди мусульманского населения. Это был коллегиальный орган, деятельностью которого руководили председатель (муфтий) и три заседателя (кадии). С целью усиления контроля над мусульманскими школами в 1874 г. они были переданы в ведение Министерства народного просвещения (до этого они числились за Министерством внутренних дел).

Образованные муллы пользовались большим авторитетом у населения. Приходской мулла исполнял не только конфессиональные, но и гражданские обязанности: вел метрические книги о рождении, браке, разводах и смерти прихожан. В XVIII – начале ХХ вв. татарская община участвовала в решении вопросов религиозной жизни, а духовные лица принимали активное участие в ее управлении. Мечети у сибирских татар строились на общественные средства.

Кандидат на должность муллы проходил обязательную аттестацию в Духовном управлении мусульман России по истории ислама, шариату, знанию Корана, мусульманской юриспруденции, хадисов пророка Мухаммеда. Кроме этого, он должен был сдать экзамен по русскому языку.

Губернское управление направляло утверждение в должности муллы в полицейское управление, где назначенный священнослужитель должен был дать присягу «на верность службы». Строительство новых мечетей допускалось по представлениям от приходов и духовенства Оренбургскому духовному собранию с утверждения Губернского правления с обоснованием этой необходимости. Духовенство активно участвовало в социальной жизни общества.

Наиболее благоприятные условия для свободного развития школьного образования у татар появляются в результате политических событий 1917 г. На I Всероссийском мусульманском съезде, состоявшемся в Москве в начале мая 1917 г., были разработаны основные направления развития школьного дела среди тюркских народов, согласно которым предусматривались введение всеобщего обязательного и бесплатного начального образования, обучение детей в школах на родном языке, государственное финансирование национальных школ, право поступления выпускников национальных школ в русские высшие учебные заведения без экзаменов и т.д. В этом же году начали функционировать татарские школы (мусульманские училища) и в Тобольской губернии. Они работали на средства уездных земств. На 1 сентября 1917 г. в Тюменском уезде было 69 таких училищ, в которых работало 87 учителей. В с. Ембаево функционировала учительская семинария. Из-за отсутствия подходящих помещений и малого количества учащихся в 1918 г. число школ сократилось до 43, а учителей – до 56. В Тобольске было открыто медресе, в деревнях округа – школы. В этих учебных заведениях, которые работали еще по учебным планам конфессиональных школ, учителями являлись выпускники медресе (Ембаевского, Турбинского, Саусканского, Кызылбаевского и др.).

С установлением Советской власти идеология и содержание просвещения татар кардинально меняются. В программе РКП (б) особое внимание обращалось на необходимость просветительной деятельности. Было отмечено «полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно, светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно-производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества».

Все существующие татарские школы были включены в государственную сеть. Вместо конфессиональных школ-мектебе и медресе была создана единая трудовая светская школа, начата подготовка национальных педагогических кадров. Для татарского населения Тобольской губернии важную роль сыграло постановление Наркомпроса «О школах национальных меньшинств», опубликованное в ноябре 1918 г. В нем говорилось, что все национальности, населяющие РСФСР, пользуются правом организации обучения на родном языке. В условиях, когда подавляющее большинство татарского населения не владело русским языком, создание школ на родном языке обучения способствовало осуществлению начального всеобщего, а затем и семилетнего образования. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения дала возможность поднять профессионально-технический и общеобразовательный уровень татарского населения.

В первое время большую роль в организации просвещения у татар сыграли татаро-башкирские бюро при партийных комитетах, которые через советы национальных меньшинств при отделах народного образования, своих представителей на местах принимали меры по открытию новых школ, подбору учителей, которые могли обучать детей родному языку. В 1922–1923 учебном году в губернии было 64 школы первой ступени с количеством учащихся 2564 чел. и 84 учителя. В 1924 г. в городах Тюмени и Тобольске были открыты семилетние татарские школы. В 1925 г. в Тобольском округе функционировало 30 татарских школ, в 1936 г. – 93, а в 1939 г. их число увеличилось до 106, в том числе семилетних стало 12, а средних – 2. В открытии новых школ активно участвовало и население.

В 1951 г. в Тюменской области работало 156 татарских школ, в том числе 118 начальных, 36 семилетних и 2 средних с числом учащихся 8427 чел. Наряду с развитием школ для детей школьного возраста в 1920–1930-х гг. среди татар велась большая работа по ликвидации неграмотности взрослого населения.

Основной задачей школ в 50–90-е гг. ХХ в. стало формирование нового социалистического типа личности: патриотическое, интернациональное, коммунистическое воспитание призвано было нивелировать национальные различия. Необходимо было совершенствовать язык межнационального общения, главным направлением в языковой политике становится активное внедрение русского языка во все сферы жизни, что не могло не способствовать русификации образования и делопроизводства.

На ноябрь 1945 г. по Тюменской области в отчетных документах школ с татарским языком обучения фигурировало 107 (с количеством учащихся 4989 чел.). К началу 1948–1949 учебного года национальных татарских школ по области было уже 155 с общим количеством учащихся – 7122. На этих примерах хорошо видна динамика роста численности татарских школ. Материальное состояние этих школ было тяжелым, что было характерно для всех типов послевоенных советских школ.

В отчете Тюменского облОНО о работе нерусских школ в 1948–1949 учебном году говорится, что типовые здания имели только 9 семилетних школ, остальные школы размещались в приспособленных помещениях; при 12 школах функционировали интернаты с плохой обеспеченностью инвентарем. Как школы, так и интернаты представляли собой плохо отапливаемые обветшалые помещения, дети учились впроголодь, питаясь, в основном, картофелем, на занятиях из-за холода сидели в верхней одежде.

При этом контроль за всеобучем не ослабевал. Проверки облОНО и райОНО шли даже в тяжелые военные годы. К примеру, в отчете Тобольского райОНО о работе татарских школ за 1 полугодие 1948–1949 учебного года указывается, что в 17 татарских школах района не были охвачены начальным всеобучем 8 человек; семилетним обучением – 62 человека, в т.ч. и окончившие 4 класса ранее, основная причина – отдаленность школы от 20 до 70 км от места жительства, и в связи с тем, что учиться и жить в условиях интерната не было возможности. Основными проблемами школ были отсутствие подвоза детей из отдаленных деревень и отсутствие для них организованного питания.

Татарские школы работали по специальным учебным планам для национальных школ. Все предметы в 1–4 классах татарских школ, кроме русского языка, преподавались на родном языке учащихся. В сельских школах в среднем звене преподавание велось на родном языке, в городских школах физика, химия, математика, биология преподавались на русском языке. Существовали проблемы с обеспеченностью программами и учебной литературой.

Изменения в образовательной политике государства определяли характер контроля татарских школ отделами народного образования на местах. Проверки татарских школ регулярно стояли в планах Тюменского облОНО, школы же имели существенные объективные проблемы. Основными проблемами было отсутствие квалифицированных педагогических кадров как в преподавании татарского (литературного), так и русского языков; отсутствие эффективных методик преподавания по всем дисциплинам; отсутствие русскоязычной среды общения у учащихся. В условиях того времени невозможно было быстро добиться желаемого результата, а именно – быстрого и существенного улучшения преподавания русского языка. Необходимо было систематически работать над этим, прежде всего, оказывая методическую помощь учителям национальных школ и исходя из приоритета сохранения национальных языков и культур.

Проводившаяся же политика привела к переходу с начала 1960-х гг. национальных татарских школ на русский язык обучения. Безусловно, важнейшей проблемой татарских школ была подготовка квалифицированных педагогических кадров. Тобольское татарское педучилище, а также татарское и русско-татарское отделения филологического факультета Тобольского педагогического института специализировались на подготовке учителей русского, татарского языков и литературы для национальных татарских школ области. Региональные отделы народного образования и в 1950-е и в 1960-е гг. все еще констатировали неблагополучие в кадровом вопросе. К примеру, в справке Тюменского облОНО от 15 марта 1951 г. для Министерство просвещения РСФСР указывалось, что на 152 татарские школы области с 8457 учащимися приходилось учителей татарского языка 39 человек, из них с высшим образованием и с образованием учительского института – 9 человек; со средним педагогическим образованием – 30, учителей русского языка и литературы – 40 человек, из них с образованием учительского института и с высшим образованием –11, а со средним педагогическим образованием – 29.

Базовым учебным заведением по подготовке кадров было Тобольское татарское педучилище, которое за годы своего существования (до 1955 г.) подготовило более 1500 учителей. Даже в годы войны училище функционировало в полную силу (ежегодно принимало по 3 группы) и вело активную работу с районными отделами народного образования по учету учителей татарских школ, не имеющих специального образования, и вовлечению их в систему заочного обучения.

Значительный вклад в подготовку студентов, в целом – в работу Тобольского татпедучилища, затем – отделений ТО и РТО при Тобольском пединституте внес М.Х. Исхаков (1898–1998) – видный педагог и общественный деятель. Значительной является роль в подготовке кадров для национальных школ Тюменского региона основательницы широко известной семейной педагогической династии Ф.Г. Гали-Акберовой (1905–1996 гг.). Среди многочисленных выпускников училища – кандидаты наук, доценты кафедр Ф.В. Ахметова, К.М. Бурундуков, А.Г. Гаитов, И.Б. Гарифуллин, Я.Х. Манняпов, М.А. Мулюков, заслуженные учителя школы РФ С.К. Биктимиров, Я.К. Занкиев, отличники просвещения Ш.А. Аитов, Р.И. Алимбаев, Р.Х. Алимова, С.М. Мамиков, С.А. Садыков, Л.Б. Хабибуллина, С.Г. Хамитова, Г.И. Хамитов, Ф.Р. Юсупова и др.

В послевоенные годы в школах области возросла потребность в учителях с высшим образованием. В 1953 г. факультет с 2-х годичным сроком обучения для подготовки учителей русского, татарского языков и литературы для татарских школ, функционировавший при Тюменском пединституте, был переведен в Тобольский пединститут с 4-летним сроком обучения. Организатором и первым заведующим кафедрой татарского языка и литературы в Тобольском пединституте был Г.Х. Ахатов (1927–1986), впоследствии видный ученый-тюрколог, доктор филологических наук, создатель кафедр татарского языка и литературы в ряде государственных университетов и педагогических институтов страны, в Тобольске он проработал до конца 1957–1958 учебного года. За 12 лет пединститут подготовил более 250 учителей по данным специальностям для национальных татарских школ Тюменской области.

В 1967 г. из 832 учителей школ области 306 человек имели высшее, незаконченное высшее, 376 – среднее педагогическое и 138 человек – общее среднее образование. К сожалению, изменившиеся идеологические установки советского государства привели к разрушительным для национального образования и для национальной культуры последствиям. В 1959 г. было закрыто татарское отделение, а в 1965 г. – русско-татарское отделение Тобольского пединститута, еще ранее, в 1955 г. прекратило свое существование Тобольское татарское педучилище.

Начиная со второй половины 1950-х гг. проводились реформы в школьном образовании, нацеленные на демократизацию обучения. «Закон об укреплении связи с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958 г.) явился поворотным для национальных татарских школ Тюменской области. Реформа предоставила свободу выбора между русскими и национальными школами и сделала второй язык факультативным. Именно после этого количество национальных школ резко сократилось.

Уже с начала 1960-х гг. повсеместно в стране начали переводить национальные школы, в т.ч. и татарские, на русский язык обучения. Так, к примеру, с 1961 г. средняя школа №15 Тобольска – единственная татарская школа города, перешла на преподавание всех предметов по программе русских школ. В 1963 г. была закрыта областная татарская газета «Ленин юлы», выходившая в г. Тобольске на татарском языке; чуть позже закрыты национальные педагогические учебные заведения, готовившие учителей для национальных школ. Подготовка специалистов в Казани по направлению области также была прекращена.

Ю.П. Прибыльский, в течение долгого времени являвшийся научным руководителем музея-лаборатории народного образования Тюменской области, оценивал перевод в 1970-е гг. татарских школ на русский язык обучения как «неоправданный», приведший к «забвению и утрате ими родного языка». От 152 татарских школ Тюменской области (с контингентом 8457 учащихся), функционировавших в 1951 г., к 1990 г. осталось лишь 93 школы (5380 учащихся). Для национального образования последствия образовательных реформ оказались тяжелыми. В этот период произошло резкое сужение пространства функционирования национального языка. Во многих семьях, не говоря уже об общественной сфере, родной язык перестал быть языком общения. Несмотря на это, отдельные педагоги и даже отдельные школьные коллективы показывали поистине выдающиеся результаты.

Со второй половины 1990-х гг. начинает подниматься вопрос о возрождении национальных татарских школ области. В «Концепции национальной политики в Тюменской области на период 1999–2005 гг.» указывалось на существующие проблемы и достижения сибирских татар. В области образования успехом было увеличение количества татарских школ и учащихся, изучающих родной язык; открытие отделений по подготовке учителей татарского языка и литературы в Тобольском педагогическом институте имени Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в Тобольске и Тюменском государственном университете.

В 1990 г. в Тобольском педагогическом институте возобновилась работа русско-татарского отделения (РТО) при филологическом факультете, в 1994 г. открылась кафедра татарского языка, литературы и методики преподавания. У истоков возрождения стояли Р.А. Вафеев – д.ф.н., позднее – профессор Сургутского государственного университета, Ф.С. Сайфуллина – д.ф.н., профессор кафедры татарского языка и литературы ТГПИ, К.С. Садыков – к.п.н., доцент кафедры татарского языка и литературы ТГПИ. В Тюменском государственном университете русско-татарское отделение с 2002 г. возглавила Х.Ч. Алишина – д.ф.н., профессор ТГУ.

Объявленное возрождение национальных татарских школ, начавшись с 90-х гг. ХХ в. длилось десятилетие, но уже с начала 2000-х гг. начинается сокращение этих школ и реорганизация в школы с этнокультурным компонентом. Такая ситуация сложилась не только в Тюменской области, она была типична для многих российских регионов. На сегодняшний день есть опыт ввода татарского этнокультурного компонента в образовательную и воспитательную деятельность общеобразовательных учреждений Тюменской области (МАОУ СОШ № 15 г. Тобольска, МАОУ СОШ № 52 г. Тюмени, МАОУ СОШ № 39 г. Тюмени, МАОУ Янтыковская СОШ Тюменского района и др.).

Очевидны проблемы в организации школ с этнокультурным компонентом. Установленные федеральным компонентом базисного учебного плана 2 часа в неделю на изучение родного языка и литературы и переход школ на пятидневную рабочую неделю отрицательно сказались на изучении родного (татарского) языка. Проблемами также являются недостаточность средств на разработку, издание программно-методической литературы; на квалифицированную, специализированную подготовку и поддержку педагогов; создание и реализацию межведомственных программ, проведение всероссийских мероприятий с детьми. На данный момент все же идет поиск механизмов и инструментов мотивирования образовательных учреждений для реализации программ этнокультурной направленности.

Источник: Клим Садыков, Юлия Сафаралеева, Гульфира Хисаметдинова. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.