Топ-100

Присоединение Южного Зауралья к Русскому государству

Опубликовал: harlov, 24-03-2017, 06:21, Путешествие в историю, 4 288, 0

Начало присоединения Зауралья к русскому государству было положено знаменитым походом казачьей дружины Ермака, со времени которого была заложена основа азиатской России. Разгром Сибирского ханства освободил сибирских татар от тирании Кучума и многочисленных ханских усобиц. Он благотворно отразился и на судьбах Башкирии, добровольно присоединившейся в 1555 году к Русскому государству. Вместе с тем был расчищен путь для освоения русскими огромных просторов сибирских земель. Зауралье в XVII—XVIII вв. превратилось в основной плацдарм, опираясь на который, русские землепроходцы глубоко проникли в Сибирь и достигли берегов океана.

Заселение русскими Зауралья происходило как путем самостоятельного переселения крестьян, так и путем правительственной колонизации края. Эти две линии были тесно связаны друг с другом.

Чтобы закрепиться на зауральской территории, царское правительство строило здесь остроги и города, куда переводило на постоянное жительство служилых людей из России. Оно было заинтересовано в перемещении части государственных крестьян для освоения новых земель и создания на них государевой «десятинной пашни». Оседали в Зауралье и беглые крепостные крестьяне, стремившиеся избавиться от тяжелого феодально-крепостнического гнета.

Крестьянские поселения в Зауралье по рекам Тавде и Туре стали создаваться в XVI веке. Вслед за Тюменью (1586 г.), Тобольском (1587 г.), Пелымом и Верхотурьем (1598 г.) возникают поселения на берегах рек Режа, Нейвы, Ницы и Пышмы. Значительные массы переселенцев привлекли бассейны рек Исети, Миасса и среднего Тобола, отличавшиеся высоким плодородием почвы. Заселение берегов Исети началось в первой половине и усилилось во второй половине XVII в. Здесь возникают Исетский, Маслянский, Китайский остроги, Шадринская, Мехонская, Барневская, Красномысокая (Красномыльская) и другие слободы, а также Далматов и Рафайлов монастыри. Исетский (1650 г.) и Катайский (1655 г.) остроги стали оборонительными пунктами от набегов степных феодалов.

Организаторами строительства новых слобод и острогов часто были слободчики-выходцы из государственных крестьян и мелких служилых людей. Они получали от Тобольской или Верхотурской канцелярий грамоты, дававшие право создавать слободы и остроги на новых, подысканных ими свободных землях и призывать для поселения на них «гулящих людей» и беломестных казаков. Положение слободчика-крестьянина было двойственным: с одной стороны, он возглавлял крестьянские поселения, осваивал вместе с крестьянами целину, строил укрепления, был связан с крестьянским миром и, как правило, находил среди крестьян поддержку, с другой — становился представителем государственной власти и в силу этого обязывался выполнять указания воевод, которые не соответствовали интересам крестьян. С этим двойственным положением слободчиков не хотели мириться воеводы и по мере организации слобод заменяли слобод чиков приказчиками.

Среди населенных пунктов, возникших в Исетском крае, видную роль играла Шадринская слобода, основанная в 1662 году слободчиком Юрием Никифоровичем Малечкиным, более известным в истории под именем Юшки Соловья.

Основатель слободы Ю. Малечкин — выходец из государственных крестьян Урала, получив «наказную память» от тобольского воеводы начал «вверх по Исети слободу строить и прибирать беломестных казаков и крестьян из вольных и гуляющих и прохожих людей». Деятельность Малечкина по созданию Шадринской слободы развивалась успешно. В 1665 году здесь было четыре двора пашенных крестьян и 6 дворов беломестных казаков, общей числен 30-40 человек.

Вскоре по инициативе Ю. Малечкина недалеко от Шадринской была основана Канашская слобода. Успехи Ю. Малечкина вызвали зависть и недовольство Давыда Андреева — приказчика Исетского острога. Он обвинил шадринского слободчика в оказании помощи беглым крепостным крестьянам и в незаконном расходовании денег из государевой казны на личные нужды. В результате Ю. Малечкин был отстранен от руководства слободой, но начатое им дело получило дальнейшее развитие. В 1686 году в слободе было 137 дворов пашенных крестьян, 10 беломестных казаков и 41 драгун.

В конце XVII — начале XVIII вв. население Шадринской слободы продолжало увеличиваться: По данным переписи 1710 года в слободе было 2821 человек мужского пола, из них 1919 пашенных крестьян. В 1712 году Шадринская слобода была переименована в город Шадринск. Новому городу был присвоен герб: «в серебряном поле куница, означающая изобилие промысла оными», изготовлена была и серебряная городская печать. Преобразование слободы в город открыло-новую страницу в ее истории.

Одновременно с Шадринской слободой происходил значительный рост населения и в других населенных пунктах Исетского края. По притоку Исети, реке Миассу, создаются новые слободы: в 1670 году — Усть-Миасская, в 1676 году — Окуневская, в 1684 году — Чумлякская. К началу XVIII в. русские поселения охватили нижнюю часть течения реки Миасса. Дальнейшее продвижение сдерживалось нападениями калмыцких феодалов и кучумовых царевичей — сыновей и внуков хана Кучума, кочевавших в казахстанских степях. Поэтому слободы имели военные укрепления, среди военнослужилого населения преобладали беломестные казаки. В XVII в. в Зауралье возникли монастыри, развивалось монастырское феодальное землевладение. Одним из первых был Далматов монастырь. Его основание относится к 1644 году. Вслед за ним возникли Рафайлов монастырь (1657 г.), Кодская (1662 г.), Архангельская (1668 г.) заимки и митрополичье село Воскресенское. Монастыри захватывали большие земельные площади, привлекали для поселения на своих землях «гулящих людей», беглых крестьян и посадских людей, предоставляя новым поселенцам льготы, «подмогу» деньгами, хлебом и скотом. Монастыри быстро росли, увеличивая численность зависимого от них населения, создавали новые села и деревни. Далматов монастырь «владел в 1719 году одним селом и 12 деревнями, в которых было 137 дворов с 1079 душами мужского пола».

Монастырские крестьяне находились на положении крепостных. Они выполняли многочисленные феодальные повинности. Царское правительство покровительствовало Далматову монастырю, ставшему оплотом православия в Зауралье. В первой четверти XVIII в. здесь закончилось строительство монастырской крепости, замкнутого кирпичного сооружения в виде неправильного шестиугольника, который охватывал площадь в 4,5 гектара. Далматов монастырь превратился в крупнейшего феодального вотчинника Исетского края.

Во второй половине XVII в. стали возникать слободы в районе Среднего Притоболья. Одной из первых была основана в 1659 году Ялуторовская слобода. Она быстро росла и уже в 1686 году имела 169 дворов. Из Ялуторовской слободы вышли первые переселенцы в новую слободу Царево городище, возникшую на левом берегу Тобола в 1662 году.

Об основателе слободы Царево городище академик И. П. Фальк, посетивший Зауралье в 1771 году, писал, что «в половине прошлого столетия поселился здесь крестьянин Невежин на развалинах татарского городища по причине хорошей пахотной земли». Выходец из Тюменского уезда крестьянин Тимофей Невежин был первым слободчиком Царева городища. О его деятельности имеются упоминания в документах второй воловины XVII в. Слобода Царево городище сыграла большую роль в освоении земель Среднего Притоболья. Она заняла ведущее место среди слобод, возникших в этом районе. Вслед за Царевым городищем были основаны Белозерская (1665 г.), Иковская (1680 г.), Утятская (1680 г.), Емуртлинская (1689 г.), Салтасарайская (1693 г.) слободы и другие. По переписи 1710 года, в слободах Среднего Притоболья насчитывалось 1294 двора с населением около 10 тысяч человек. По социальным группам население разделялось следующим образом: крестьяне и бобыли — 82,3 процента, дворовые люди — 0,8 процента, военнослужилые— 14 процентов, приказная администрация и духовенство— 2,7 процента.

Перепись 1710 года дает возможность установить, что в Исетский край и в районы Среднего Притоболья приходили крестьяне из разных уездов центральной части России, а также из слобод Урала, Вятского, Казанского, Кунгурского уездов и Северного Поморья. С освоением земель по Исети, Миассу и среднему Тоболу русские поселения продвинулись дальше на юг, к бассейну реки Уй, где стали возникать в XVIII в. новые слободы.

К середине XVIII в. отношения русского государства со степными народами значительно улучшились. Калмыки к этому времени окончательно закрепились в Поволжье и прекратили нападения на зауральские слободы. Кучумовы царевичи, лишившись помощи калмыцких феодалов, также были вынуждены сократить число своих нападений. В 30-х годах XVIII в. хан малого Казахского жуза Абдулхайр принял русское подданство. Этим актом было положено начало присоединения Казахстана к России, которое явилось поворотным пунктом в истории казахского народа.

Установление мирных отношений с Казахстаном способствовало заселению русскими людьми пограничных областей. В 1734 году был основан город Оренбург, а в 1737 году образована Исетская провинция в составе трех уездов (дистриктов): Шадринского, Окуневского, Исетского и 15 башкирских волостей. Позже в состав этой провинции вошли вновь созданные Куртамышский и Увельский уезды. С образованием Оренбургской губернии в 1744 году Исетская провинция вошла в ее состав.

Строительство заводов на Южном Урале содействовало притоку сюда русского населения. Еще в 1736 году были построены четыре новые крепости: Чебаркульская, Еткульская, Челябинская и Миасская. Формирование казачьего населения этих крепостей шло большей частью за счет крестьян Шадринского, Исетского, Окуневского уездов Исетской провинции и соседних с ними Краснослободского, Тюменского и других уездов Сибирской губернии.

Дальнейшему притоку крестьянского населения способствовала постройка Нижне-Уйской дистанции Оренбургской линии укреплений. В состав Нижне-Уйской дистанции укреплений входили четыре крепости, построенные по левому притоку реки Тобола, реке Уй: Троицкая, Каракульская, Крутоярская, Усть-Уйская. Строительство этих крепостей началось в 1743 году. Между крепостями были созданы редуты: Ключевской, Луговой, Кочердыкский и Озерный. Звериноголовская крепость возникла в урочище «Звериная голова» в 1752 году. Это было пятиугольное сооружение, обнесенное заплотом, надолбами и рогатками. Строилась Звериноголовская крепость с помощью уральских заводов, откуда доставлялись необходимые инструменты и оборудование. Первоначально Звериноголовская крепость находилась в Сибирском ведомстве, но в 1753 году «была переведена в Оренбургское и с тех пор являлась конечным пунктом Оренбургской пограничной линии». Протяженность Нижне-Уйской дистанции от Троицкой до Звериноголовской крепости составляет около 215 километров.

В крепостях этой дистанции были расквартированы драгунские и пехотные роты. Кроме того, здесь стали создаваться казачьи военные поселения. Казаки были выходцами из крестьян, являясь «в одно и то же время и земледельцами и воинами, способными нести сторожевую службу». Этим было положено начало созданию Оренбургского казачьего войска.

С постройкой Нижне-Уйской дистанции укреплений усилился приток крестьянского населения в междуречье Миасса и Уя. Здесь были основаны новые крестьянские слободы: Куртамышская (1745 г.), Таловская (1747 г.), Каминская (1749 г.), Нижне-Увельская (1749 г.), Верхне-увельская (1751 г.), Кундравинская (1758 г.). В 1756 году в Исетской провинции был образован Куртамышский дистрикт (уезд) в составе Куртамышской, Таловской, Каминской слобод и прилегающих к ним деревень.

Крестьяне Исетской провинции стремились перейти на жительство в новые слободы. Свое желание переселиться в район Куртамышского и Увельского уездов они мотивировали тем, что «на прежних их жилищах имевшиеся земли выпахивались, да и довольства с них не имеют столько, чтоб им собственную свою пашню и оброчный хлеб отправлять». Царское правительство было заинтересовано в создании новых крестьянских поселений, так как военно-служилых людей необходимо было обеспечивать продовольствием. Крестьяне новых слобод обязаны были поставлять в крепости «провиант, муку, крупу и овес... на своих подводах без прогонов», т. е. без оплаты за их труд. Вот почему, пишет П. И. Рычков, «им оной переход и дозволили». Оренбургский губернатор Неплюев, кроме переселения крестьян из одних зауральских уездов в другие, привлекал для поселения в Южном Зауралье отставных солдат, ссыльных крестьян и посадских людей.

Усиление феодально-крепостнического гнета в начале XVIII в. вызвало новый приток в Сибирь беглых крепостных. Многие из беглых оседали в Зауралье, основывали свои поселения. По сведениям П. И. Рычкова, в дистриктах Исетской провинции осело «множество помещичьих крестьян, про которых, узнавая, помещики, наконец, стали производить просьбы об отдаче их им, о высылке их в прежние жилища». Дворяне требовали возврата своих крестьян, подавали в Сенат жалобы на администрацию Исетской провинции, указывая на то, что она не содействует им в розыске и возвращении крестьян.

Царское правительство, защищая интересы дворянства, не могло не считаться о их требованиями, но в то же время было заинтересовано в укреплении Оренбургского края и, в частности, Южного Зауралья, так как отсюда брали хлеб не только для служилых людей пограничных линий, но и на уральские заводы. Поэтому Сенат в 1743 году разрешил оставить в Исетской провинции беглых и из «слобод их не высылать и никому не отдавать, а быть всем тем крестьянам в той провинции вечно». К 60-м годам XVIII в. в Исетской провинции, по данным ревизии 1762 года, насчитывалось 55286 душ мужского пола, а в 15 башкирских волостях 3556 дворов.

Быстро увеличивалось население и в Ялуторовском уезде. Особенно успешно заселялась его южная часть, т. е. район Среднего Притоболья, где впоследствии возник Курганский уезд. Большую роль в продвижении крестьянских поселений к югу имело строительство Ново- Ишимской (Пресногорьковской) пограничной линии, протяжением около 562 километров. Эта пограничная линия, начинаясь от Звериноголовской крепости, проходила через Петропавловск до Омска и включала 11 крепостей и 33 редута. Строительство их началось с 1752 года.
Основная тяжесть работ по сооружению Ново-Ишимской пограничной линии легла на крестьян и казаков, так как для строительства крепостей использовались регулярные войска и выписные казаки. Условия в районе строительства были очень тяжелы: не хватало пресной воды, строительных материалов. Из-за недостатка воды строители прозвали новую линию «горькой». Это народное название закрепилось и в официальных документах. Участок стали называть «Пресногорьковским».

Правительство всячески содействовало заселению земель, лежавших вдоль этих крепостей. Укрепленные линии были опорными пунктами колониальной политики царизма, а возникновение городов и поселений в районах укрепленных линий усилило притон русского населения в Казахстан, имело большое значение для развития экономических и культурных связей Казахстана с Россией.

Возникновение Ново-Ишимской (Пресногорьковской) линии укреплений создало благоприятные условия для организации новых крестьянских поселений в Среднем Притоболье. В течение XVIII в. их население росло не только в результате естественного прироста, но и за счет притока новоприходцев. Увеличивалось число деревень, осваивались целинные земли. Посетивший в 1771 году Курганскую слободу И. П. Фальк отметил, что к этой слободе «принадлежали 26 деревень, в коих с городом считалось 3017 оброчных душ». Сведения Фалька, взятые из официальных источников, показывают, что население слободы возросло по сравнению с 1710 годом вдвое, а число деревень увеличилось с 15 до 26.

Рост населения в Среднем Притоболье дал возможность при образовании Тобольского наместничества в 1782 году создать в составе Тобольской губернии Курганский уезд. Он выделился из Ялуторовского уезда. Курганская слобода была переименована в город. Городу был дан свой герб: «В зеленом поле два серебряных кургана: от имени сего города и в знак, что оные при самом городе находятся». Развиваются промыслы и торговля. Курган был одним из центров, через который поддерживались экономические связи с Казахстаном.

Между русским народом и народностями Зауралья и Северного Казахстана устанавливаются многообразные экономические и культурные связи. Россия, как указывал Ф. Энгельс, выполняла «цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар».

Источник:
Очерки истории Курганской области. ЮУКИ. Челябинск 1968 г.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.