Тюменские мотоциклы завода № 65
Постановлением Совета по эвакуации от 10 октября 1941 года на территории Тюменского пивоваренного завода было решено разместить производство Таганрогского мотоциклетного завода, часть оборудования Московского завода мотоциклетных моторов и Серпуховского мотоциклетного завода.
25 ноября 1941 года таганрогцы прибыли в Тюмень, но 170 вагонов с оборудованием находились еще в пути. Обеспеченность рабочей силой предприятия составляла всего 15 процентов. Предстояло осуществить большую и сложную работу по скорейшему пуску в строй цехов завода, получившего № 65. Решением Совета Народных Комиссаров на него было возложено производство мотоциклов М-72 для Красной Армии. На заводе изготовлялись и детали для взрывателя типа КТМ-1.
Завод подчинялся Наркомату боеприпасов. Под руководством директора Мизрухина на нем была проделана большая работа по организации выпуска продукции для фронта. В 1942 году завод произвел 187 мотоциклов АМ-600 и первые 4 машины типа М-72.
В 1943 году на заводе трудилось 843 человека. Количество продукции постоянно росло. Развернулось и ширилось движение фронтовых бригад. Особую известность получила в Тюмени бригада Николая Величко, занесенная в книгу Почета городской комсомольской организации. В течение 1943 года на фронт было отправлено 427 мотоциклов, много комплектов запасных частей. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С.И. Богданова и П.С. Рыбалко. Мотоциклы, построенные в Тюмени, успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий. Работу Тюменского мотоциклетного завода высоко оценило военное командование.
Мотоциклетчики оставались в Тюмени недолго. В начале весны 1944 года завод № 65 перевели в Горький (Нижний Новгород). Производственные мощности предприятия стали основой одного из цехов завода «Красная Этна».
Источник: И. Ермаков, «Тюмень тыловая», Екатеринбург, средне-Уральское книжное издательство, 1995 г.