Улусная жизнь забайкальского бурята в начале XX века
Опубликовал: murashka, 12-04-2018, 12:08, Путешествие в историю, 1 470, 0
Распределение занятий в домашнем быту бурята слишком неравномерно между мужчинами и женщинами. Несмотря на то, что женщина у бурят стоит далеко от какого-либо рабства, тем не менее, большая часть домашних занятий лежит именно на ней одной. Проводя почти все время в своей юрте, бурятка редко сидит без какого-либо дела, чего нельзя сказать про мужское население, которое часто отсутствует из дома с утра до вечера и которое удерживает дома только что-либо исключительное по хозяйству.
Не скука или однообразие улусной жизни гонят бурята из дома, а тем более и не семья, к которой он все же очень привязан, а единственно его расовое непоседство. Это же самое наблюдается и среди монгол. Любопытство номада, конечно, известно и, в данном случае, оно главным образом и гонит из юрты куда- либо к соседу или в другой улус узнать новости, послушать, порасспросить и наконец просто повидаться со своими знакомыми. Часто едет он и без определенной цели в соседний улус, или даже город. Хождение в гости у бурят очень развито, хотя общественности в том виде, как мы привыкли видеть у русского населения, у них незаметно вовсе. Все семейные празднества проходят исключительно в тесном кругу родственников, только свадьбы собирают почти всех знакомых бурята.
Сборищ всего общества улуса бывает сравнительно немного. Так, например, много народу собирается на общественные молебствия, «амбоны», и на улусные сходы. В особенности последние с введением нового управления бурят участились. Женщины активного участия в обсуждении таких вопросов, конечно, не принимают, хотя в то же время, более мужчин стоя за старину и прежние порядки, косвенно много поддерживают своих мужей и братьев в отстаивании своей свободы.
Кроме коротких отлучек из дома мужского населения, оно часто отсутствует на целые месяца и года, так, например, буряты-казаки, уходящие на службу, и те из них, которые нанимаются к кому-либо в город или идут в извоз. Оставляя все свое хозяйство нередко на одних только женщин, они тем самым заставили последних исполнять все работы по дому и сельскому хозяйству. Помощниками в семье являются только подростки.
Так как только более зажиточные буряты имеют возможность нанимать работников, то неудивительно, что на всех работах в поле являются преимущественно одни женщины, и нужно отдать справедливость, что работа их нисколько не уступает мужской, а иногда исполняется даже и более аккуратно. В дальних улусах мужское население реже оставляет свою юрту надолго. Более продолжительное его отсутствие—уход на промысел (белковье), остальное же время оно дома и вместе с семьей работает по хозяйству.
Только одни зажиточные буряты в редких случаях занимаются сами по обработке поля или ходят за скотом. Здесь как мужчины, так и женщины целые дни проводят обыкновенно в ничего - неделании; вся же работа сдается наемным работникам.
Конец сенокоса в крае обыкновенно совпадает с началом уборки хлеба, которая продолжается до половины августа. Там до заморозков, то есть до молотьбы, бурят свободен и большую часть дня проводит в разъездах, или лежании у себя в юрте.
Отмолотившись в ноябре, он идет или в извоз или в дальних улусах уходит зверовать. К декабрю обыкновенно опять дома и без дела за редкими исключениями. В это время до весны бурят обыкновенно успевает прожить все свои доходы, полученные от продажи хлеба и промысла, и весна застает его чуть ли не голодом, без средств, без запаса семян и с исхудалым, еле двигающим ноги, скотом. Такова картина жизни большинства забайкальских бурят среднего достатка.
Начало весны для такого бурята всегда критическое. Все, что возможно, он везет продавать в город; нередко гонит последнюю корову, ведет лучшую лошадь. Не имея семян на посев и зная по опыту, как «скоро» ему выдадут их из казенного запаса, бурят решается выпрашивать их у богатых своих сородичей или у русских крестьян. Конечно, как первые, так и вторые пользуются таким критическим положением бурята и, продавая семена с выплатой осенью, обыкновенно в то же время закабаляют такого бурята условием отработки и, конечно, за цену, на которую в другое время никто не согласится.
Заручившись семенами, а иногда и деньгами, бурят снова оживает, снова идет его обычная жизнь, пока осень или неурожай поставят его опять и еще в худшие условия. Идут так года, и бурят-неудачник, если случай не даст ему расквитаться со своими кредиторами, гибнет и зорится в конец. Если же прибавить к этому, что последние года в Забайкалье и для более состоятельной части населения были разорительны, то о буряте среднего достатка или малоимущем нечего и говорить.
Временное поднятие заработка ближайших к городу бурят постройкой Забайкальской железной дороги, потребовавшей не мало рабочих рук и продуктов сельского хозяйства, только было приятным сном для населения. Боксерское восстание в Китае, а позднее русско-японская война отняли почти все мужское население от края. Если ясачные пострадали в этом отношении не так сильно, то буряты-казаки почти совершенно разорены. Конечно, не в лучшем положении и русское население.
Недовольство бурят еще более обострилось и, конечно, не мало нужно труда, чтобы жизнь его в нравственном отношении была как прежде. Несмотря на то, что с виду местный бурят как бы сделался более культурным, в действительности он и взгляды его на жизнь, остаются прежними. Конечно, все это относится к населению вообще, исключая тех из них, которые почти уже утратили свое расовое отличие, живущих в городах и наполовину уже обрусевших. Хитрость и скрытность бурят-кочевников сказывается часто за последнее время явным недружелюбием к русскому населению. Вырождающееся племя борется с необходимым переломом своего нового положения; к чему приведет эта борьба, чем закончится, конечно, покажет будущее.
Домашняя жизнь бурята во многом отличается от соседа — русского крестьянина. День его начинается сравнительно не рано. Только какое-либо срочное дело, или необходимость заставит подняться бурята до солнца, хотя бы и летом. Обычное время, когда бурят встает, летом около 6 часов, а зимой 8—9. Женщины и наемные работники поднимаются несколько раньше. Ложатся же спать летом около девяти часов, а зимой и того раньше, конечно, исключая любителей картежной игры, за которой некоторые просиживают до утра.
В течение дня, в особенности летом, бурят нередко на час — два снова ложится отдыхать, если нет никакого дела. Все же остальное время сидит, поджавши под себя ноги, перед костром, покуривая табак, или беседуя с кем-либо из соседей. Бурят словоохотлив и любит вести рассуждения о злобах дня; в особенности в этом отношении выделяются старики и ламы. Женщины редко принимают участие в общем разговоре и только слушают. Дети и подростки вертятся также почти всегда в юрте, или избе, редко оставаясь вне юрты, что является большим отличием от крестьянских детей. Если же и уходят они, то чаще или пасти баранов, или по какому-либо поручению. Тех игр, смеху, какие мы привыкли видеть у крестьянской детворы, в бурятских детях почти не заметно. Единственное развлечение подростков в летнее время борьба; более же смелые и сильные с большой охотой носятся верхом на неоседланной лошади.
В общем бурятские дети не так жизнерадостны и подвижны, как русские, хотя более выносливы и крепки к холоду и реже болеют. Как и в русской крестьянской семье, бурятские дети рано делаются помощниками; в семь-восемь лет они ходят за бороной, убирают сено, хлеб, пасут скот. В двенадцать же лет уже исполняют все работы, наравне с большими.
Живущие вблизи сел, или городов отдают своих детей в русские школы, где нередко лучшие ученики выходят из бурят. Несмотря на плохое понимание русского языка, бурятские дети очень быстро осваиваются и в занятиях прилежны. Многие из них переходят в средне-учебные заведения, где и кончают курс весьма успешно. Как известно, с каждым годом число детей, оканчивающих курс средне-учебных заведений, прогрессирует. Многие из бурят занимали и занимают хорошие места в местных правительственных и частных учреждениях. Некоторые же сородичи настолько культурно развиты, что только тип разве может еще выдать их. Таких лиц хотя и не особенно много, все же они известны и далеко за пределами Забайкалья. Все это доказывает, насколько бурят способен и, при известных условиях, сравнительно легко культивируется.
Живя в улусе, бурят очень неразборчив к обстановке своего хозяйства, равно и к пище. Даже и более состоятельные из них в домашней жизни ничем не отличаются от бедняков. Та же грязь и, пожалуй, беспорядок. Та же обстановка, одежда и ничего такого, что бы наружно служило показателем его благосостояния. Единственно, чем отличается лучшее материальное положение бурята, это более обильная его еда. Бурят если и не гастроном, как, например, китаец, но очень прожорлив и нередко в этом отношении даже противен для стороннего наблюдателя. В особенности наблюдается это среди малодостаточнаго класса, когда такому представится возможность поесть вволю. Нередко приходилось наблюдать, когда бурят ел положительно через силу, объедался и болел, но, оправившись, оставался прежним в своих желаниях. В особенности они любят мясо и никогда не отказываются от такого угощения. То же самое наблюдается и среди монгол.
В обычное время буряты едят мясо обыкновенно вечером и не более раза в день, наедаясь нередко до отвала. Конечно, мясная пища тем не менее не может считаться ежедневной у всего населения. Но все же редкий бурят может долго оставаться без мясной пищи, в особенности зимой. Имеющие своих овец, конечно, не сидят без мяса. Менее же состоятельные покупают на стороне, или меняют на хлеб и пр. Некоторые же покупают в городе или селе скотское мясо, хотя и отдают предпочтение баранине.
Обычная же пища бурята: кирпичный чай, сваренный с молоком, маслом и солью (род чайного супа), хлеб, испеченный в золе, или по-русски (в городах) и молочные скопы: творог, вареные пенки, так называемые урумхэ. Чай, сваренный вышеупомянутым способом, иногда варьируется прибавлением к нему поджаренной муки и называется затураном. Сырое молоко почти не употребляют. Из молока же перегоняют особый сорт водки, так называемый арахи (из Арса - кислое молоко). Водка эта не особенно крепка и выпивают ея буряты обыкновенно много. Приготовляется арахи преимущественно летом и до осени, конечно, вся и расходуется. В остальное время пьют или русскую водку, или же чаще китайский ханшин (хана—по местному).
Из овощей изредка употребляют лук, картофель и из дикорастущих черемшу (полевой чеснок), магнир (лук) и, как лакомство, луковицы сараны. Ягоды едят мало; чаще замечается употребление черемухи, Которую собирают поздно осенью, вялят, толкут вместе с косточками и зимой делают особые ватрушки, «черемуховые шаньги». Мясо рыб и птицы употребляют редко, разве за невозможностью достать баранины. Грибов не едят вовсе и считают их к тому очень вредными.