Топ-100

Ярмарки Западной Сибири: экономика, культура и повседневность

Опубликовал: zampolit, 15-03-2018, 20:00, Путешествие в историю, 1 630, 0

В конце XVIII века примерно два из трех городов Западной Сибири имели собственные ярмарки. Однако к середине XIX века ярмарочная жизнь региона претерпела значительные изменения, став неотъемлемой частью экономической и культурной жизни сибирских городов. Рост товарности крестьянских хозяйств, развитие промышленного и ремесленного производства, а также укрепление социально-экономических связей способствовали расцвету ярмарочной торговли. К концу 1850-х годов ярмарки проводились почти в каждом городе Западной Сибири.

Ярмарки стали важным элементом торговой сети, объединявшей местных крестьян и торговцев из других регионов. Так, на ярмарках в Ишиме встречались купцы из Тобольска, Тюмени, Тары и Ялуторовска. Однако не все ярмарки были одинаково успешными. В некоторых городах, таких как Тара в начале XIX века, ярмарки оставались малолюдными, что отмечалось современниками и официальными документами.

Особенностью западносибирских ярмарок была их продолжительность. Если в конце XVIII века лишь четыре ярмарки длились более недели, то к 1860-м годам таких стало уже одиннадцать. В крупных городах — Тобольске, Таре, Тюмени, Томске, Барнауле, Бийске и Колывани — торговля могла продолжаться не менее месяца. Это делало ярмарки не просто торговыми мероприятиями, но и событиями масштаба, влияющими на жизнь целых городов.

Во время ярмарок население городов значительно увеличивалось. Например, в Березове численность населения вырастала до 3 тыс. человек (почти вдвое), в Ялуторовске — до 15 тыс. (в шесть раз), в Ишиме — до 12 тыс. (в пять-шесть раз). Особенно многолюдной была зимняя Никольская ярмарка в Ишиме, где одновременно пребывало до 20–30 тыс. человек.

Такое массовое скопление людей создавало уникальную многонациональную среду. На ярмарках южных городов Западной Сибири активно общались представители разных народов, включая торговцев из Средней Азии и Казахстана. Это способствовало культурному обогащению, взаимообмену традициями и созданию особой праздничной атмосферы.

Несмотря на то, что основной функцией ярмарок была торговля, они играли и важную культурную роль. По мнению французского историка Фернана Броделя, ярмарки были не только оптовыми рынками, но и пространством для массового участия. Для мелких купцов, ремесленников, мещан и разночинцев ярмарки служили возможностью не только продать товар, но и получить информацию, обсудить новости, пообщаться.

Это было особенно важно в небольших городах, где ярмарки становились центральным событием городской жизни. Как отмечал декабрист А.Е. Розен, во время ярмарок в Кургане «с утра до вечера всё было в движении: почти всякий продавец был вместе и покупатель». В Омске, где большинство составляли военные, ярмарки стали желанным досуговым событием для горожан, казаков и солдат. Особую популярность здесь приобрела меновая торговля с киргизами, в которой принимали участие даже женщины.

Сроки проведения ярмарок часто совпадали с религиозными праздниками. Большинство ярмарок в Западной Сибири проводилось в осенне-зимний период, а к середине XIX века многие приходились на святки — один из самых веселых народных праздников. Если в конце XVIII века ни одна ярмарка не проводилась на святках, то к середине XIX века такие мероприятия проходили в Тюмени, Тобольске, Кургане, Бийске и Барнауле.

Открытие ярмарок сопровождалось торжественными церемониями. Утром в день старта в городском соборе служили молебен, после которого верующие совершали крестный ход на ярмарочную площадь. Иногда эти мероприятия включали дополнительные события, подчеркивающие значимость события. Например, в Тюмени в 1845 году открытие ярмарки сопровождалось литургией, прочитанием специального «Слова» епископом, пышным крестным ходом и банкетом для 250 гостей.

На ярмарках появлялись дрессировщики, фокусники, кукольники, гимнасты, акробаты. Эти представления были характерны не только для крупных ярмарок, но и для локальных, например, Екатерининской ярмарки в Таре, куда в 1850-х годах приезжали «странствующие фокусники и комедианты с куклами». Однако профессиональные артисты появились в регионе только ко второй половине XIX века. До этого на ярмарках работали местные мастера разговорного жанра — «балагуры», «штукари», которые зарабатывали на своем комическом искусстве.

Масленица в Ялуторовске

К середине XIX века на ярмарках появились шарманщики и владельцы «райков» — передвижных панорам. Также в этот период начали гастролировать театральные труппы. В частности, в Тюмени в 1858 году выступала труппа Глушакова, что указывает на наличие регулярных театральных мероприятий на ярмарках.

Ярмарки не обошлись без темных сторон. Они становились местом проведения подпольных лотерей, вызывавших недовольство чиновников. Кроме того, в городах усиливалась проституция, особенно в Томске, который считался своего рода «столицей» этой практики. Из показаний дела управляющего Томской губернией известно, что девушки из семей военных и крестьян вступали в нелегальный бизнес с 13 лет. Впрочем, и другие города, включая Тюмень, славились своей «разнузданностью».

Сеть общественного питания в городах Западной Сибири развивалась медленно, но во время ярмарок она существенно расширялась. Шалаши с самоварами, закусками и пряниками были повсеместны. Появились временные заведения — «что-то вроде трактира и несколько харчевен», которые работали исключительно в ярмарочный сезон. После торгового дня участники перемещались в трактиры, харчевни и питейные дома, где потребление алкоголя резко возрастало.

Для городской элиты ярмарки предоставляли возможность посещать спектакли, концерты, балы и карточные игры в благородных собраниях. Высокопоставленные лица, такие как генерал-губернатор П.Д. Горчаков и тобольский гражданский губернатор К.Ф. Энгельке, часто посещали ярмарки, добавляя им парадности и формальности.

Несмотря на некоторые негативные явления, ярмарки сыграли огромную роль в культурном и экономическом развитии Западной Сибири. Они оживляли жизнь небольших городов, давали возможность горожанам всех возрастов и сословий участвовать в развлечениях, общаться и приобщаться к новым формам культуры. Ярмарки стали своеобразным мостом между городом и деревней, между различными социальными группами, между традицией и модернизацией.

Как писал краевед С.И. Гуляев, ярмарки превращали города в места живого общения, где «рассказывают свои диковины, так, что православный мужичок, не бывалый в городе, от удивления рот раскроет». Таким образом, ярмарки стали не просто экономическими мероприятиями, но и важным социокультурным институтом, формировавшим лицо сибирской провинции.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2025 (11)
Июнь 2025 (22)
Май 2025 (25)
Апрель 2025 (18)
Март 2025 (56)
Февраль 2025 (41)
Календарь
«    Июль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.