Ярмарочное веселье в городах Западной Сибири XIX столетия

Опубликовал: zampolit, 15-03-2018, 20:00, Путешествие в историю, 553, 0
Ярмарочное веселье в городах Западной Сибири XIX столетия

В конце XVIII века собственные ярмарки имели примерно два из трех городов Западной Сибири. В первой половине XIX в. происходило повышение товарности крестьянских хозяйств, росло промышленное и ремесленное производство, укреплялись социально-экономические связи западносибирского региона с другими экономическими районами страны. Все эти социально-экономические процессы вели к росту торговли, особенно ярмарочной.

К концу 1850-х гг. ярмарки устраивались почти в каждом городе Западной Сибири. При этом в западносибирских городах ярмарки были более продолжительны, чем в центре страны. Впрочем, как установил Б.Н. Миронов, большая продолжительность ярмарок — явление характерное не только для Сибири, но и для других регионов нового заселения, а также для окраинных, пограничных районов. Длительность ярмарок в городах Западной Сибири к середине XIX в., по сравнению с концом XVIII в., существенно увеличилась. Так, в 1790-х гг. лишь 4 ярмарки функционировали более недели, а в конце 1850-х гг. таких ярмарок было уже 11, из них в Тобольске, Таре, Тюмени, Томске, Барнауле, Бийске, Колывани торговля велась не менее месяца.

Еще в конце XVIII в. на наиболее значительные ярмарки в города приезжали не только окрестные крестьяне, но и торговцы из других городов и округов. Например, на ярмарки в Ишим съезжались купцы из Тобольска, Тюмени, Тары, Ялуторовска. Однако не во всех городах ярмарки были многолюдны. Так, в Таре в начале XIX в., как отмечал один из современников, устроена ярмарка, «но съезду на оную нисколь не бывает». Та же картина наблюдалась в 1860 г. в Кузнецке, Каинске и Мариинске, в которых, «хотя и учреждены ярмарки, но съезду на них не было», как отмечалось в отчете о ярмарках в Томской губернии в 1860 г.

Во время ярмарок в некоторых городах численность населения увеличивалась многократно: в Березове в 1840-х гг. до 3 тыс., то есть почти вдвое, в Ялуторовске до 15 тыс. (в 6 раз), в Ишиме до 12 тыс. (в 5 —6 раз). В Ишиме в конце 1850-х — начале 1860-х гг. во время зимней Никольской ярмарки одновременно пребывало до 20 — 30 тыс. чел.

На ярмарках, особенно в южных городах Западной Сибири, происходило интенсивное общение многонационального населения региона, в котором участвовали и торговцы из Средней Азии и Казахстана. Такое многонациональное общение способствовало взаимообогащению народных культур, придавало особый колорит и создавало в городах приподнятую праздничную атмосферу. Разумеется, основным содержанием ярмарок была торговля. Однако известный французский историк Ф. Бродель, отметив роль ярмарок как оптовых рынков для купцов, писал, что не следует пренебрегать и «огромным участием» в них народа.

Для большинства участников ярмарок: мелких купцов, мещан, разночинцев, ремесленников, купцов, — они служили важным средством общения, обмена новостями. Как отмечал один из наблюдателей, сделки на тобольском рынке были незначительны, в них «более жизни и часто картинного разнообразия». Это разнообразие во время ярмарок, когда «с утра до вечера, — как писал декабрист А.Е. Розен о Кургане, — все было в движении: почти всякий продавец был вместе и покупатель», неизмеримо усиливалось. Даже в Омске, городе, в котором военные составляли большинство населения, ярмарки были желанным событием городского быта для мещан, купцов, разночинцев, казаков и солдат. Особое значение для омского простонародья имела меновая торговля с «киргизами», в которой активно участвовали и жительницы города.

Праздничному мироощущению участников ярмарок способствовали и сами сроки их проведения. «Почти все ярмарки, — как установил Р.М. Кабо, — происходили в один из церковных праздников». Большинство ярмарок в городах Западной Сибири устраивали в осенне-зимний период, причем в середине XIX в. многие из них приходились на святки — один из наиболее веселых народных праздников. Следует отметить, что в конце XVIII в., насколько это удалось выявить, ни в одном из городов региона во время святок ярмарок не было, в середине XIX в. на святках действовали ярмарки в Тюмени, Тобольске, Кургане, Бийске и Барнауле. В целом сроки проведения ярмарок, как правило, привязанные к каким-либо традиционным общерусским календарным праздникам, также создавали праздничную атмосферу.

Ярмарочное веселье нарастало постепенно. Обычно в день открытия ярмарки утром в городском соборе служили молебен, на котором обязательно присутствовали городские власти и «лучшие прихожане». После окончания службы верующие совершали из церкви крестный ход на ярмарочную площадь, где духовенство служило еще один молебен. Иногда торжественная часть первого ярмарочного дня включала и некоторые дополнительные мероприятия, рассчитанные на то, чтобы подчеркнуть важное значение этого события.

Официальная часть была особенно развернута в день открытия ярмарки в Тюмени — 15 января 1845 г. Эта ярмарка, по замыслу тюменских купцов и высшей администрации Западной Сибири, должна была составить сильную конкуренцию Ирбитской и сыграть важную роль в деле социально-экономического подъема города. В день ее открытия военные и гражданские чиновники, местные и иногородние купцы в 8 часов утра отправились на квартиру управляющего Тобольской губернией А.Н. Владимирова, откуда в 9 часов утра прибыли в Архангельскую церковь. Литургию отправлял специально приехавший в город епископ Тобольский и Сибирский Владимир, который затем прочувственно произнес написанное по случаю «Слово». Из церкви был устроен пышный крестный ход, возглавляемый высшими светскими и духовными властями губернии. Когда процессия достигла ярмарочной площади, посреди гостиного двора состоялось молебствие «о здравии виновников сего торжества», по окончании которого крестный ход прошествовал по городским улицам в церковь. Вскоре, в два часа дня, в здании благородного собрания начался обед для 250 избранных, чье угощение оплатило городское общество.

По завершении торжественных церемоний на ярмарке бойко закипала торговля и появлялись всевозможные ярмарочные развлечения. На ярмарках выступали дрессировщики, фокусники, кукольники, гимнасты, акробаты, вольтижеры. В середине XIX в. выступления артистов имели место не только на наиболее крупных в Западной Сибири ярмарках, но и на менее значительных, имевших преимущественно лишь местное значение, как Екатерининская в Таре, на которую иногда в 1850-х гг. приезжали «странствующие фокусники и комедианты с куклами». Однако в первой трети XIX в. наблюдатели не зафиксировали на ярмарках в западносибирских городах выступления профессиональных артистов. Вероятно, таких выступлений еще не было из-за редкого появления в те годы в регионе гастролеров из Европейской России.

Однако на ярмарках выступали местные мастера разговорного жанра — «балагуры», «штукари». К сожалению, никаких подробностей о выступлениях этих полупрофессиональных артистов не сохранилось. Известно лишь, что уже в 30-40-х гг. XIX в. они, как и в центре страны, выступали на ярмарках в городах Западной Сибири. Все тот же А.Е. Розен писал, что в Кургане во время ярмарок «возле шалашей острили балагуры, мальчики играли на гармонике». По-видимому, здесь речь идет не просто о любителях-острословах, но о людях, которые получали гонорар за свой комический дар. Видимо, их соседство с музыкантами и место, где они находились — возле «шалашей» — это не случайный набор в описании, оставленном декабристом. Балаганы, как отмечает А.Ф. Некрылова, были центром ярмарки, гулянья в русском городе. О том, что «штукари» в Тобольске получали плату за свои выступления, сообщается в письме Н.Д. Фонвизиной к И.И. Пущину от 5 мая 1848 г. Наконец, сведения о выступлениях «штукарей» и о существовании «балаганов для увеселения» содержатся в сметах доходов и расходов ряда городов региона.

Со второй половины 1840-х гг. на ярмарках появились шарманщики, владельцы «райков» — подвижных панорам с видами городов и увеселительными картинками. Эти аттракционы получили повсеместное распространение на народных гуляниях в русском городе в середине XIX в. Известно, что в это время на народных гуляниях в Томске выступали шарманщики и раешники, поэтому они, несомненно, появлялись и на многолюдных ярмарках в других городах: в Тюмени, Ишиме, Ялуторовске. Именно в таких местах разгула праздничной толпы у них была возможность неплохо заработать.

Помимо сектора зрелищ и развлечений, который в той или иной мере присутствовал в середине XIX в., видимо, на всех ярмарках, в Тюмени в 1850-х гг. в ярмарочное время гастролировали театральные труппы. В частности, в 1858 г. здесь выступала труппа Глушакова. Очевидно, что театральные коллективы и ранее заезжали на ярмарки в этот старинный сибирский город. О чем свидетельствует и характер сообщения о приезде актеров — в газетной заметке этот факт упомянут без всяких комментариев, что не могло бы иметь места, если бы театральные гастроли во время ярмарки в Тюмени состоялись впервые, ибо авторы корреспонденций в местных газетах всегда стремились подчеркнуть это обстоятельство.

Ярмарки, на которые съезжались многочисленные участники из разных сел и городов, были самым подходящим местом для устройства сомнительными дельцами подпольных лотерей. Такие несанкционированные лотереи вызывали недовольство правительственных чиновников. Так, 24 февраля 1837 г. управляющий Омской области указал городничему на недопустимость впредь подобных явлений. Недовольство начальства было вызвано не столько заботой о доверчивом простонародье, которое могло стать жертвой мошенничества со стороны организаторов, сколько тем обстоятельством, что все доходы от лотерей оставались, минуя казну, в руках частых лиц.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Ноябрь 2019 (31)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (71)
Июнь 2019 (34)
Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.