105-мм горная гаубица Geb. H 40 - для сильно пересеченной местности
Опубликовал: dokaspez, 15-03-2018, 07:39, Техника и вооружение , 1 649, 0
10,5 cm Gebirgshaubitze 40 - немецкая горная гаубица, состоявшая на вооружении вермахта с 1940 года. Использовалась немецкими горными дивизиями в Финляндии, Италии, Франции, на Восточном фронте и Балканах с 1942 года. Гаубицу использовал ряд европейских стран до 1960-х годов. Орудие предназначалось для уничтожения живой силы, подавления огневых точек и разрушения полевых фортификационных сооружений.
Германская 105-мм горная гаубица Geb. H 40 представляет собой классическое орудие с раздвижными станинами, горизонтальным клиновым затвором и подрессоренным колесным ходом. Ствол гаубицы состоял из трубы-моноблока и казенника. На стволе был смонтирован мощный двухкаморный дульный тормоз, поглощавший при выстреле до 30 % энергии отдачи. Ствол был укреплен на салазках, вместе с которыми он откатывался по люльке.
К лафету относились: люлька, противооткатные устройства, верхний станок, подъемный и поворотный механизмы, уравновешивающий механизм, нижний станок, ходовая часть с подрессориванием и прицельные приспособления. Для снижения веса гаубицы пришлось отказаться от щитового прикрытия. С этой же целью в раздвижных коробчатых станинах имелись отверстия.
Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза веретенного типа с компенсатором и гидропневматического накатника. Тормоз отката был смонтирован в люльке под стволом, накатник - над стволом. При откате ствола и салазок вместе с ними откатывались штоки противооткатных устройств (в то время, как цилиндры оставались на месте). К особенностям горной гаубицы образец 40 относилась и конструкция гидравлического тормоза, с помощью которого достигалось изменение длины отката ствола в соответствии с приданным орудию углом возвышения. Подъемный и поворотный механизмы - секторные; уравновешивающий механизм - пружинный, толкающего типа.
Стрельба велась с помощью прицела и панорамы. При переводе гаубицы в боевое положение, нижний станок лафета опирался на грунт боевым упором (поддоном), а при разведенных станинах - сведенные внутрь колеса способствовали уменьшению отката орудия. Станины лафета были снабжены съемными сошниками. При раздвинутых станинах стрельба была возможна с углом возвышения до 70°, а угол горизонтального обстрела составлял 51°.
Гаубица Geb. H 40 имела металлические колеса, закрепляемые на станинах в двух положениях: в переднем (для перевозки системы в не разобранном виде на короткие расстояния) и в среднем (для перевозки нижнего станка со станинами в походном положении). Подрессоривание колес было собрано в станинах лафета. Имелся походный тормоз.
Благодаря наличию подрессоренного лафета гаубица могла перевозиться механической тягой со скоростью до 35 км/час. При перевозке конной тягой гаубицу соединяли с передком и перевозили шестеркой лошадей. Кроме того, конструкция гаубицы Geb. H 40 позволяла перевозить ее в разобранном виде конной тягой на четырех повозках (массой 650 кг каждая): нижний станок со станинами; верхний станок, казенник и «боевой упор»; люлька с салазками и противооткатными устройствами и труба ствола. Гаубица переводилась из походного положения в боевое, примерно за 1 минуту.
Боекомплект гаубицы состоял из выстрелов раздельного гильзового заряжания с осколочно-фугасными, кумулятивными, дымовым и осветительными снарядами.
Осколочно-фугасная граната (массой 14,81 кг) снабжалась головным ударным или механическим дистанционно-ударным взрывателями. Использовалось 6 переменных зарядов и один специальный для кумулятивного снаряда, с минимальной дальностью стрельбы – 3850 м, а максимальной – 12625 м (что было гораздо выше, по сравнению с максимальной дальностью стрельбы 10675 м у штатной 105-мм гаубицы образец 18).
Осколочно-фугасная граната с цветным дымообразующим составом была снабжена механическим дистанционно-ударным взрывателем. Для стрельбы из 105-мм горной гаубицы образца 40 применялись те же кумулятивные снаряды, что и для стрельбы из 105-мм легких полевых гаубиц образца 18 и образца 18/40. Стрельба велась на заряде № 6, при котором начальная скорость кумулятивных снарядов равнялась 460 м/сек (с наибольшей дальностью - 8000 м).
105-мм гаубица Geb. H 40 имела хорошо отработанную надежную конструкцию и вполне соответствовала своему главному предназначению - поддержке пехоты при ведении боя на сильно пересеченной местности. Во время Второй мировой войны она использовалась в артиллерийских полках горнострелковых дивизий вермахта на всех фронтах.
Первая партия из 30 гаубиц Geb. H 40 была изготовлена фирмой Gebr. Bohler (в г. Капфенберг) в 1942 году. В 1943 году вермахт получил 104 этих орудия, в 1944-м - 223, и в 1945-м - 63. Всего в 1942 – 1945 годах было изготовлено 420 горных гаубиц образца 40. К 1 марта 1945 года в вермахте насчитывалось 88 105-мм горная гаубица Geb. H 40 и еще 7 – в арсеналах.
Увидеть 105-мм гаубицe Geb. H 40 можно на открытой площадке Центрального Музея Великой Отечественной войны в Москве.
В поисках материала о горных орудиях мы посетили несколько музеев и выставок вооружения и военной техники, где обнаружили такие экземпляры:
горная пушка М-99, в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме и на территории Омского кадетского корпуса
опытный образец советской 76-мм горной пушки 35-К, в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
76-мм (3-дюймовая) горная пушка образца 1909 года на Выставке военной техники на Поклонной горе в Москве,
76-мм горная пушка образца 1938 года в Музее техники Вадима Задорожного,
немецкая 105-мм горная гаубица Geb. H 40 на открытой площадке Центрального Музея Великой Отечественной войны в Москве.