Исконые занятия сладковских крестьян

Опубликовал: murashka, 27-12-2017, 09:46, Земля Тюменская, 177, 0
Исконые занятия сладковских крестьян

Натуральное крестьянское хозяйство не может существовать без |развитого рынка. Крестьянин нуждался в нем прежде всего для сбыта продуктов своего труда. Приобретал он немного, главным образом соль, да некоторые изделия ремесленного производства. Промышленные товары медленно внедрялись в его жизнь, в основном, со второй половины XIX века.

Все необходимое для собственного проживания изготавливалось, выращивалось в его хозяйстве. Но и излишки сбывал он не ради наживы, барыша, торговли, а для обеспечения своего экономического благополучия. Наши предки были рачительными хозяевами. Даже в неурожайные годы у большинства хранилось зерно для продажи, хотя семья питалась, по существу, чем попало.

Там, где есть товар, всегда найдутся покупатели. Еще в 90-х гг. XVIII века в сладковских деревнях скупал провиант в огромных количествах крестьянин Боровской волости Жиляков для поставки в военные магазины (склады) Петропавловской крепости. Жена его Дарья скончалась в Сладково в 1820 году.

Около 1805 года обосновался в селе торговый человек, ишимский мещанин Василий Постников. В 1817 году дело отца взял в свои руки его сын Константин. А внук Василия Алексей был уже в Ишиме членом сиротского суда (1858-1899 гг.), членом городской управы (1898-1915 гг.). Постниковы владели торгово-промышленными предприятиями, занимались скупкой зерна, сала, топленого масла.

Одновременно с ними начинал торги другой ишимский мещанин Андрей Коршунов, но не столь удачно, и дело его быстро заглохло. Из других ишимских предпринимателей назовем Михаила Белова и (1816., его потомки торговали в Сладково спустя сто лет), Сумкина Александра, Комарова Ефима, Филиппова Григория, Марова Николая Акимовича, Андреевых Анику и Ивана Ивановичей, Мартемьянова Матвея Давыдовича, Харлова Матвея Романовича.

Особо следует выделить Кадниковых. Их предок Федор упоминается в 1793 году в чине губернского секретаря. Он судья Ишимской нижней расправы сословного суда. Сыновья его пошли по торговой части. Внук, Дмитрий Павлович, завел тоже лавку в Сладково, но временно прекратил торговлю, т.к. был избран волостным писарем. Уйдя в отставку, он всецело отдался фамильному делу. Кадниковы - известные купцы до революции.

В волостном центре надолго прописываются торговцы Сибири Меринов из Тобольска, Соколовы, Глазунов из Тюмени, Чернов из Петропавловска, М.П. Дежкин и П.П. Демехин из Омска, В.В. Пузырев, Я.В. Лупанин из г. Ирбита. Сладковские места привлекали купцов и Европейской России. В 1818 году умер в Сладково 90-летним старцем торговец г. Клина Бушуев Михаил Романович. В 1842 году поселяется Усов Иван Кондратьевич, торгующий крестьянин г. Вязники (родом из деревни Вяслы Владимирской губернии). Торговал мелочным товаром коробейник из Ковровского уезда той же губернии Иван Иванов, трагически погибший от лихих людей около Глядена 15 октября 1832 года, и т.д.

Большинство из них проживали в Сладково со своими семьями, снимая квартиры у местных крестьян. Помимо деловых связей многие состояли в духовном родстве с жителями села, являясь крестными их детей, кумовьями. Рассказать о всех взаимоотношениях практически невозможно, т.к. у каждого домохозяина проживал кто-нибудь из торговых агентов, приказчиков, лавочников, скупщиков. В качестве примера приведем лишь начальный период сладковской жизни Самсоновых. Иван Самсонов переехал в село около 1815 года.

У озера Пресного застроил домами, амбарами, конюшнями обширную усадьбу. Известны и дети его: Мавра, Агафья, Анна, Екатерина, Марианна, Василий, Иван, Евгений, Андрей.

Его двор стал пристанищем различного звания и чинов людей. В 1816 году живет у него отставной майор Николай Мыльников, брат директора департамента хозяйства и домоводства Тобольской губернии. В 1817-1823 гг. - отставной губернский секретарь Иван Крюковский с семьей. Отдельную горницу снимает волостной писарь из Верхотурья Иван Беднягин (1818-1824 гг.). У него постоянно останавливается уездный полицейский чин, петропавловский комиссар П.А. Ершов, занимавшийся преимущественно расследованиями правонарушений в подведомственной ему группе волостей. С переводом Ершова в Омск переведены его дворовые люди из Петропавловска, Ишима, Безруково в Сладково. Они были выкуплены из плена дедом и отцом автора «Конька-Горбунка» или самим Самсоновым. В 1821 г. упоминается в Сладково купленный последним «калмык новокрещен Николай», принявший отчество и фамилию Ивана Самсонова, в 1823 году «дворовый человек Тимофей Самсонов», в 1826 году - «новокрещен из киргиз Василий Самсонов». Все они пишутся в документах отныне крестьянами. В 1832 году Николай Иванович Самсонов в знак признательности к Павлу Алексеевичу Ершову сменяет фамилию на Павлова. Он в тесных отношениях с дьяконом местной церкви М.Е. Вавиловым. У него квартирует семья перекупщика скота Н.Г. Соколова. Другие торговцы В. Глазунов, М. Соколов живут у самого Ивана. Последний раз в архивных источниках имя основателя ряда сладковских крестьянских родов упоминается в 1841 году.

Исконые занятия сладковских крестьян

Основными объектами интересов торговых людей были пенька, лен, льняное и изгребное полотно, зерно, продукты животноводства, меха, отчасти рыба. Для производства пеньки и конькового полотна в деревнях заведены обширные коноплянники. В Сладково, например, конопляники при усадьбах занимали 80 десятин, т.е. в среднем около десятины на двор. Пенька и изделия из нее шли в Петербург, Архангельск и другие порты для нужд парусного флота. Зерно вывозили на сибирские и уральские винокуренные заводы, муку - в города, военные гарнизоны, в Казахстанскую степь.

Впрочем, последний продукт нередко выгодно сбывали сами крестьяне, обменивая у казахов на скот. Такая торговля называлась сатовкой. Ранней весной из-за границы пригонялись огромные стада молодняка. Торговали им в Петропавловске (с 1759 г.), Лебяжьей крепости Сладковской волости, в селах Казанское, Копотилово, Соколово, Ильинское, деревнях Дубынке, Ельцовой, Баландиной, Афонькиной.

В 1842 году документы Тюменского областного архива упоминают о продаже в Сладково табуна лошадей, пригнанного из степей «киргизцем Байбараковым». Купленный молодняк пускался на откорм. Ходил он все лето без пастухов, а осенью часть его сбывали скупщикам - прасолам, часть угоняли на продажу в Петропавловск, Ишим, Тюкалу на салотопенные заводы, часть забивали, продавая тем же скупщикам полуфабрикаты. Сатовка существовала на протяжении всего XIX века. «Памятная книжка Тобольской губернии» за 1884 год сообщала: «Сырые продукты скотоводства составляют самые важные статьи отпускной торговли. Южные округа с значительным успехом занимаются этой отраслью сельского хозяйства, откармливая скот, покупаемый в Киргизской степи».

Продукты животноводства отправлялись в Среднюю Азию, Киитай, Восточную Сибирь (выделанные кожи), на запад - в Ирбит, Кунгур, Екатеринбург, Нижний Новгород, Петербург, Архангельск, в Финляндию. Историк П.А. Словцов в своих «Письмах из Сибири 1826 года» примечал: «Ишимский уезд снабжает излишками своего сала Финский и Архангельский порты, но свечу, при которой читаю в Тобольске, заблаговременно выписываю из-за Урала». Впрочем, он не совсем точен. На ишимских ярмарках можно было купить любые товары: как европейские, так и восточные. Особенно значительным был торг в Петропавловске, приписанном к Ишимскому уезду. Он начинался с мая заканчивался только в ноябре.

В своих «Примечаниях к крепости Св. Петра» геодезист П. Моисеев сообщал Сибирскому губернатору Кашкину в Пермь (1781 г.): «Съезжаются купцы переяславские, калужские, тюменские и тобольские, бухарцы Тары, казанские татары и касимовские мурзы, а из-за границы ташкенцы и бухарцы на верблюдах. Товары с российской стороны: жемчуг и маржан (коралловые бусы - авт.), сукна, кожи, чугун, железные для зверей ловушки, таганы и прочие мелочи, а также табак, сахар, канцелярское семя (канцтовары - авт.), выдры, бобры, дорогие лисицы, зеркала, иглы, кубовая краска, бисер, пуговицы, бархат, верверет и разные мелочи немецкие и российские. А оные получают от ташкенцев и бухарцев серебро, канфицы (китайский атлас), фанзы (шелк), шелковые и бумажные халаты, выбойки, кисеи, чандари, бязи, дабы, пряденые и хлопчатые бумаги, чай, бумагу, платки, войлока, кошмы и протчее».

Обширным был и крестьянский торг. Сладковские крестьяне привозили крупы, муку, зерно, масло, кожи, продукты охоты и звероловства, промысловые изделия (холсты, веревки, посконь, деревянные шайки, бочата, ведра, ложки, топорища), охотно покупаемые «в безлесной Киргизской степи». Не меньше товаров поступало и в Ишим на Никольскую ярмарку. В уездный город везли пшеницу и овес, ржаную муку, деготь, сырые кожи, меха, щетину, холсты, «жирный товар», гнали табуны лошадей, быков. На зимнего Николу из одного только Сладково отправлялось обычно более сотни подвод. Декабрист Завалишин в «Описании Западной Сибири» (Москва, 1862 г., т. 1,стр. 171) отмечал: «Крестьянской возовой торговли усчитать нет человеческой возможности, потому что тут тысячи возов».

В свою очередь, в Сладково свозилось зерно из многих деревень Приишимья, где оно перерабатывалось в муку, а затем отвозилось на границу. Этим снижались значительные потери при перевозках. Поэтому процветал в селе и извозный промысел. Насколько он был выгоден, свидетельствуют данные за 1846 год. Провоз одного куля муки от волости до крепости Становой стоил 1 рубль 57 копеек, до крепости Полуденной - 90 копеек, Лебяжьей - 1 рубль 26 копеек серебром.

Если все это суммировать, то можно прийти к выводу: не только сельское хозяйство, но и промыслы, торговля, извоз и многие другие виды деятельности были исконным занятием сладковских крестьян.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Февраль 2018 (59)
Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.