Положение бухарцев в Сибири

Опубликовал: zampolit, 11-12-2016, 16:08, Путешествие в историю, 731, 0
Положение бухарцев в Сибири

Развитие экономических и политических связей между Россией и Средней Азией позволило обеим странам лучше узнать друг друга. Россия была известна в Средней Азии как мощное централизованное государство, надежно обеспечивающее безопасность своих подданных.

Это привело к возникновению русской ориентации среди определенных кругов феодальной верхушки и купечества Средней Азии. Еще в 1598 г. в Москве был хивинский царевич Мухаммад Кули, который даже принимал участие в походе царя Бориса Годунова против татар. В 1622 г. в Москву приехал хивинский царевич Афган, просивший русского царя Михаила Федоровича оказать ему военную помощь, чтобы отнять хивинский престол у своих братьев. За это царевич Афган обещал быть со всеми владениями Хивы в подданстве России.

Подобные явления имели место и в следующем столетии. В 1700 г. оппозиционная группа феодальной верхушки Хорезма обратилась к Петру I с просьбой о принятии Хивинского ханства в российское подданство. Петр I в 1703 г. официальным указом утвердил подданство Хивы, но в действительности оно не было осуществлено.

В первой половине XVIII в. из отдельных областей Средней Азии и Восточного Туркестана, находившихся под игом кочевников-калмыков, было отправлено послание русскому правительству, в котором говорилось: «Калмыки у нас жен и детей насильствовали и много обиды сделали... Бухарцы готовы быть в подданстве Его Императорского Величества». В письме содержалось обещание выделить из рядов своих 80 тыс. человек в помощь России в случае ее войны с калмыками.

По сообщению русских людей, бывших в Ташкенте и Туркестане в 1739 г., население их хотело присоединиться к России, чтобы избавиться от нападений и притеснений калмыков. Об этом также сообщал русский переводчик, посетивший Ташкент в 1745 г.

Проявление русской ориентации выражалось и в переселении бухарцев в Западную Сибирь и другие окраинные места России. Первоначальные поселения бухарцев относятся еще к временам Сибирского ханства в период правления Кучум-хана. Большинство бухарцев из духовенства, военных лиц и купцов после ликвидации ханства вернулись на родину.

Касаясь этого вопроса, Г.Ф. Миллер писал, что «приезд с Кучумом и Ахмет Гиреем многих бухарцев, как надо думать, положил начало поселению в Сибири этого народа. Но от этих первых пришельцев осталось очень мало потомков. Большинство бухарцев, живущих в городах Тобольске, Таре, Тюмени и Томске, рассказывают, что их предки перебрались в Сибирь много позднее, только в русское время».

Инициаторами поселения были представители торгово-ремесленных кругов. В 1788 г. ташкентец С. Мухамедов, а в 1791 г. наманганец Т. Маметниязов и кокандец Б. Ниязов в своих заявлениях русскому правительству просили разрешение принять их в русское подданство и поселиться в Сибири, так как в России они увидели благоприятные условия для жизни и торговли.

В Сибирь переселялись не только торговцы, но и представители других сословий. По утверждению Иоганна Готлиба Георги, в деревнях Сибири и других местностях России селились большей частью такие бухарцы, которым «удалось избавиться от киргизского рабства побегом в Россию».

В первой половине XVIII в. крупные бухарские купцы, обосновавшись в Сибири, во время поездки к калмыкам, выкупали пленных бухарцев. Русская администрация приветствовала подобные действия бухарских купцов. Во время своих поездок в Среднюю Азию они «прославляли Россию» и тем самым привлекали бухарцев к поселению на территории Западной Сибири.

Расселение бухарцев происходило малыми и большими группами. Группа бухарцев в 1645 г. писала царю Михаилу Федоровичу: «В прошлых, государь, годех, при прежних государях и при твоей великоцарской державе выехали мы, сироты твои,, з женишками и з детишками из Бухарской земли на твое царское имя в Сибирь, в Тобольск, оставляя в Бухарской земле род свой и племя».

Интересно и другое заявление бухарцев, обосновавшихся в Таре, о том, что «прадеды и деды их были природные бухарцы и жительствовали в Бухарин, а в 1709 г. прадеды их вышли в числе 41 души в Россию, поселены были по повелению государя царя Петра Алексеевича в Сибири на Таре...» в деревне Сабельковской, где они и занимались земледелием.

Человек, желающий принять подданство, должен был подать заявление на имя русского императора. Так, в 1788 г. ташкентец Султанходжа Мухамедов излагал свое заявление следующим образом: «Всепресветлейшая державнейшая великая государыня императрица Екатерина Алексеевна, самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая, просит ташкенец Султан Мухаметов, о чем прошение тому следуют пункты: 1-е Сего 1788 году приехал я, нижайший, из города Ташкени, в Россию для торгу и будучи здесь в крепости святого Петра усмотрел дарованные Вашего Императорского Величества пришедшим во всероссийское подданство бухарцам и ташкенцам выгоды в заведении беспрепятственного домостроительства, отвод сенных покосов и лесных угодьев и свободную торговлю, почему и я принял твердое и непоколебимое намерение быть во всероссийском Вашего Императорского величества подданстве к жительство иметь в крепости святого Петра обще з живущим во оной свойственником моим ташкенцом Ниясом Мухаметом, пришедшим в Российское подданство на таких же точно преимуществах и выгодах, каковыми и прочие пришедшие в русское подданство иноверцы пользуются, почему всеподданнейше испрашиваю дабы высочайшим Вашего Императорского величества указом повелено было сие мое прошение принять и меня именованного по самоохотному и ревностному моему желанию во всероссийское подданство высочайше указать принять, и на жительство определить к вышеписанному свойственнику моему ташкентцу Ниясу Мухамету в крепость святого Петра...».

Подобное прошение представил также и наманганец Т. Ниязов, пожелавший поселиться в Петропавловске.
Хотя в рассматриваемое время бухарцы и ташкентцы в основном начали селиться на Сибирской линии, они продолжали селиться и в Тобольске. Каждый бухарец-ташкентец в своем прошении приводил место своего рождения и те мотивы, которые побудили его принять подданство русского государства, что свидетельствует о существовании узаконенного порядка составления документа о подданстве.

При приеме бухарцев и ташкентцев в подданство от них требовалась письменная присяга в преданности русскому государству. Русский текст переводился на узбекский язык, и бухарцы приводились к присяге под наблюдением представителей местной власти и в присутствии муллы, который в данном случае считался ответственным лицом за правильное проведение ритуала.

Переселение бухарцев и ташкентцев в Сибирь проходило в течение XVII - первой половины XIX в. большими и малыми группами или одиночками. Они оседали в основном в Тобольске, Таре, Тюмени, Томске, Семипалатинске, Петропавловске и Усть-Каменогорске. Да и в других местах Сибири можно было встретить поседения бухарцев и ташкентцев. Между редутом Черным и форпостом Лебяжьим, близ реки Иртыш образовалась Ташкентская слободка. Русское государство принимало все меры, чтобы привлечь бухарцев на постоянное жительство в Сибирь.

В конце XVI в. бухарским купцам была представлена беспошлинная торговля; этот порядок потом был отменен, но пошлины, получаемые от среднеазиатских товаров, были незначительными. Русское правительство приказывало сибирским воеводам бухарцев принимать с почетом и всячески привлекать их в Сибирь. Русское правительство приняло и другое важное решение, позволяющее бухарцам свободно ездить из Сибири в Казань, а также в Астрахань, Архангельск и другие поморские города России.

В 1686 г. русское правительство, которое в своем наказе, адресованном местным властям (Сибири, Казани, Астрахани, поморских городов, Соликамска, Холмогор и Архангельска), предлагало бухарцам-купцам создавать все необходимые условия в целях поощрения их торговой деятельности.

В течение всего XVII в. бухарцы находились в привилегированном положении среди населения Сибири. Правительство в 1698 г. отмечало, что бухарцы «живут многие годы на льготе и землями владеют, и промыслами всякими промышляют, и в вере их бусурманской (мусульманской.— X. 3.) им свобода, и утеснения и обид им никаких нет, и русские всяких чинов служилые люди службы служат и посадские сверх службы оброк платят, а татары служилые на службу ходят с русскими людьми вместе; и того в самых их бусурманских странах не повелось, чтобы жить пришлому иноземцу такою свободою без дани, и землями владеть и торговать свободно, чего и русским природным Его Величества Государя людям такой свободы и легкости не бывает».

Льготы, данные бухарцам русским правительством, сыграли важную роль в образовании поселений среднеазиатских выходцев в Сибири. Они привлекали в Сибирь не только представителей торгово-ремесленных кругов, но и других сословий. Один из представителей администрации объяснял увеличение числа бухарцев, занимающихся земледелием тем, что они «прослышали великого государя к себе милость и, покинув в своей земле своего житья, пришли жить в Тобольск, на Тару, на Тюмень многие из народу люди».

Лишь с начала XVIII в. правительство сочло нужным ограничить права бухарцев и ташкентцев. Сибирским воеводам (1701 г.) выдается грамота, по которой с бухарцев велено брать оброк по пяти алтын (15 коп.) в год с одной десятины, засеянной ржаным хлебом, и по десяти алтын с десятины хлеба. Размер подати, которую должен был внести бухарец, был значительно меньше взимаемых с других землевладельцев (средний денежный оброк для русского крестьянина составлял примерно 9—10 алтын с одной десятины земли).

Указом 1701 г. остальные привилегии за бухарцами полностью сохранялись: «Бухарцам в Тобольске и в других городах жить, кормиться пашенными, купленными и закладными землями и сенными покосами и за произвольный их выезд с посадскими людьми тягла не платить и никакими службами их не утеснять, чтобы к выезду в подданстве впредь другим показали охоту».

В 1705 г. отменяются различные мелкие сборы с бухарцев. По некоторым данным, новым поселенцам оказывалась и единовременная помощь. Большой группе бухарцев при поселении в 1709 г. в Тару дано «жалованье по 20 рублей каждому, хлеба и соли по указам». В 1724 г. Петр I освобождает бухарцев от рекрутской службы «для их иноземчества и за доброхотный въезд в подданство». В Указе 1725 г. отмечалось, что бухарцев, записанных в подушный оклад при ревизии в 1723 г., «из оного выключить и взысканные с них подушные деньги возвратить и впредь их в подушный оклад не класть».
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2019 (21)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Апрель 2019 (127)
Март 2019 (62)
Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.