Мусульманские школы Западной Сибири на рубеже XIX-XX веков

Опубликовал: lomsecret, 12-06-2017, 16:41, Путешествие в историю, 3 838, 0

В отличие от правительственных или светских школ, школы сибирских татар, как и у большинства нерусских народов, продолжали развиваться на старой религиозно-схоластической основе. Модернизация внедрялась в них по мере утверждения в местном обществе капиталистических отношений.

В дореволюционный период в России не было закона о всеобщем, обязательном начальном образовании. Однако нужды производства требовали грамотных работников. В связи с этим правительство пошло на расширение сети школ не только для русского, но и для нерусского населения. Это были, во-первых, конфессиональные школы для инородцев при монастырях; во-вторых, со стороны государства – русско-татарские школы. В Сибири такие типы школ не получили массового распространения и качественного развития, поэтому просвещением продолжали заниматься мектебе и медресе.

До конца XIX в. мектебе (начальные школы) и медресе (средние и высшие) в Сибири оставались в целом конфессиональными учебными заведениями. Современники отмечали существование школ в каждом мусульманском селении, где есть мечеть. «В редких татарских селениях нет мечети и муллы при ней и в этом отношении дети татар поставлены в лучшие условия, чем дети крестьян», «…редкая мечеть не имеет при себе школы, да и тогда служащий в ней мулла не отказывает давать частные уроки детям своих прихожан» (Тобольские губернские ведомости, 1861).

По сведениям, составленным Губернским Статистическим Комитетом в 1903 г. и проверенным с переписным материалом, в Тобольской губернии было 157 мечетей, в том числе 60 с училищами, а училищ без мечетей – 6.

Учреждение школы считалось богоугодным делом, поэтому в школьном строительстве принимали участие различные социальные слои. Главными организаторами мектебе и медресе выступали муллы. Это, как правило, был образованный мулла, имеющий учебно-преподавательское звание мударриса. Муллы заведовали школами, а также вели преподавание основных дисциплин. В «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири» было обращено внимание на личность муллы с. Карбаны. Там указывается, что он «весьма начитанный и образованный человек, он знает много восточных наречий и с успехом обучает татарских мальчиков, а жена его – татарских девочек. Школьное образование у татар не имеет, однако, никакого определенного порядка; здесь все зависит от муллы и его добросовестного отношения к делу».

Финансовую поддержку мусульманским школам и училищам нередко оказывали богатые купцы. Существенный вклад в развитие культуры и образования внесли меценаты из сибирских бухарцев Нигматулла, Рахматулла и Хабибулла Сейдуковы, которые с 1871 по 1917 гг. на собственные средства содержали Ембаевское медресе. Имеются сведения о том, что 12 марта 1898 г. бухарец юрт Ембаевских Тюменского округа Тобольской губернии Нигматулла Кармышаков Сейдуков пожертвовал сумму в размере 19000 рублей в пользу 2-й соборной мечети юрт Ембаевских.

Мектебе и медресе содержались исключительно за счет средств местного населения и в этом смысле являлись народными учебными заведениями татар. Об этом свидетельствует документ «Резолюция на 23 августа 1916 года» за подписью председателя Оренбургского Муфтиата, где сообщается: «Оренбургское Магометанское Духовное Собрание уведомляет Московское Губернское Правление в том, что конфессиональные мектебе и медресе при мечетях обыкновенно открываются на средства прихожан и заведование этим мектебом или медресе, а также ответственным лицом является имам этой мечети». Этот факт является результатом многолетней деятельности и опыта мусульманских учебных заведений.

Во время исследовательских экспедиций Министерства Государственных Имуществ в 1890-х гг. и всеобщей переписи 1897 г. обнаружилось, что среди татар грамотность была выше, чем среди русского населения. По данным переписи 1897 г. грамотными среди татар Тобольской губернии было 25,4% мужчин (17,5% среди русских) и 16,8% среди женщин (4,5% среди русских). У татар 93% были грамотными на татарском языке, 7% – на русском.

Организация учебно-воспитательной деятельности школы определяется ее целью. «Конечная цель мектебе, – указывало совещание высшего мусульманского духовенства при Духовном собрании в начале XX в. – научить мусульманских детей чтению и письму, познакомить их с установками ислама, воспитывать их в доброй нравственности и указать им путь к достижению благополучия земного и небесного и тем содействовать миру и покою государства».

Учебный курс мектебе соответствовал поставленной цели. Обучение длилось тричетыре года. По сведению информаторов, оно начиналось с изучения сложного арабского алфавита, состоящего из 29 букв. Так Ю. Давлетшин вспоминает, что в с. Тукуз в одном из мектебов сначала учили наизусть: «алиф», «би», «ти», «си», «жим» и т.д. Выучив алфавит, дети приступали к чтению по книге «Иман шарты» («Основы веры»), а затем по «Афтияку» (древнейшее извлечение из Корана, равное одной седьмой его части) арабского текста старинным, буквослагательным методом, т.е. сначала говорили названия букв слога и только потом читали весь слог.

При выборе методики обучения учитывался то, какая языковая единица лежала в основе обучения грамоте (буква, звук, слог, слово, предложение). Методика подразделялась на четыре типа: буквонаписной метод; слоговой метод; звукопроизносительный метод; целостно-словесный метод. Буквонаписной метод назывался «ысулы-харвия». Этим методом грамотность достигалась долго и трудно, его до конца осваивал только способный и усидчивый ребенок. Позднее активно стал использоваться звукопроизносительный метод, который именовался «ысулы-саутия», а затем и целостно-словесный метод.

Строгой программы мусульманские учебные заведения не имели, только опирались на шариатные книги. Предметами преподавания являлись следующие: науки, относящиеся до веры и законов; учение об основах мусульманского законоведения; арабская словесность; этимология и синтаксис; наука чтения и толкования Корана; практическое и схоластическое Богословие; гильми-хадис – наука изучения изречений пророка Мухаммеда; мюназарат – наука об ученых спорах.

В мусульманских школах изучались «науки о вере и нравственности и уже затем другие», к которым относились специальные законы о разделе имущества умерших мусульман, арабская риторика, логика, математика со всеми подразделениями, география, астрономия, медицина, естественные науки, умозрительная философия, история и другие полезные для жизни науки.

Состав педагогического персонала по шариату должен был состоять из лиц мусульманского вероисповедания, обладающих религиозно-нравственными качествами, знающих свое дело и любящих учеников, уважающих свою родину, правдивых и милосердных. В учениках стремились развивать духовно-нравственные качества: уважение к родителям, старшим, ближним, любовь к родине, стране.

Медресе представляло собой «повышенную школу» и перед ними стояла задача, поставленная российским государством, «подготовить для российских мусульман мугаллимов, муэдзинов, имамов, мударрисов, казиев».

В Тобольской губернии самым знаменитым являлось Ембаевское медресе, основанное в 1841 г. в юртах Ембаевских. Также существовали Тураевское медресе (основано в 1864 г.) и Шабабинское медресе (основано в 1855 г.) и другие.

В пореформенный период – в 60–80-х гг. XIX в. мектебе и медресе обучали, прежде всего, вероучительным предметам, заслоняя ими другие дисциплины. Реформы конца XIX в., гуманистические направления в педагогике стимулировали татарскую интеллигенцию в организации нового, более современного, светского типа мектебе и медресе. Развитие в Сибири капиталистических отношений способствовало дальнейшему развитию разнообразных контактов сибирских татар с другими народами. В особенности это характеризовалось проникновением идей реформирования татарского просвещения – джадидизма.

Одними из первых идеи джадидизма восприняли учителя Ембаевского медресе. По мнению Ф.Т. Валеева, Ембаевское медресе стало первым джадидистским медресе в Западной Сибири. Кроме учебных предметов, связанных с исламом, в учебной программе медресе были родной, русский, арабский, турецкий, французский языки, математика, астрономия, география, история, логика и др. Джадидистские медресе в конце XIX в. открылись в юртах Саусканских, Турбинских и др.

Во многих медресе Тобольской губернии (Ембаевском, Тарском, Турбинском и др.) преподавателями стали выпускники средних и высших учебных заведений городов Казани, Оренбурга, Уфы, Бухары, Стамбула. По сведениям информаторов, способные ученики мектебе из юрт Тукузских Тобольской губернии ездили учиться в Оренбург, Казань, Петропавловск, Троицк.

К началу XX в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих мектебе и медресе. Изменилась внешняя обстановка учебных заведений: появились классные комнаты с учебной обстановкой и даже партами; практиковалось разделение училища на отделения и классы, расписание уроков; появились особые преподаватели для предметов небогословского характера; были введены светские предметы – история (история ислама, история татар, русская история, всеобщая история), география, арифметика, геометрия, естествознание, физика, русский язык, татарский язык, гигиена, психология, логика и другие.

Но следует отметить, что реформирование конфессиональных учебных заведений проходило с определенными трудностями, которые были связаны и отрицательным отношением со стороны государства к новометодным школам. В подтверждение приведем цитату из документа от 20 октября 1913 г. «О магометанских учебных заведениях»: «Если закон признает существование медресе и мектебов при мечетях, то они должны выполнять только одну цель: обучать детей магометан их религии; поэтому никоим образом не следует допускать в них преподавание общеобразовательных предметов».

Таким образом, развитие новометодных школ проходило медленно, противоречиво, нецентрализованно, в сложной социально-экономической ситуации.

Источник: «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2022 (22)
Май 2022 (34)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Февраль 2022 (46)
Январь 2022 (47)
Календарь
«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.