Топ-100

Архитектура Тюмени - особенности и направления.

Опубликовал: zampolit, 4-04-2016, 15:01, Статьи, 7 273, 0

Вид на Свято-Троицкий мужской монастырь с п. ДОК (2017 г.)

Первый русский город Сибири, основан 29 июня 1586 года отрядом казаков, руководимым воеводами В. Сукиным и М. Мясным, запись об этом событии сделал письменный голова Данила Чулков. Город был заложен на высоком мысу, образованном берегами рек Туры и Тюменки, вблизи развалин древней татарской столицы Чинги-Тура. Начавшись с укрепленного поселения – крепости, Тюмень в XVII веке постепенно утрачивает военно-стратегическое значение, приобретая характер центра торговли и ремесел. Выгодное географическое положение – на сухопутном Сибирском тракте и пересечении речных путей – стимулировало экономический рост города в XVIII веке, промышленный подъем в XIX веке. Традиционными занятиями жителей были кожевенное производство и деревообработка. Проведенная в 1885 году через Тюмень железная дорога упрочила ее хозяйственные позиции, но в корне подорвала ямской промысел.

Город исторически развивался линейно вдоль реки и уже в XVII веке разделялся на несколько частей: крепость с «городским посадом» и окраинным женским Ильинским монастырем; на противоположной стороне реки Тюменки, при въезде в город из Москвы – Ямская слобода; близ нее, на высоком Затюменском мысу стоял мужской Преображенский монастырь; на левом луговом берегу Туры – Бухарская слобода. Позднее к западу от Тюменского мыса, на рассеченной оврагами местности, в застройке образовались также территории Большого, Малого и Царева городищ. Однако своеобразная линейность до конца XIX века будет характеризовать структуру Тюмени. Главная дорога (Московско-Сибирский тракт), пересекавшая весь город, в дальнейшем определила и направление параллельных ей улиц, а перпендикулярные возникли как кратчайшие пути между берегами Туры и Тюменки. Этот принцип был использован при регулярной перепланировке города в конце XVIII – XIX веках. Проектные предложения по упорядочению участка бывшей крепости, где находился каменный Благовещенский собор, реализовались строительством гостиного двора и городской управы. Территория старого кремля, получив новое архитектурное оформление, была вовлечена в пространственную перекличку различных по характеру городских ландшафтов (Затюменки, Заречья, Царева городища) и двух больших площадей, образовавшихся на противоположных

Оконечностях главного и Затюменского мысов, соединенных мостом. Вертикали приходских церквей в совокупности с монастырским комплексом создавали архитектурно организованную целостную среду, объединяющую периферийные и центральные зоны города.

Каменная архитектура XVIII века представлена в Тюмени исключительно культовыми сооружениями. Ее истоки в начале столетия обозначили Благовещенский собор (не сохранился, возводится новый в сквере Депутатов) и Троицкая монастырь, являющийся ярким и самобытным произведением русской сибирской культуры. Расположенный на высоком Затюменском мысу монастырский ансамбль, благодаря укрупненному «героическому» масштабу своей архитектуры, занимает центральное место в структуре и панораме города.

Барочные приемы, наметившиеся в архитектуре Троицкого собора монастыря, отчетливо прозвучали в каменных приходских храмах второй половины XVIII века. В этот период строилась Успенская, Воскресенская (Крестовоздвиженская), Знаменская, Михаилоархангельская, Спасская и Вознесенская церкви. Тюменские храмы, как и тобольские, берут свое начало от трапезных церквей конца XVII – начала XVIII века, имеют продольно-осевой план, отличаются живописностью, пластичностью и вместе с тем монументальностью облика. Декоративный слой их архитектуры, в котором органично сплавились древнерусские и барочные украинские и московские мотивы, составляет специфическую особенность местной тобольско- тюменской школы «сибирского барокко». Стиль барокко в регионе был не только сложным, но, что особенно важно, длительным явлением. Об этом свидетельствует яркая праздничная архитектура уникального памятника – тюменского Знаменского собора, заложенного во второй половине XVIII века, но окончательно сформировавшегося на рубеже XIX – XX веков.

В отличие от культовой, гражданская деревянная застройка лишь во второй половине XIX века начала активно заменятся в центральной районах каменной. Еще в середине века на ее долю приходились единичные общественные сооружения и 14 обывательских домов. Часть из них сохранилась и отражает различные этапы классицизма. Позднее развитие определило преимущественно эклектический характер основной массы гражданской архитектуры. Специфика быта торгово-ремесленного города наложила свой отпечаток на типологию зданий. Тюменские дома имеют относительно компактные объемы обычно в два этажа с магазинами внизу. Вне зависимости от симметрии плана главные фасады зданий решались симметрично: оси выделялись ризалитами, аттиками, фронтонами, придающими им представительность. Репрезентативный облик имеют и те купеческие дома, которые не включали в себя торговые помещения. Для них тоже характерны относительно компактный план и выделение центральных осей уличных фасадов. Среди различных направлений стилизаторской архитектуры конца XIX века, оставивших наиболее ощутимый след в Тюмени, справедливо называются неоренессансные, неорусские и неоклассицистические концепции. В нескольких зданиях города проявились такие черты, как повышенная монументальность, телесность, крупность окон второго этажа, их арочная форма, подчеркнутая декоративность карнизов и наверший наличников. Характерными образцами этого направления служат дома Оверштейнов, Панкратьева, Аверкиева и ряд других.

Основная часть каменных зданий сосредоточена вдоль дорог, соответствующих направлениям торговых и хозяйственных связей (современные улицы Республики, Ленина), на участке между гостиным двором и территорией бывшей базарной площади, а также по улице Первомайской, ведущей к железнодорожному вокзалу, и в кварталах, прилегающих к реке, где когда-то находились пристани. Здесь же располагались лавки, магазины, торговые дома, банки и гостиницы, необходимые для нужд купеческого города. Экономическое развитие Тюмени во второй половине XIX века стимулировало и строительство учебных заведений. Александровское реальное училище, женская гимназия, ремесленное, коммерческое училища и другие создавались на благотворительные пожертвования купечества. Важным для Тюмени в художественном и градостроительном отношении является неоклассицистическое здание бывшего коммерческого училища Колокольниковых, расположенное на стрелке Затюменского мыса.

Богатый и своеобразный пласт составляют памятники деревянного зодчества конца XIX- начала XX века. Для Тюмени характерны в основном одноэтажные и двухэтажные дома, полностью деревянные или комбинированные с каменным цоколем и деревянным верхним этажом. Их композиция либо сравнительно проста, сохраняя в объемно-пространственном построении связь с традиционной типологией, либо представляет собой симбиоз приемов деревянной и каменной архитектуры. Встречаются также дома мезонинного типа. Выразительность строений достигается различным сочетанием дерева и камня, широкими крупными фасадами, фактурой стеновой поверхности – открытой бревенчатой или обшитой тесом, большими удлиненными окнами, часто имеющими легкое закругление верха, наличием аттиков, эркеров, парадных крылец, но главное – нарядной фасадной резьбой, которая выделяет и подчеркивает основные членения. Специфику декора тюменских зданий в значительной степени определяет накладная объемная резьба, ее особый плотный скульптурно-пластический характер и чрезвычайно нарядные мотивы, по стилю близкие барокко. Памятники этого архитектурно-декоративного искусства, образцы высокого мастерства тюменских резчиков, уникальны и представляют значительную художественную ценность. Не менее выразительна в декоре домов глухая резьба, ее мотивы, включающие солярный орнамент, стилизованные изображения занавеса и растительный узор. Связанная по большей части с народными истоками глухая резьба являлась преобладающим типом декора в крестьянском зодчестве юго-западных районов, прилегающих к Тюмени – Ярковском, Исетском, Нижнетавдинском.

Развитие города до 1970-х годов почти не затрагивало прочно сложившейся структуры его кварталов. Однако современная застройка активно ведется в центре, охватывая районы Ямской слободы и городищ. В историческое ядро жестко, без учета охранных зон, включены массивы новых многоэтажных сооружений, решительно изменивших панораму города. Обладая крупными формами, они фактически «погасили» существующие памятники, камерные по своему характеру. Многие ценные здания, образцы резьбы, оказались безвозвратно утрачены в начале 2000-х годов. Теперь лишь отдельные уголки Тюмени удерживают свои прежние черты, среди них фрагменты улиц Дзержинского, Семакова, Володарского, Кирова и некоторые другие.

Источник: Е.М. Козлова-Афанасьева «Архитектурное наследие Тюменской области», ООО «Издательство Искусство», Тюмень -2008 г.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +5
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (41)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.