Вторые пути - или Клары Цеткин
Опубликовал: murashka, 9-10-2015, 09:01, Путешествие в историю, 1 697, 4
Тюмень, как и многие другие города страны, состоит из отдельных микрорайонов и кварталов, носящих специфические, часто таинственные, загадочные названия, придающие своеобразие городу. Один из таких микрорайонов – «Вторые пути».
Находятся «Вторые пути» рядом с Домом обороны, там, где улицы Белинского и Таврическая подходят к железной дороге. Это и есть Вторые пути – теперь улица Клары Цеткин. Сюда еще можно попасть с улицы Первомайской, свернув на Товарное Шоссе у бывшего завода пластмасс.
Незадолго до Великой Отечественной войны решено было построить второй железнодорожный путь от Тюмени до Свердловска, поскольку старая одноколейная железная дорога не справлялась с перевозками грузов и пассажиров. Для строителей этого второго пути на окраине Тюмени у железной дороги в 1941 году были построены жилые помещения в господствующем в то время стиле «баракко». Шесть бараков и овощехранилище. Место, где они были поставлены, стали называть тюменцы Вторыми путями.
Строили Вторые пути и жили здесь как местные вольнонаемные, так и ссыльные из европейской части России. Внешне они выглядели «вольными», но должны были регулярно отмечаться в милиции.
Прежде чем строить второй путь на Свердловск, была построена железнодорожная ветка на деревообрабатывающий комбинат (ДОК) «Красный Октябрь» . Оттуда поступали на стройку шпалы.
Одновременно получили выход к главному железнодорожному пути мельница и хлебоприемный пункт, городская электростанция, которая находилась за монастырем в устье речки Бабарынки.
Здесь же на Вторых путях, был переезд через железную дорогу, по нему ездили на тюменский аэродром (аэропорт Плеханово).
Второй железнодорожный путь до Свердловска в военные годы так и не был построен (это сделали уже в конце сороковых- начале пятидесятых годов). Было не до строительства, надо было содержать в рабочем состоянии имеющийся путь, потому рабочих из бараков использовали летом на ремонте и осмотре путей, а зимой – на их очистке от снега. Тогда снегоочистительных машин не было, и после снегопадов на расчистку выходили тысячи людей с лопатами и работали столько, сколько надо, чтобы пропустить военные составы на восток и запад. На часы никто не смотрел, да их и не было у рабочих. Повальная мода носить наручные часы появилась только в 1950-е годы.
Улица Клары Цеткин у Тюменского ПКУ (13 марта 2024 г.)
Сразу после войны там, где теперь улицы Клары Цеткин, Таврическая, Белинского, находились военные городки № 6, 10, 23, обтянутые изгородями из колючей проволоки, по углам - наблюдательные вышки. Там в казармах жили солдаты, на складах хранилось военное имущество. Потом военные городки перенесли на озеро Андреевское – за город, а освободившееся место стали застраивать щитовыми, так называемыми «финскими» домами и заселять их ссыльными из европейской части страны. Жили тут калмыки, эстонцы, немцы, но преобладали русские. Жили дружно – и взрослые, и дети особенно. Запросто общались, национальная принадлежность оставалась в стороне как деталь несущественная. На свадьбы и разные праздники ходили друг к другу, только калмыки свои свадьбы праздновали особняком, без приглашения соседей.
Тогда и сформировались главные улицы: Белинского, Таврическая, Клары Цеткин. Были и поперечные им короткие улочки, носившие имена героев военных лет: Любы Шевцовой, Сергея Тюленина. Щитовые дома на две квартиры стояли плотно, населения тут было много. В 1960-70 годы до улицы Клары Цеткин от вокзала через центр города ходил автобус № 17 с конечной остановкой там, где сейчас здание Отделение по исполнению наказания ГИБДД (улица Брестская 10/2).
Первым в 1965 году был снесен панельный дом в начале улицы Белинского. Последним снесли «финские» дома на том месте, где завод «Нефтемаш» возвел детский сад «Теремок». Жителей «финских» щитовых «насыпушек» расселили по разным местам Тюмени. Калмыки и эстонцы уехали на родину после 1956 года.
Вторые пути – место бойкое. Здесь постоянно течет людской поток: на другую сторону железной дороги – в микрорайон, известный под названием «Маяк», и обратно, сюда на Вторые пути и к Дому обороны.