История строительства жд ветки станция Тюмень - "Красный Октябрь"
Опубликовал: murashka, 22-12-2017, 21:22, Железнодорожная история, 1 221, 1
Железная дорога пересекает автодорогу в ДОК (18 декабря 2017 г.)
Лесозавод «Красный Октябрь» с производством 120 тыс. кубометров пиломатериалов (4200 вагонов в год) находился на расстоянии около 4 км от железной дороги, так что приходилось вывозить пилопродукцию старым допотопным средством — гужевым транспортом.
В это время в Магнитогорске, где шла активная подготовка к пуску первых доменных печей, возникла острая необходимость в пиломатериалах для бетонных и других работ. Горячка была ужасная, ее температура ощущалась и в Тюмени — одном из основных поставщиков лесоматериалов.
До практического исполнения плана надо было выполнить массу подготовительных работ: осуществить геодезическую съемку ветки более экономным путем, подсчитать объемы земляных работ, потребность в людях, лопатах, кирках и лошадях — ведь тогда не было экскаваторов и кранов, все выполнялось лопатой и киркой под пение «Дубинушки».
Надо было разобрать рельсовые пути на станции Тура, рельсы и шпалы, перевезти на новое место в оперативный склад.
На пути ветки встретилось заметное болото на месте современной «Мальвинки» (57.159423, 65.481591), его надо было засыпать и дать грунту самоуплотниться. Болотистые грунты были и на территории лесозавода, их тоже надо было засыпать. Предстояло срезать уступ коренного берега Туры между улицами Полевой и Мельзаводской, чтобы железнодорожный путь плавно спускался в пойму реки и завода.
Денег на строительство не было ни у заинтересованных предприятий, ни у железной дороги, ни у города. На городском совещании решили строить ветку методом народной стройки: за счет бесплатного труда на субботниках. Правда, тогда рабочие имели только один выходной — в воскресенье, так что правильнее было бы сказать — за счет воскресников.
Железнодорожный путь в п. ДОК
Подготовительные работы заняли все лето и начало осени 1931 года. Стройка затянулась. 14 октября во всех клубах Тюмени прошли торжественные заседания, посвященные пуску первых двух магнитогорских домен - тюменцы к этому важному для страны событию были причастны не только через лесозавод «Красный Октябрь».
А пока от лесозавода до товарного двора станции Тюмень день и ночь двигались конные обозы с досками. Их грузили на платформы, обвязывали. Дорога с грузом почти на всем пути шла на подъем, разница в высотах между лесозаводом и станцией была около 50 метров. Лошади уставали, выбивались из сил, болели. Для облегчения труда лошадей построили колейную дорогу, чтобы колеса телеги катились не по земле, а по доскам.
21 октября началась прокладка шпал. Время было трудное: проходила коллективизация. Молодые колхозы еще не научились работать по-новому, потому в 1931 году случился неурожай. Помогла непогода. Рабочие питались плохо. Ежедневно надо было выполнить план на своей работе, а в воскресенье идти на ветку работать даром. Явка на субботник была низкой.
Планировали сдать ветку к 7 ноября 1931 года. Однако к годовщине Октября закончить работы на ветке не удалось.
Наступил новый 1932 год. Январь был относительно холодным, средняя температура воздуха составила минус 10,5 градуса. 15-17 января в Тюмени работала третья горрайпартконференция ВКП(б). Уже тогда повелась традиция подносить к таким событиям трудовой подарок. И тюменцы его сделали.
В день открытия конференции, 15 января, на первой странице газеты "Красное Знамя" в рамочке крупным шрифтом набрано сообщение: «Партконференцию ознаменовали открытием ветки. В подарок партконференции вступила в эксплоатацию железнодорожная ветка от станции Тюмень к лесозаводу «Красный Октябрь». Лесу на Магнитстрой дорога открыта!» Однако в своем докладе об успехах и достижениях г. Тюмени в 1931 г. секретарь ГРК ВКП(б) Я.П. Азволинский о постройке ветки даже не упомянул, но сказал, что закончена баня и «пущена в эксплоатацию». Секретарь умолчал о ветке недаром — уж он-то знал, что почем. 25 января газета напечатала фото с надписью «Работы по проведению ж.д. ветки близятся к концу». На фото — люди с лопатами и кирками, лошади, запряженные в сани. Значит, дело не закончено.
30 января газета опять «подарила» ветку уже к другому событию: «К XI-й облпартконференции пущена в эксплоатацию ветка станции Тюмень — «Красный Октябрь».
Здесь жд пути сняты и вывезены
В следующем году исправляли путь, поскольку весной мерзлая почва подтаяла, и пути «повело». Естественно, снова понадобились субботники-воскресники. Построили железнодорожный путь на Шадринскую мельницу, электростанцию, сделали на лесозаводе дополнительные стрелки и пути. Тоже собирали по метру неиспользуемые запасные пути, разбирали их и везли на новое место.
Мельница прежде работала полгода, полгода стояла из-за нехватки своего зерна. Теперь появилось привозное зерно, производительность мельницы возросла с 50 т в сутки до 85 т. Предприятие стало одним из основных поставщиков муки на Тюменский Север, который в те годы назывался Тобольским Севером, так как входил в состав Тобольского округа.
Вскоре началась добыча торфа на Боровском болоте, и торф по этой же ветке возили на электростанцию до 1960 года. Каменного угля электростанция в те годы почти не видела, в топки котлов отправляли обрезки дерева и опилки с лесозаводов. Каждый килограмм угля берегли для домен Магнитки и других городов Урала. Была даже кампания по сбережению угля.
Всерьез обсуждался вопрос о строительстве вблизи ветки еще одного лесозавода-гиганта, но почему-то дело не двинулось. Тогда, в начале 1930-х годов, в Тюмени много чего планировалось построить. Кое-что возвели, кое-что так и осталось в планах. Например, строительство в Тюмени фабрики-подготовки, где в сутки готовилось бы по 50 тысяч первых, вторых, третьих блюд, салатов — и развозилось по заводским и городским столовым, где все это бы варилось и съедалось. В Тюмени тогда было жителей - менее 60 тысяч человек.
Адрес: Тюмень, микрорайон ДОК. Координаты: 57.188878, 65.510103
В 2017 году ДОК "Красный Октябрь" перестал выпускать продукцию, комбинат развалился на глазах. Отпала нужда и в железной дороге, которая шла по улице Коммунистической в поселок ДОК. В 2018 году она была разобрана, остался только выход к складской зоне по Коммунистической, 16.