Освоение реки Пур

Опубликовал: zampolit, 21-01-2018, 10:21, Путешествие в историю, 2 741, 0
Освоение реки Пур

Перевозки пассажиров на линии Салехард - Пуровские Вехи производились в этот период на переоборудованном лихтере «Тара» за тягой теплохода «Сердоболь».

Нефтепродукты перевозились в бочкотаре. Отправление груза на юг в первое десятилетие было незначительным, в основном это была соленая рыба, перевозимая в Салехард деревянными килевыми рыбницами грузоподъемностью 35 т, ходившими под парусами. В 1965-66 годах на перевозках стали применяться металлические трюмные паузки грузоподъемностью 150 тонн.

Таким образом, до начала 60-х годов судоходство на реке Пур было развито сравнительно слабо, так как потребности района в грузах, доставляемых речным транспортом, заключались в основном в обеспечении населения самыми необходимыми товарами — продовольствием, одеждой, охотничьими товарами, строительными материалами, углем. В то же время рост населения сдерживался отсутствием развитой промышленности.

Север Западно-Сибирской низменности с его топями и болотистыми тундрами представлял, как сказал бы геолог, «закрытую территорию». Может быть, поэтому, а не только из-за труднодоступности, не торопились в этот район разведчики недр. Время Ямала пришло в суровом 1943 году, когда, казалось бы, страна должна была решать более неотложные задачи. Но стратегия людей, отправляющих экспедицию в малоизученный заполярный район, базировались на прочном фундаменте даже в том сложном для судеб советского государства году. Идея проведения этой экспедиции созрела в стенах Горно-геологического управления, подчиненного ведомству Главсевморпути, во главе которого в ту пору стоял «неистовый» оптимист, как его называли соратники, знаменитый полярник контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин. Именно он дал «добро» на проведение первой нефтепоисковой экспедиции на Ямальском Севере. Решением коллегии «Арктического главка» были выделены необходимые средства и снаряжение. Следует отметить и тот факт, насколько оперативно была снаряжена экспедиция.

В конце 1942 года колхозники Тазовского района сообщили в советские органы о пузырящихся подземных источниках, которые они заметили на речках и болотах в бассейне Тазовской губы. Цветом загадочные пленки на воде напоминали нефть. Уже через несколько месяцев в этих местах работали квалифицированные специалисты. В Дудинке в ту пору дислоцировалась Усть-Енисейская нефтеразведочная экспедиция. На ее базе и решено было организовать полевое подразделение для поисков в нижнем течении рек Пур и Таз. Возглавил новую экспедицию опытный геолог Михаил Федорович Данилов. Ему подчинялись два поисковых отряда, одним из которых руководил кандидат геолого-минералогических наук Владимир Николаевич Сакс. Зимний маршрут Сакса был удачным. Как только установились стабильные морозы, на упряжке он отправился к оленеводческим стойбищам на левый приток Пура—Таб-Яху. Здесь, изучая обозначенное землеустроителями месторождение каолиновых глин, он сделал вывод, что выход каолина приурочен к сводовой части подземного поднятия горных пород и сделал отметку в своем дневнике: «Погребенный Пуровский хребет?» Но придет время и геофизики опровергнут сомнения ученого: только «Пуровский хребет» переименуют в «погребенный Уренгойский вал» — «родителя» подземного хранилища газа.

В начале пятидесятых годов в Новосибирске была создана Северная экспедиция, которая начала планомерное геологическое изучение Тюменского Севера. За три года полевых исследований экспедиция тщательно проследила бассейны рек Казыма, Надыма, Таза, Пура, частично Обской и Тазовской губ. В результате поиска были высказаны предположения о возможности находок полезных ископаемых, определены перспективы нефтегазоносности места заложения глубоких скважин.

Изысканиями в регионе занималась также Салехардская партия ВНИГРИ — ленинградские геологи. Ленинградцы вели первую пристрелку. Они в самом конкретном смысле этого слова были разведчиками. Составленные ими карты можно назвать «мишенями», по которым чуть позже ударила «тяжелая артиллерия» тюменских буровиков. Маршрутники еще вели исследования, а в Салехарде уже организовалась крупная комплексная экспедиция на поиски нефти и газа, подразделения которой высадились на Мамеевском мысу (будущий Газ-Сале 67.363892, 79.003919) и Уренгое в 1960-61 годах.

С открытием месторождений началось бурное развитие Пуровского района. Работа нефтеразведочных экспедиций потребовала большого количества материалов, завезти которые можно было только речным транспортом. Если в 1967 году на обе реки было завезено 17 тыс. т грузов, то в 1968 году уже поступило 52 тысячи тонн, из них большая половина на Пур.

В период с 1967 по 1978 год дальнейшее развитие получила пристань Тарко-Сале, начальником которой был назначен в 1967 году Валерий Петрович Коноплин. Были построены контора пристани, двухквартирный и восьмиквартирный жилые дома, мастерская. В зимний период на пристани проводился ремонт части несамоходного флота Тазовского порта.

Повышение интенсивности движения судов на Пуре, особенно в районе Уренгоя, вызвало необходимость создания пункта руководства флотом, поэтому в 1967 году в Уренгое была организована пристань, находящаяся в подчинении Тазовского райуправления. Первым начальником пристани был Николай Семенович Дранов. Пристань расположилась на правом берегу и представляла собой вагончик, который являлся конторой и жильем начальника пристани. Радиосвязь отсутствовала, отопление печное, освещение керосиновыми лампами. В период с 1967 по 1970 год пристань укомплектована двумя дежурными диспетчерами, радистом, было организовано энергоснабжение от бензиновой электростанции мощностью 1,5 кВт.

В 1970 году пристань уже размещалась в помещении бывшей пекарни Уренгойской НРЭ, отремонтированном силами работников пристани. Под радиостанцию геологи выделили одноквартирный дом и провели к пристани ЛЭП от своей электростанции. Штаты оставались без изменения, закрепленного за пристанью флота не имелось. Обработка флота велась силами и средствами клиентуры. Завоз грузов в том году составил 54,2 тыс. тонн.

1974 и 1975 годы принесли немало трудностей пристани, так как поочередно сначала контору, а в следующем году радиостанцию смыло весенними водами. На долю маленького коллектива, руководимого в то время Ниной Александровной Петровой, выпало восстановление хозяйства. В результате проведенных работ пристань в 1975 году разместилась в бывшем бараке, построенном еще в 50-е годы, а радиостанция в деревянном вагончике, здесь же было и жилье радиста Николая Ивановича Долгих с семьей.

Завоз на Пур в этом году составил 130 тысяч тонн. Рейдовые перестановки производились буксировщиками грузополучателей и транспортными буксировщиками по их прибытии в Уренгой.

В 1977 году в связи с увеличением объема перевозок на Пуре пристань Уренгой, входившая в состав Тазовского порта, была переведена в первую группу, начальником пристани назначен старший диспетчер порта Александр Сергеевич Волков. Были увеличены штаты. В этом году было произведено переоборудование и ремонт помещения конторы, в которой стала также размещаться радиостанция. Жилищный вопрос решили, арендовав у сторонних организаций три вагон-дома. Пристани был выделен рейдовый теплоход проекта Т-63М — БТ-268, который не имел возможности производить рейдовые работы в необходимом объеме, поэтому порт закреплял понедельно транспортные буксировщики РТ-300.

Навигация 1977 года была очень мелководной, засушливой, с частыми лесными пожарами, что значительно ухудшало видимость на реке из-за дыма. В связи с мелководьем пароходство объявило в середине навигации конвенцию на перевозки выше Уренгоя. Во второй половине навигации в Уренгое работала комиссия по вопросам завоза грузов для обустройства Уренгойского газоконденсатного месторождения, состоявшая из заместителя министра речного флота Введенского, начальника Иртышского пароходства Животкевича, представителей Мингеологии, Мингазпрома, Мингазстроя. В течение всей навигации на пристани действовал штаб под руководством председателя районного комитета народного контроля М.В. Жерносека. В августе на рейде пристани стояло в ожидании выгрузки 29 единиц флота с грузами Таркосалинских предприятий.

В целях выполнения плана завоза флот шел на Пур до последних дней навигации, в результате на пристани остались на зимовку 17 единиц частично груженого несамоходного флота и буксировщик РТ-382. Отстой прошел успешно. В зимний период большая часть флота была разгружена: баржи — площадки — автокранами, лихтер с цементом — при помощи вертолета Ми-6. В межнавигационный период работала комиссия по выбору площадки для строительства в Уренгое порта.

В 1978 году, учитывая полноводную навигацию, перевозки проходили успешно, завоз на Пур составил 385,1 тыс. т. В сентябре пристань Тарко-Сале и грузовой участок Подбаза были оперативно подчинены Уренгою.

В этом году введено в эксплуатацию новое здание радиостанции, получено в аренду дополнительно к имеющимся три вагон-дома. Начато строительство здания пристани на левом берегу в п. Пионерный. Вопросами снабжения стройки занимался заместитель начальника пристани Юрий Иванович Маргун. В навигацию получен из нового судостроения рейдовый теплоход проекта Р- 376У-БТ-174.

Осенью 1978 года на левом берегу, 260 км р. Пур (карта 1981 г.), высадился первый отряд строителей порта. В поселке, состоящем из вагон-домов, был размещен участок, которым руководил прораб Владимир Николаевич Волков. Участок подчинялся плавстройотряду № 34, базировавшемуся в г. Надым. Участок занимался обустройством поселка гидростроителей, расчисткой строительной площадки причалов, выемкой на площадке торфяника, отсыпкой территории намывным грунтом. Директором по обустройству строительства в 1978 году был назначен начальник пристани Уренгой Александр Сергеевич Волков.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.