Поселок Забайкальск осенью
Этой осенью удалось присмотреться к самому приграничному району Забайкальского края – Забайкальскому. И был слегка удручен. Удручен тем, что рядом за колючей проволокой в Поднебесной, начинается цивилизация, из крана течет горячая и холодная вода, дороги как доска гладильная, и присутствуют многие другие прелести быстроразвивающейся страны.
Пригородный поезд Борзя – Забайкальск отправляется из Борзи в 5.12 и представлял в этот раз, так называемый межобластной вагон, с сидениями как в советском самолете. Стоимость билета до Забайкальска 128 рублей, билет приобретается в вокзальной кассе. В вагоне тепло и никто не курит, все 10 пассажиров спят, сидения позволяют. За окном темень, простому путешественнику узнать станцию невозможно, надо подружиться с проводником и Вам подскажут, когда выходить.
Первая волна пассажиров шумно вошла на станции Даурия, и тут же захрапела, следующие обитатели вагона пришли после Билютуя и Мациевской. Все севшие после нескольких минут после отправления вагона, выдвигаются к проводнику оплачивать проезд.
Остановок немного: разъезд 6549, разъезд 81, Соктуй, Харанор, разъезд 83, Даурия (знаменитая), Билютуй, Мациевская.
Не прошло и 2 часа 38 минут, вагон с тепловозом прибыл на станцию Забайкальск в 7.50.
На станции не работал туалет, ладно кустов вблизи вокзала хватает, но при проверке таможенной и пограничном контроле поезд Москва-Пекин стоит на станции около 6 часов, куда пойти в уборную? Всем в кусты!
Местные таксисты немного жадноваты, привыкли работать с челноками, и в отсутствии конкуренции. За проезд на терминал «Трансконтейнер» в 3 километрах - просит 150 рублей! Весь Забайкальск за 150 рублей можно объехать три раза. Но не все таксисты такие рвачи, увидев стоящую семейную пару на перекрестке у китайского рынка, таксист (или частник) предложил услуги бесплатно доставить в центр Забайкальска. А до Борзи запросил 2,5 тысячи рублей, на которые можно сыграть маленькую свадьбу.
Двойные пути с разной колеей на станции интересны и познавательны, ведь дорогу до Харбина и Порт-Артура строили наши инженеры и по одному колейному проекту. А теперь в Забайкальске поезда переставляют на узкую китайскую колею.
Вид на гору Тавын - Тологой впечатляет, забраться бы туда и посмотреть на соседей, как смотрел отсюда на одноэтажную и убогую Маньчжурию в 1918 году атаман Семенов.
Китайский рынок на северной окраине Забайкальска в этот день не работал – санитарный день! А была мечта вкусить запах китайского товара, и приобрести подешевле часть его. На рынке работает бар «Причал», причаливают туда довольные челноки. Недалеко виден крест на сопке, с которой открывается вид на Маньчжурию, это зрелище неописуемое, как будто ты с мусорки попал в Лувр.
Доставленные бесплатно таксистом – меценатом до центра поселка, пошли осматривать достопримечательности приграничного городка. Отсутствие внимания власти к поселку вылезало со всех сторон, может отсутствие денег у власти не позволяет вылезти из той ямы, в которой находится Забайкальск.
Последний раз такое городское хозяйство мы наблюдали 10 лет назад на Украине, замершей в советском совке. А здесь даже новые строения не загораживают кучи свалок и мусорок у домов на центральной улице, унылый ассортимент в магазинах, и беспросветную тоску во взглядах местных жителей и блеск в глазах предпринимателей, грузивших мешки с товаром на крышу нашей маршрутки.
Дорога к райкому партии, к администрации района проросла травой и потрескалась, скульптурный Ленин смотрит на стоянку такси и мебельный магазин и немного в сторону Борзи, как будто оттуда должна прийти помощь и деньги на восстановление поселка.
Центральная районная больница – мы были в шоке, особенно понравился РОДДОМ, там так и написано, а еще железная сварная фигура у входа в роддом.
В здание почты, не пошли, не впечатлило оно нас, да и телеграф телефон работает в Забайкальске с мобильника, китайский оператор МТС сразу по приезду предложил свои услуги.
Парк культуры, сквер отдыха, как назвать место, где почти нет деревьев и оно предназначено для почитания героев страны и отдыха. Зато здесь есть бассейн, из фонтана вода переливается в бассейн на радость детям, хотя это лето не баловало хорошей погодой.
На мостике через поток воды, прицеплен, по примеру многих молодоженов в других городах страны, ржавый замок со стертыми инициалами. Из парка на сопке виден небольшой микрорайон, построен наверно или для пограничников или таможенников. Детские городки в Забайкалье, это площадка с вкопанными колесами, раскрашенными в радостные цвета.
Одно из самых примечательных мест в Забайкальске, мемориал, который построен в 2010 году, и который за три года немного обветшал. На табличке с обратной стороны монумента (стиль сохранен) написано:
«Построен в 2010 году, по инициативе Забайкальского районного отделения ВООВ «Боевое братство», ЧРООО «Союз десантников России», службой в селе Даурия, на благотворительные взносы организациями, учреждениями, а также, жителями п.г.т. Забайкальск при поддержке главы МР «Забайкальский район» С. К. Васильева, главы городского поселения Забайкальское И. В. Нечаева. Строитель А.А. Гаспарян, художник Ю. Лупсанов».
Теперь попробуем объяснить по-русски: инициатива была отделения Всероссийского организации О войны (О не расшифровали), Читинского регионального отделения общественной организации десантников, Даурского пограничного отряда, построила бригада ребят из Армении а придумал это все бурят, задумка кстати неплохая.
Танк Т-34-85 в хорошем состоянии, хоть сейчас в бой или на открытку, список погибших в Великую Отечественную войну прочитать не удалось, надо приходить с лупой чтобы разобрать фамилии.
Стела с бюстом командира бригады Ведерникова Петра Иннокентьевича гармонично вписалась в монумент, на табличке годы жизни легендарного партизанского командира «1896-1921».
На стелах, десантников выбито «Никто, кроме нас!», на стеле участникам локальных войн – рядовой Вяткин Максим Михайлович, 23.10.1985-16.08.2006 г., младший сержант Шкодич Дмитрий Николаевич 17.01.1985 – 25.05. 2004 г.
Еще на одной стеле – «Воинам интернационалистам. Верность, доблесть, Отвага и честь – Эти качества не на показ – У отчизны героев не счесть, Время выбрало … нас!»
Завершает композицию колонна пограничников, на которой выбиты фамилии:
В парке стоит киоск «Сказка» для страждущих – «Квас, лимонад» и раньше было «Пиво». Горки для катания зимой, мощные с легким оттенком мазохизма.
Церковь мы сначала приняли за сектантское молельное здание, причудливая форма здания, отсутствие купола.
На улице центральной во дворах, сломанные туалеты, помойки, запах. Школа №1 относительно новая, но без стадиона, школьники разминаются, бегая перед крыльцом обители знаний. Нашли мы рядом с автобусной остановкой древнюю табличку, которая поведала нам о маршруте №2, вокзал – рынок, начало движения в 7.40, конец в 20.00, интервал движения 10-15 минут, и правда по этому маршруту «бегала» желтая «Газель».
Настоящий раритет – это номер дома на здании № 31 по улице Красноармейской, деревянный знак с гербом Советского Союза 1954 года. Настоящая автостанция находится рядом с железнодорожным вокзалом, отсюда совершаются рейсы в Маньчжурию, туалет стоит впритык к границе с заграждением из колючей проволоки. Остальные маршрутки отправляются от киоска на улице Красноармейской.
Расписание местных автобусных сообщений следующее:
Забайкальск – Краснокаменск, в 15.00, среда, суббота, воскресенье, цена вопроса – 400 рублей.
Забайкальск – Краснокаменск, вторник, в 14.40, 300 рублей, через Соктуй – Милозан.
Забайкальск – Чита, 8.30, 12.00, 16.00 ежедневно, до Читы - 900 рублей, до Борзи – 300 рублей.
Забайкальск – Борзя- Балей, по субботам в 15.00, по средам в 11.00.
О багаже, многие пассажиры едут с Маньчжурии с огромными баулами. За багаж объемом 180 см- 100 рублей, свыше 180 см – до 400 рублей, ручная кладь 120-180 см – 50 рублей.
Дорога до Борзи – хороший асфальт, только в одном месте километров 5 делают дорогу. В Билитуе жизнь бьет ключом, кроме одной пятиэтажки остальные жилые. ЛДПР рекламирует себя везде даже на развалинах.
Борзя встретила ветром и пылью, профессиональным училищем на окраине, гостиницами «Поляна», «Армения» и толпой желающих уехать на вокзале.