Топ-100

Узкоколейная загадка

Опубликовал: prototip, 14-04-2013, 14:51, Памятники путешественника, 3 890, 0

На территории Борзинского депо стоит паровоз- памятник. Ничего удивительного, по всему Транссибу памятников паровозам – труженикам десяток, если не больше. Но этот паровоз - КП 4 - 459 для узкоколейной железной дороги. Откуда он мог здесь появиться? В 1900 году в Борзю пришел «Великий Сибирский путь» в виде КВЖД.

В 1930 – е годы была построена узкоколейная железная дорога Шерловая – Соловьевск, которую разобрали при строительстве дороги широкой колеи Борзя – Соловьевск, для обеспечения войск на Халхин-Голе.


Еще одна узкоколейная железная дорога Харанор – Приаргунск, просуществовала и в разное время эксплуатировалась с 1939 по 1972 год, впоследствии была заменена дорогой обычной колеи. Была узкоколейка, принадлежавшая ПГХО (Приаргунскому горно-химическому объединению), для доставки руды из шахт восточнее Краснокаменска. Паровоз КП 4 - 459 выпускался с 1950 по 1957 годы, то есть использоваться мог на ветке Харанор – Приаргунск и ее ответвлениях (Кличка).

Узкоколейные железные дороги были дешевле в постройке и эксплуатации чем железные дороги со стандартной шириной колеи. Маленькие размеры и меньший вес локомотивов и вагонов позволяли строить более легкие мосты, тоннели для них требовались то же меньших размеров. Подходили они и для горной местности из-за возможности строить более крутые кривые. Недостатками узкоколейных железных дорог являются меньший габарит и вес перевозимых грузов, меньшая устойчивость и меньшая максимально допустимая скорость. Однако самым важным недостатком узкоколеек было то, что они как правило, не образовывали единой сети. Как правило, узкоколейные железные дороги строились для обслуживания торфоразработок, лесозаготовительных предприятий, шахт, рудников (как в поселке Вершино - Дарасунский), отдельных промышленных предприятий (например Петровский Завод – Тупик) или групп из нескольких смежных предприятий, районов целинных земель в пору их освоения.

В условиях угрозы военных действий, при подготовке к крупным военным сражениям или при создании пограничных укрепрайонов строились военно-полевые узкоколейные дороги для обеспечения переброски войск и военных грузов, как например дорога Харанор – Досатуй вдоль советско-китайской границы, Шерловая – Баян-Тумен к советско-монгольской границе. Для прокладки таких дорог часто использовались имеющиеся автодороги с грунтовым или асфальтобетонным покрытием. Протяженность таких дорог в зависимости от решаемых задач могла быть до ста километров и более. Кроме того, строились отдельные узкоколейные железнодорожные линии внутри фортификационных сооружений. По этим дорогам доставлялись боеприпасы к орудиям больших калибров.

Еще одно применение нашли узкоколейки на радость детям, все детские железные дороги на территории России имеют узкую колею, например Малая Забайкальская (Читинская) детская железная дорога. В СССР была принята стандартная ширина колеи для узкоколейных железных дорог — 750 мм (90 % от протяженности всех линий). Некоторые узкоколейные дороги имели ширину 600 мм, 1067 мм.

Паровоз КП4 - 459 в 1975 году был установлен в городе Борзя, на площади Ленина, слева от Дома культуры железнодорожников, в 1984 году перенесен на территорию депо, потому, что стал бесхозным и всем мешал. На левом борту табличка с надписью «Паровоз- памятник, поставлен в честь трудовых заслуг всех поколений железнодорожников Борзинского железнодорожного узла».

Паровоз – памятник КП 4, был выпущен в 1955 году в польском городе Хшанув на заводе Фаблок. Для советских узкоколейных железных дорог Польша поставила 790 паровозов такого типа. Основа паровоза – советский паровоз П24 созданный в 1941 году на Коломенском заводе. Аналогичные паровозы выпускались в Чехословакии – КЧ 4, Венгрии КВ 4, в Финляндии и на Воткинском заводе в России. Каждый завод вносил свои незначительные улучшения и изменения в конструкцию, поэтому паровозы одного типа могут отличаться не только техническими характеристиками, но и внешним видом.По мере замены паровозов на тепловозы, паровозы списывались на лом или оставлялись как памятники, в нашем случае. Некоторые использовались на детских железных дорогах.

Технические характеристики КП 4: колея 750, 762 мм; длина паровоза 6008 мм; служебный вес 16 тонн; порожний вес 14 тонн; мощность 180 л.с. (132,5 кВт); диаметр движущих колес 600 мм; 2 цилиндра. Паровоз снабжен дымовой трубой с турбинным искроуловителем.

Паровоз можно увидеть на станции Борзя Забайкальской железной дороги, на территории депо, проход свободный. Всего на территории бывшего СССР осталось четыре паровоза такого типа.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.