Топ-100

Узкоколейный тепловоз ТУ2-080 1957 года выпуска в Тюмени

Опубликовал: murashka, 8-11-2017, 18:47, Техника и вооружение , 1 273, 0

ТУ2 — узкоколейный серийный грузо-пассажирский тепловоз, с электрической передачей постоянного тока, для магистральной работы на железных дорогах, колеи 750 мм МПС СССР.

С 1955 года Калужский машиностроительный завод начал выпуск самого мощного в то время узкоколейного тепловоза ТУ-2. Тепловоз предназначался для грузо-пассажирских перевозок на магистральных путях колеи 750 мм и создавался в очень короткий срок в силу особых обстоятельств (для освоения целинных земель и замены работавших на путях МПС узкой колеи паровозов серий Гр, К и др., согласно утвержденному Правительством СССР «Плана коренной реконструкции тяги»).

Завод-изготовитель, впервые осваивая узколинейную технику, наибольшее внимание уделил выбору рентабельных образцов кузова, механической части, дизеля и передачи. За основу была взята стандартная конструкция магистральных тепловозов широкой колеи, т. е. тепловоз был выполнен с электрической передачей мощности, односекционным, четырехосным, с цельнометаллическим кузовом вагонного типа, в средней части которого разместили машинное отделение с дизель-генератором, высоковольтной камерой и вспомогательным оборудованием, а также двумя кабинами машиниста, по концам.

В качестве первичного двигателя было решено использовать быстроходный 4-тактный 12-цилиндровый дизель 1Д-12 Барнаульского машиностроительного завода, работающий на генератор постоянного тока со смешанным возбуждением. Привод на оси колесных пар был выполнен индивидуальным, на кажой тележке размещалось по два электродвигателя постоянного тока типа ДК-805А, уже применявшиеся ранее на подвижном составе широкой колеи и по своим габаритам вписывающиеся в узкоколейную тележку.

При создании тепловоза Калужским машиностроительным заводом вопросам обеспечения хороших динамических качеств не уделялось должного внимания, так как необходимость скорейшего внедрения данных локомотивов была очень высока. Их серийное производство освоено практически без проведения испытаний опытных образцов нового локомотива для оценки безопасности движения при высоких скоростях, вплоть до конструкционной. Недостатки в конструкции устранялись заводом и предприятиями УЖД уже в процессе эксплуатации. Серьезные тяговые и динамические испытания проводились лишь в 1958 году на Эстонской жд. Так как в те годы уже ставился вопрос о применении тепловозов ТУ-2 в лесной промышленности и замене ими паровозов.

Всего с 1956 по 1959 годы заводом построено около 280 локомотивов ТУ-2. После резкого сокращения узкоколейных путей МПС, эти тепловозы направлялись на Детские железные дороги и в промышленность. Многие поколения железнодорожников начинали свой трудовой путь на стальных магистралях с поездок в ярко раскрашенных узкоколейных вагончиках, ведомых таким же ярким тепловозом серии ТУ-2. Ведущие машинисты и помощники впервые в жизни садились именно за его контроллер, обучаясь нелегкой, но интересной профессии «водителя поездов». Имея ту же компоновку оборудования, кузов вагонного типа, что и магистральные ширококолейные тепловозы и электровозы, ТУ-2 как никакой другой узкоколейный локомотив, подходил на роль локомотива-наставника.

В то же время, их эксплуатацию на промышленных путях узкой колеи резко ограничивала высокая нагрузка от оси на рельсы, равная 8 т, что повышало требования к прочности пути. Это не всегда обеспечивалось на подъездных путях. Предполагалось совместно с Калужским машиностроительным заводом начать большую работу по улучшению динамических свойств тепловозов ТУ-2, однако, учитывая необходимость использования на слабых путях леспромхозов только легких тепловозов, эти работы так и не проводились. Практически тепловозы ТУ-2 на УЖД в лесной и торфяной промышленности не нашли широкого применения, а отдельные попавшие на УЖД леспромхозов и торфопредприятий тепловозы работали только на вывозе по магистральным путям с прочным верхним строением.

Технические характеристики:

ТУ2-080 был построен в 1957 году Калужским машиностроительным заводом. C постройки работал на Оренбургской жд, с июля 1959 года на Куйбышевской жд, с марта 1963 года на Южно-Уральской жд, с апреля 1970 года приписан к Свердловской Детской железной дороге, позже Тюменской ДЖД, где проработал до 2012 года.

В 2015 году тепловоз установлен в качестве памятника на территории Тюменской детской железной дороги.

Адрес: Тюменская область, Тюменский район. Координаты: 57.030024, 65.744288скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.