Топ-100

Село Кодское - бывшая заимка монастыря

Опубликовал: murashka, 1-08-2022, 11:57, Путешествие в историю, 931, 1

Село Кодское находится на севере Курганской области, в пределах юго-западной части Западно-Сибирской равнины, в подтаежно-лесостепной зоне, на левом берегу реки Исетm, на расстоянии 26,6 км от села Шатрово, административного центра района.



В 1652 году остятский князь Михаил Алачев и старшины четырнадцати остятских волостей подали на имя царя Алексея Михайловича челобитную грамоту об устройстве в запустелом городке Коде на реке Оби миссионерской общины для распространения христианства среди остяков. А уже 20 октября 1653 года тобольский воевода, князь Хилков получил из Москвы царский указ, разрешающий основать в городке Коде Кондинский Троицкий мужской миссионерский монастырь, который был основан только в 1657 году.



Всевозможные трудности не позволяли ему развернуть миссионерскую деятельность. Совершенно невозможно было найти монахов в столь отдаленную и находящуюся в суровом климате обитель. Здесь почти не было продовольственного хлеба, так как земли по реке Оби по природным условиям хлеб не родили, и коренное остятское население промышляло охотой и рыбной ловлей. «Братия» монастыря не могла так жить, и она присмотрела земли на реке Исети, лежащие между Исетским и Мехонским острогами: плодородные, обильные лесом, с лугами в пойме реки Исети и с хорошими рыбными ловлями. Эти земли связывала с Кондинским (Кодским) монастырем водная дорога: Исеть – Тобол – Иртыш – Обь.



В 1658 году, когда уже возводился Мехонский острог, на землях реки Исети появились кодские монахи. По ходатайству архиепископа Симеона им отведена была пустошь по соседству со строящимся Мехонским острогом, в устье речки Ичкиной. За малой речкой Ерзовкой, под самым боком у Белого городища, только что отстроенного стрельцами Исетского острога, кодские монахи заложили заимку Кондину (по названию Кондинского монастыря), которая положила начало деревне Кондиной, приписанной ревизорами к Мехонскому острогу, затем появилось и село Кондинское.

С основанием Кондинской (Кодской) заимки иеромонах Кондинского монастыря Иософан облюбовал на реке Исети еще одно удобное место для постройки монастырского подворья. Это был остров, прозванный Белым городищем. С него хорошо просматривался татарский улус Кылчан (ныне деревня Кылман).



В 1659 году тюменский воевода решил закрыть Кылчанский брод и возвести против него острог, с которого обеспечивалось бы хорошее наблюдение по всей пойме реки Исети как на восток, так и на запад. Там было высокое место. И главное преимущество его состояло в том, что оно находилось на острове почти с кольцевой водной преградой, образованной излучиной реки Протоки.



Строительство острога на нем было возложено на казака Давыда Андреева. Это место как раз облюбовал и иеромонах Кондинского Троицкого монастыря Иософан. Давыд Андреев отдал остров и прилегающие к нему земли в распоряжение кондинских (кодских) монахов с условием, что они примут активное участие в строительстве Белого острожка. К строительству были привлечены также стрельцы и пахотные крестьяне Исетского острога, монастырские крестьяне Рафаилова монастыря и государственные крестьяне, мобилизованные из ближайших приисетских слобод.



На строительство Белого острожка в принудительном порядке были мобилизованы и татары улуса Кылчан, но они оказали сопротивление. Под покровом ночи чинили разбой и совершали набеги на новый, строящийся у них под носом острожек, подкарауливали строителей и убивали, сжигали заготовленный лес, воровали лошадей. Одновременно они начали усиленно укреплять свой улус: копать ров вокруг него, возводить земляной вал и сооружать «тын» - деревянный забор из столбов.



Давыд Андреев решил разрушить Кылчанскую крепость. Его стрельцы привезли из Исетского острога чугунную пушку и окружили Кылчан, начав осаду улуса. Из пушки и пищалей открыли огонь. Татары всполошились и сдались на милость победителей. Стрельцы ворвались в крепость. Давыд Андреев въехал в нее на боевом коне и объявил, чтобы все татары, от мала до велика, собрались на берегу реки Исети и приняли крещение от монахов-миссионеров Кондинского Троицкого монастыря, что вскоре и было совершено. Так татары Кылчана были обращены в православную веру. Затем Андреев приказал «новокрещенцам» разрушить свою крепость: разобрать «тын» и засыпать ров землею. И «дабы не было вражды впредь», взял с них подписку в послушании и повиновении иеромонаху Иософану.



Так татарский улус Кылчан стал русской деревней Кылман, которая расположена в двух километрах от села Кодского и при Советской власти в ней находилась бригада № 3 колхоза «Путь к коммунизму».

Как известно, иеромонах Кондинского монастыря Иософан забраковал заимку (вотчину) за малой речкой Ерзовкой, что находилась по соседству с Мехонским острогом, и облюбовал Белый острожек на острове, отданный в его распоряжение Давыдом Андреевым. В 1662 году стрелецкий голова Кирилл Дохтуров отвел монахам землю под новую вотчину, которая занимала огромную площадь: от Белого острожка на северо-запад вплоть до современной деревни Дворцы, что находится в четырех километрах отсела Шатрово (районного центра). Эта вотчина называлась Кодской. В нее входили: Белый острожек, Заимка и деревни Городище, Черно-Макарово, Кылман (Кылчан), Ляпина, Скородум.



С получением указа на вотчинный надел земли в 1662 году монахи составили точное описание всех земель, отнесенных к заимке: от Исети до деревни Дворцы, от речки Ирюм до речки Терсюк, впадающих в Исеть. Они уточнили границы путем описания урочищ, речек, балок, оврагов и прочих примет.

Это были трудные и тревожные годы. Степные кочевники не унимались и не мирились с нашествием русских людей и продвижением границы к реке Исети. Несколько раз они нападали на Белый острожек, но не могли его сжечь своими огненными стрелами. Стрельцы огнем из ружей не давали приблизиться врагам ближе, чем на полет стрелы.



В 1660-х гг. в Кодскую монастырскую заимку прибыли в сопровождении драгун протоиерей и игумен – настоятель Кондинского Троицкого мужского миссионерского монастыря. Они привезли печатные церковные книги с новыми текстами. Собрались монахи в церкви, и с ними была проведена обедня по новым текстам и проповедь о послушании. Протоирей и игумен пригрозили, что непокорных они прикажут заковать в кандалы и бить плетьми смертным боем. Но даже несмотря на эти угрозы, среди монахов оказался «ослух», не пожелавший принимать новшеств, проводившихся в это время патриархом Никоном по всей Руси. Непокорного монаха-раскольника заковали в цепи и бросили в погреб, приставив к нему охрану. Это было сделано без шума, тихо. О случившемся не знали ни монастырские крестьяне, ни работники, которых собрали в церковь после монахов. Им тоже начали объяснять новые реформы Никона, утвержденные якобы «Вселенским собором» в Москве, о наведении порядка в текстах церковных книг, так как писцы будто бы в течение веков «переврали тексты».



А когда после обедни и проповеди протоирей и игумен объявили о сожжении старых церковных книг, они, по словам летописца, повели себя «шумно и дерзко». Пришлось в святую обитель вызвать охрану. Поэтому акт сожжения старых рукописных церковных книг здесь состоялся лишь в присутствии драгун, охранявших духовенство и монахов.

Так, и в Кодской вотчине Троицкого Кондинского монастыря появились «раскольники» и «раздорщики» - приверженцы «старой веры», борьба за которую принимала в Приисетье все более ожесточенный характер и выливалась в борьбу против феодального крепостнического строя.



В 1679 году Кодская монастырская заимка приютила мехонских раскольников, которые основали на правом берегу Исети деревню Бархатову. Они скрывались здесь до переписи 1684 года. Когда ревизор Л. Поскочин обнаружил их, «бунтари» мехонского «раскола» соорудили плот и ночью снялись с насиженного места, уплыли вниз по течению Исети к устью реки Ирюм, где на монастырской земле основали новую деревню – Ирюмскую Бархатову. Так мехонцы в вотчине Кодского монастыря основали и построили две деревни. Монахи снова скрыли «непокорных», и только после того уже, как губернские власти обнаружили их при последующей переписи, им пришлось приписаться к монастырю. Они стали теперь монастырскими крестьянами.



В 1684 году  в Исетскую Кодскую заимку прибыли с указом тобольского губернатора П.И. Годунова сын боярский Ефим Шубин с подъячим Аксентьевым, которым велено «ехать на Исеть и переписать старых крестьян… и тех, которые поселились вновь дворами… установить откуда кто пришел и за кем преж сего жил».

Кроме указа Годунова, боярский сын Шубин имел царский указ и боярский приговор о сыске от октября 1669 года, которые предусматривали: «… всех поморских городов беглых крестьян сыскав, выслать в русские города по-прежнему… И впредь никаких беглых людей и крестьян не принимать». После Соловецкого восстания в Поморье, начавшемся в 1668 году под лозунгом борьбы за «старую веру», а в октябре 1669 года по указу царя уже начался розыск повстанцев. Они бежали в Сибирь, в том числе в лесное Приисетье.



Монахи встретили писцов с почестями и дарами и, как свидетельствуют документы, «зело поили их медом и бражкою». Несмотря на такой прием, боярский сын Ефим Шубин с подъячим Аксентьевым, добросовестно исполнили царский указ. Они обнаружили, что из 23-х семей, переписанных в Кодской заимке, 11 пришли из Поморья – из Чердыни, Великого Устюга и Каргаполья, 3 – из Казанского уезда, 5 – из слобод Урала и Зауралья, 4 – из местного населения.



Монахи на Исети не бедствовали. Собирая оброчный «пятинный хлеб», они всегда имели солидный продовольственный запас, часть которого тратили на местные нужды, а большую часть хлеба, в виде муки и зерна, грузили на плоскодонные лодки и отправляли водным путем на Обь, в Кондинский Троицкий монастырь. Чтобы не кружить по Протоке, они прокопали из Белого острожка канал в Исеть длиною около 450 метров. Полные воды его расширили до 40 метров и углубили. Получился кратчайший прямой выход в реку Исеть, по которой каждую весну, как только спадала полая вода, плыли монастырские плоскодонки, груженые хлебом. Из Исети они попадали в реку Тобол, потом в Иртыш, и плыли до Оби, сопровождаемые драгунами.

В 1718 году в заимке Кодского монастыря открыта церковно-славянская школа. В 1880 году открыто Кодское волостное училище.



В 1753 году на средства настоятеля Иоанновского Междугорного и Кондинского монастырей архимандрита Иакинфа начато строительство каменной церкви. К 1761 году выстроен трехпрестольный храм: главный престол освящен во имя Св. Живоначальной Троицы, в правом приделе – во имя Св. Иоанна и Прокопия Устюжских, левом приделе – во имя Святителя Николая. Позднее стараниями кодского купца Самсона Колосова церковь была обновлена: внутри украшена живописью, внешние стены расписаны фресками, вызолочены иконостасы главного летнего храма и приделов. В 1913 году в приход церкви входили деревни: Чёрная, Макарова, Кульчан.



Церковь была закрыта в 1930 году. В 1932 году храм разобрали, из его кирпичей построили МТМ. В Кодском помимо этой церкви, была еще единоверческая деревянная двухпрестольная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери с приделом Святителю Николаю, а также две часовни.



В 1920 г. в селе открыта начальная школа. Весной 1926 года в селе Кодское создана сельхозартель «Наука и труд», в 1929 году организуется артель «Путь Ленина», в 1931 году«14 -й Октябрь», который в дальнейшем переименован в «20 - й Октябрь», а затем в колхоз «Имени Чапаева». В апреле 1949 года произошло объединение колхозов «Наука и труд», «Путь Ленина» с колхозом «Новый путь» деревни Кылман в один колхоз с названием «Путь к коммунизму». В объединенном колхозе насчитывалось 364 двора с населением 1066 человек, земли имелось 11428 гектаров. С 1 февраля 1963 года по 12 января 1965 года колхоз территориально относился к укрупненному Шадринскому району. Постановлением № 356 - 1 от 28.12.1992 года Администрации Шатровского района колхоз «Путь к коммунизму» прошел процедуру перерегистрации и переименования, стал колхозом «Русь». Основными видами деятельности колхоза - производство сельскохозяйственной продукции, её переработка и реализация. 4 апреля 2000 года колхоз реорганизуется в сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз «Русь» (решение общего собрания).

Адрес: село Кодское, Шатровский муниципальный округ, Курганская область. Координаты: 56.386862, 64.876761

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации

Обсуждения

  1. Иван

    Речка Ерзовка это в селе кодское рядом с белым острожком, а не у Мехонского острога

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.