Топ-100

Покровский женский - и монастырь и богадельня и женское общежитие

Опубликовал: harlov, 9-10-2018, 16:25, Путешествие в историю, 1 244, 0

В 1621 году, когда встал вопрос о закладке женского монастыря в Верхотурье, место для него было уже приготовлено самой природой: на берегу Туры за речкой Дернейкой. Остальные прибрежные территории были уже заняты. Монастырь, основанный первым епископом Сибирским Киприаном, вначале был выстроен деревянным, а затем из-за частых пожаров постепенно в XVIII веке отстроен в камне.

По примеру существовавшего здесь уже с 1604 года мужского монастыря, некоторые старицы и девицы, хотя и жили в миру, но искали жизни иноческой. В 1620 году после совещания с патриархом Филаретом Никитичем царь Михаил Федорович учреждает Сибирскую епархию, а город Тобольск назначает местом архипастырской кафедры. Первым архиепископом стал Киприан (Старорусенников).

Следуя из Москвы в 1621 году, он пробыл четыре дня в Верхотурье и, видя многих стариц и дев, ищущих иноческой жизни, архипастырь разрешает поставить за острогом деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Рядом разместились кельи.

Таким образом, в Верхотурье и в Сибири был основан первый женский монастырь, именовавшийся по храму Покровским. Первоначально в нем поселились десять стариц. В следующем году была назначена первая игуменья Анисия. Она обращается с челобитною к Царю Михаилу Федоровичу о пожаловании хлебного и денежного жалования, а также просит помощи на устройство храма и ограды вокруг монастыря. Грамота от 6 июня 1645 года на имя верхотурского воеводы Максима Стрешнева свидетельствует об отправке денежной сметы на материалы для постройки церкви и прочих зданий.

6 июня 1645 года старица Марфа с сестрами отправляет челобитную в Тобольск для возведения в храме придела во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Разрешение было получено, но пожар 1651 года уничтожил все строения. Настоятельница монастыря игуменья Мария обращается к царю Алексею Михайловичу с прошением устроить в обители новую церковь. Храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году. В 1690 году при церкви установлена деревянная колокольня, а вокруг нее ограда.
После так называемого Ильинского пожара в 1739-40 годах бывшая в Никольском мужском монастыре Покровская деревянная церковь, перенесена в женский монастырь.

В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Саму невесту Екатерину Алексеевну Долгорукую отправляют в Рождественский женский монастырь в Тюмень, где она и скончалась. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает.

При царствовании Императрицы Елизаветы Петровны в монастыре закладывают новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который освятили в 1753 году. Тогда же, благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина, посреди монастырской ограды начинают строительство еще одной каменной двухэтажной церкви. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью, в 1776 году.

Покровский женский монастырь существовал при поддержке и помощи граждан Верхотурья, а также усердного благотворителя Максима Походяшина. Сильный пожар 18 июля 1738 года наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, Сибирский тракт переносят на Екатеринбург. В 1782 году отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря. Находящаяся в нем Покровская церковь обращается в приходскую. Приход, называемый Покровским, состоит из жителей города Верхотурья и нескольких окрестных деревень.

Официальное упразднение монастыря было фиктивным, так как старицы продолжали жить в кельях до 1853 года. По указу Пермской духовной Консистории, от 10 февраля 1853 года, монастырь принимают в Епархиальное ведомство в качестве «Богадельни», которая в 1889 году становится «Богадельным женским общежитием». Девица Августа Павловна Панова назначается смотрительницей. Монастырь находится под ближайшим наблюдением особого Совета при председательстве настоятеля Верхотурского Николаевского мужского монастыря.

Указ Святого Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в Покровскую женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает Августа Панова, в иночестве монахиня Агния.
Согласно Высочайше утвержденному положению Комитета Министров от 6 июля 1987 года Покровская община получает в безвозмездное владение земельный и лесной участок размером сто десятин в шести верстах от города.

Первая начальница общины, монахиня Агния, добивается разрешение построить каменный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который закладывают 12 сентября 1898 года.

Своим восстановлением древний памятник старины, Покровская обитель, всецело обязан бывшему настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря, архимандриту Григорию (Зеленину) и его матери, в иночестве монахине Марии. Первый из них проявил деятельное участие в осуществлении официального общежития и затем в преобразовании его в общину. Кроме того, он обеспечил общину капиталом в сумме 25000 руб., проценты с которого шли на ее содержание. Он также построил большой деревянный двухэтажный дом и потратил свыше 1000 рублей на капитальный ремонт существующих надворных построек. Мария Зеленина пожертвовала обители большую усадьбу со всеми зданиями. На ней и находится современный женский монастырь.

В 1902 году храм окончательно был достроен, и 11 сентября его освящает епископ Екатеринбургский и Ирбитский Никонор. К этому времени был готов и каменный дом.


Новый храм был довольно вместительный и благоустроенный и отличался простой, но красивой архитектурой. Иконостас изящной работы, вызолоченный весь на полимент, был заказан А.П. Кожевниковым в Екатеринбурге за 3000 рублей. Колокольня состояла из семи колоколов.

Храм монастыря посещали не только местные жители, но и множество паломников, стекающихся в Верхотурье на поклонение мощам святого Праведного Симеона в Николаевский мужской монастырь. 27 апреля 1907 года состоялось официальное открытие Покровского женского монастыря.

В 1909 году все население обители состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и 12 девочек из детского приюта. В нем было 14 мастерских: рукодельная изящных работ, иконописная, где изготавливались иконы на дереве и полотне, мастерские платьев и церковных облачений, ткацкие мастерские отдельно для ковров, шерстяных тканей, холстов и паласов, а еще чеботарная, цветочная, чулочная, переплетная, лудильная. В 1911-1912 гг. открыла свои двери церковноприходская школа.

В 1913 году Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан, посетивший храмы Покровского монастыря, писал в своем дневнике: «Через улицу от женского монастыря находятся два храма: Покровский и приписанный к нему Иоанно-Предтеченский. Первый, по сохранившемуся преданию принадлежал первоначально женскому монастырю, а когда, именно, сделался приходским - этого теперь никто не знает. Покровская церковь каменная, однопрестольная, построена в 1744-1753 годах. Из летописи видно, что построена она вместо ветхого храма, перенесенного из мужского монастыря на место древнего храма, стоявшего до пожара, бывшего в Верхотурье, в женском монастыре.

Рядом с Покровским храмом стоит каменная двухэтажная церковь, построенная в последней четверти XVIII в. на средства известного владельца заводов на севере Верхотурского края Максима Походяшина. Престол в нижнем храме освящен во имя Великомученицы Варвары, в верхнем - во имя Иоанна Крестителя».

В 1914 году обитель, в качестве паломников, встречала важных гостей: Великую Княгиню Елизавету Федоровну и близкую подругу Императрицы фрейлину Анну Вырубову.

Октябрьская революция 1917 года прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство. Красноармейские же части к всеобщему удивлению, напротив, обращались очень вежливо. Даже в 1918 году во время «военного коммунизма» советская тоталитарная власть не производила изъятий монастырского имущества и хлебных запасов, и без того скудных.

В начале 20-х годов территорию общины занял детский дом. Официальные власти стремились покончить с монастырским житьем как можно скорее, но оставшиеся сестры столь же твердо желали сохранить свою обитель.


В 1922 году под угрозой разгона как «вредного пережитка» монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда». Сохраняя прежний распорядок жизни, она продолжала оставаться фактически тем же традиционным монастырем. Артель обрабатывала участки земли, располагающиеся вдоль речки Черной. На заседании 16 апреля 1924 года, где остро обсуждался вопрос о судьбе Покровской женской общины, Тагильский райисполком положительно отозвался о положении дел, заявив, что монахини «экономически укрепляются». Но президиум Тагильского ОКРИК Уральской области вынес постановления от 16 апреля 1924 года о закрытии монастыря.

Сестры обители расселились по домам г. Верхотурья, нанимались на работу к зажиточным людям, шили одеяла, подушки и другие вещи. Их оплотом стала еще действующая в те поры Знаменская церковь, которую они и посещали до ее закрытия в начале 1930-х годов.

В это же время органами ОГПУ велось следственное дело по настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря Архимандриту Ксенофонту под кодовым названием «Историческая гниль». Именно по нему проходило свыше 70 сестер Покровского женского монастыря. После суда все они были высланы в ссылку в Казахстан и Новосибирск. В начале 40-х годов некоторые из них смогли вернуться в родное Верхотурье. Осталось около 50 человек. В 1946 году открылась кладбищенская Успенская церковь, которую и стали посещать монахини. В те же годы вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин). Он возглавил духовно сестер бывшего Покровского монастыря, храм которого к тому времени был превращен в баню.

Отец Игнатий, находясь в Верхотурье неофициально, скрывался и служил в подполье, крестил и исповедовал. К нему ехал народ, многих он благословлял остаться на жительство в Верхотурье, многих постриг в монашество. Скончался отец Игнатий (в схиме Иоанн) 27 января 1961 года. Похоронили его возле Успенской церкви. В 1992 году его прах был перенесен и перезахоронен возле в алтаря Преображенской церкви в Верхотурском Николаевском монастыре.

После ухода о. Игнатия духовно окормлять сестер продолжила монахиня Олимпиада (Шубина), которая была начальницей Покровской обители с 1925 года до самой своей смерти 24 февраля 1963 года. Похоронили ее на Успенском кладбище возле игуменьи Таисии. Последняя из сестер Покровского монастыря схимонахиня Магдалина прожила 100 лет до 1983 года.

25 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье.

Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова). Покровский храм, занимаемый баней, храм был «отвоеван» и началась его реставрация. С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игуменья София (Любых). Она активно занялась строительством Покровского храма, корпуса и других построек в монастыре. 15 октября 1996 года был освящен престол в храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в женском монастыре. 25 сентября 2013 г. настоятельницей Свято-Покровского монастыря была назначена игуменья Магдалина (Сулеменева).

Сейчас в обители живет 23 сестры. Монастырь открыт для посещения паломниками с 6:00 до 19:00. Информация с сайта монастыря

Адрес: Свердловская область, г. Верхотурье, улица Сенянского, 3. Координаты: 58°51'17"N 60°48'46"E

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.