Топ-100

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Звенигороде

Опубликовал: kamazgera, 13-04-2016, 17:57, Путешествие в историю, 2 179, 0

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (24 июля 2015 г.)

После основания Саввино-Сторожевского монастыря прошло несколько лет, и на территории обители приступили к строительству храма из белого камня. Именно из такого материала Димитрий Донской выстроил Московский Кремль – так Москва стала белокаменной. Другие города тоже украшались постройками из этого необыкновенного камня, словно светящегося изнутри: в Твери, Коломне, Серпухове, Звенигороде на месте обветшавших деревянных церквей возводили белокаменные соборы. Уникальность звенигородских храмов в том, что это немногие из сохранившихся до наших дней памятников раннемосковского зодчества, и ныне – самые древние постройки Московской области.

Раннемосковское зодчество – архитектурный стиль конца XII – начала XV веков, господствующий в церковной архитектуре Москвы и соседних городов. Типичный храм раннемосковского зодчества представлял собой одноглавую, крестовокупольную церковь с позакомарным покрытием, узкими окнами, перспективными порталами, украшенную резным белокаменным поясом.

Белокаменному собору Рождества Пресвятой Богородицы уже более шестисот лет. Златоглавый, украшенный крупными закомарами, опоясанный живописной лентой, надежно стоит он на вершине холма и словно дышит сквозь поверхность своих стен, сохранив живую красоту белого камня. Ночью он хранит тепло дня и будто светится изнутри, утром долго не может расстаться с ночной прохладой. Установленные к празднованию 600-летия обители прожектора подчеркивают его сдержанную красоту в ранние зимние вечера и летние ночи. Первоначально собор представлял собой крестово-купольный четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием. Узкие щелевидные окна прорезывали барабан, увенчанный шлемовидным куполом, и стены фасадов.

В сравнении с нашей стремительно бегущей жизнью кажется, что храм не меняется, но это не так, просто его перемены не столь очевидны. Каждое столетие оставило свой след во внешнем облике памятника. В XVIII столетии на фасадах растесали окна, придав им широкую форму с прямолинейными очертаниями, позакомарное покрытие было разобрано, и только в 1970-х годах восстановлено вновь. К южной стороне собора примыкает небольшая златоглавая церковка – придел (придельный храм), построенный в середине XVI века в связи с канонизацией преподобного Саввы.

Саввинский придел, вплотную примыкающий к собору, представляет собой небольшую изящную церковь, расписанную изнутри сценами из жития преподобного Саввы Сторожевского. Со стороны алтаря собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом удивительно напоминает Троицкий собор с приделом преподобного Никона Радонежского. Такое ярко выраженное сходство вместе с другими общими чертами позволяло паломникам назвать Троицкий монастырь женихом, а Саввинский – невестой.

В XVII веке со стороны южного фасада к собору пристроили двухэтажную крытую галерею. С западной стороны главный вход осеняет небольшое шатровое крылечко. Притвор был пристроен к основному объему собора в XVI и достраивался в XVII веках; его сохранившиеся росписи относятся в XIX и XX столетиям. На левой стене от входа – изображение святителей (канонизированных епископов) Арсения Тверского, Дмитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Стефана Пермского. Рядом стоит деревянный крест с образом распятого спасителя, у распятия – небольшой столик для свечей. Этот столик называется каноном, на него ставят свечи за усопших христиан. Свечи лежат при входе в храм, но продавца нет – деньги надо опускать в деревянный ящик согласно указанной цене.

По обе стороны от портала (входа, торжественно оформленного в виде килевидной арки) – изображения святых мучеников: Трифона с соколом и Пантелеймона с ларчиком чудесных лекарств. Святые жили во время гонений на христиан, и оба приняли мученическую кончину от императоров-язычников. При жизни и после смерти они были целителями, изгоняли бесов. Однажды св. Трифон помог сокольнику царя Ивана Грозного, упустившему царского кречета. Явившись во сне несчастному боярину и отдав ему найденную птицу, святой избавил его от царского гнева и смерти. Поэтому в русских православных храмах святой изображается с соколом.

В основном объеме храма, с правой стороны на невысоком постаменте под шатровой сенью бережно хранится святыня обители – св. мощи преподобного Саввы Сторожевского.

Поклонение святым мощам в Православии развито с первых веков христианства. В период гонений христиан подвергали мучительным казням, после которых тела мучеников их собратья выкупали у языческих властей. Литургии служили на телах мучеников как на престолах. С тех далеких времен сохранилось правило покрывать престол антиминсом – прямоугольным платом с зашитым в него кусочком святых мощей. Святым мощам воздавали поклонение независимо от степени их сохранности: и в виде сухих косточек, и в виде нетленного тела они были одинаково дороги верующим. Степень воздействия святых мощей на людей, с верой к ним прикладывающихся, очень высока. Множество фактов свидетельствуют о чудесных исцелениях, происходящих от старых мощей.

Они были обретены 19 января (1 февраля по новому стилю) 1652 года в царствование государя Алексея Михайловича Романова, который сам вместе с патриархом присутствовал в тот день в монастыре. Мощи оказались нетленны после 245-летнего пребывания в земле.

Государь Алексей Михайлович царствовал с 1645 по 1676 годы. В годы его правления велась успешная для России война с Польшей, активно развивалась внешняя торговля, вышел свод законов Русского государства «Соборное уложение», была проведена Церковная реформа. Царь был дважды женат: от первого брака с Марией Ильиничной Милославской родились будущие цари Федор и Иван, царевна Софья, от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной родился будущий царь Петр I.

С обретением святых мощей связана следующая история: «Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного Саввы, по существующему в Сторожевском монастыре древнему преданию, послужило явление угодника Божия самому царю. Царь Алексей Михайлович в декабре 1651 года ходил на охоту в окружающие обитель леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. У государя не оказалось оружия, и он, видя невозможность защищаться, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его появлением, зверь бежал от царя. Спрошенный об имени, старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок Сторожевской обители. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро пришел в обитель и сам царь Алексей Михайлович и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет ни одного монаха именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ Преподобного, уразумел, что это был сам он, велел отслужить молебен, и освидетельствовать гроб его. Эти знамения милости Божией к угоднику и его благодатные явления и послужили поводом к обретению честных и многоцелебных мощей, что и совершилось в царствование благочестивейшего государя царя Алексея Михайловича».

Над святыми мощами у современной раки помещена большая икона, написанная в 2002 году, с изображением преподобного Саввы и князя Юрия Димитриевича Звенигородского с боярами на фоне монастыря. Древняя рака и сень над ней исчезли в первые годы после революции 1917 года.

История их создания интересна. Серебряную позлащенную раку пожаловал монастырю в конце XVII века царь Федор Алексеевич, сын государя Алексея Михайловича.

Рака была исполнена из кипарисового дерева, а снаружи выложена серебряными пластинами. На внутренней стороне крышки было изображение преподобного Саввы в рост, в золоченной серебряной ризе. На вытесненных кругах с внешних сторон раки кратко излагалось житие Звенигородского чудотворца.

Над ракой в XVIII столетии была сделана деревянная резная сень, которая со временем сильно обветшала. На ее месте была устроена новая сень из меди, украшенная накладным серебром. 17 июля 1847 года ее освятил известный иерарх Русской Православной Церкви Московский митрополит Филарет (Дроздов), который не раз бывал в Саввиной обители.

Праздник обновления раки и поставления св. мощей под новую сень прошел очень торжественно при большом стечении народа. При пении и колокольном звоне св. мощи обнесли вокруг собора Рождества Пресвятой Богородицы и вновь внесли в храм, где они были поставлены уже под новую сень. В память этого события ежегодно 30 июля (17 июля с.ст) совершались крестные ходы вокруг собора, затем установилась традиция шествия крестных ходов из монастыря к пещере преподобного Саввы. После восстановления храма в Скиту крестные ходы стали совершаться после ранней литургии из Скита в обитель. Праздник долгие годы был и остается одним из самых любимых в обители.

Над святыми мощами висят красивые лампады. Все они созданы недавно, в начале XXI века, и являются даром современных благотворителей. Сто лет назад над ракой насчитывалось около двадцати лампад, украшенных бирюзою, драгоценными камнями и эмалью. Одна из них была вкладом постоянных благотворителей обители Московского генерал-губернатора Сергея Александровича и будущей преподобномученицы, сестры царствующей Императрицы Елисаветы Феодоровны. Это была серебряная позолоченная лампада с надписью: «Сооружена лампада сия Великим Князем Сергеем Александровичем и Великою Княгинею Елисаветою Федоровною в память 14 мая 1896 года святому молитвеннику о Царях Богоизбранных».

На протяжении 1880-1890-х годов они посещали обитель довольно часто, приезжая из усадьбы Ильинское Звенигородского уезда, где проводили почти каждое лето. Выйдя замуж за Великого князя Сергея Александровича в 1884 году в возрасте 20 лет, Великая княгиня Елисавета Феодоровна в 1891 году приняла православие.

5 апреля 1919 года, в разгар борьбы большевиков с Православной Церковью, св. мощи Звенигородского чудотворца вывезли из монастыря. Так об этом сообщал свидетель событий: «В монастырь явились несколько членов Звенигородского исполкома с оружием в руках. Расставив стражу, они вызвали наместника монастыря, ризничего и духовника и предъявили им бумагу, в которой предписывалось взять из монастыря мощи святого Саввы и передать в музей, причем всякое сопротивление угрожало строгой карой. Члены исполкома потребовали, чтобы представители управления монастыря вынули мощи из раки и передали им, но те отказались. Тогда члены Звенигородского исполкома решили действовать сами. Сами взяли мощи из раки, завернули их в две скатерти и газетную бумагу, а затем увезли из монастыря».

Когда ушла святыня – словно сама жизнь оставила обитель. Ни иноки, ни прихожане первоначально не хотели верить, что св. мощи надолго покинули родные стены. Так исполнилось древнее пророчество преподобного Саввы. Однажды он «заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, ноя совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом мира».

В 1920-х годах православный христианин Михаил Михайлович Успенский, сотрудник Государственного исторического музея, был вызван на Лубянку, где ему передали св. мощи Звенигородского чудотворца. Несколько десятилетий святыня хранилась в семье Успенских. Когда Михаилу Михайловичу было более 90 лет, он доверил своей родственнице тайну: «Я не умру , пока не определю святые мощи. Так сказал мне преподобный Савва». Перед смертью Михаила Михайловича его родственники передали святыню православной монахине: она - священнику о. Евгению (Зенкину), который, в свою очередь, передал в 1985 году св. мощи преподобного Саввы Сторожевского в Данилов монастырь (первую обитель, открытую в Москве по разрешению советской власти в 1983 г.). В монастырском храме святых Отцов Семи Вселенских Соборов Даниловой обители св. мощи находились до 1998 года.

22 и 23 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь отмечал 600-летие со дня основания. В эти дни мощи вернулись в родную обитель. С тех пор мощи хранятся на своем прежнем месте около правых врат (у южной дьяконской двери), ведущих в диаконник.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2025 (4)
Декабрь 2024 (26)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Календарь
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.