Монастырь Далматовский на реке Исеть
Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (Долматом), в миру — Дмитрий Иванович Мокринский. Он родился в 1594 году в городе Березове. В 1642 году ушел в Невьянский Спасо-Богоявленский монастырь, где постригся в монахи. Через некоторое время ушел и стал жить отшельником в пещере на высоком берегу реки Исети при впадении реки Течи, называвшемся Белым Городищем.
Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод Королевым и Шипицыным для рыбных и зверовых промыслов. Однажды Илигей пришел к пещере Далмата и хотел его убить. Далмат объяснил Илигею, что он по своей матери из крещенных татар и приходится тому родственником.
Услышав это, Илигей смягчился, но осенью 1645 года он снова вернулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Утомленный поездкой от Тюмени, Илигей остановился на ночлег напротив пещеры. К спящему Илигею явилась Богородица, которая изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему всю вотчину с угодьями. Утром Илигей явился к Далату рассказал ему о чудесном явлении. После этого Илигей часто посещал Далмата, покровительствовал ему и снабжал дарами.
В 1646 году, когда кончился договор с арендаторами, Илигей прибыл на Белое Городище со своими детьми и родственниками, взял с собой Далмата, обошел с ним вокруг своей вотчины и, исполняя повеление Богородицы, отдал всю землю во владение Далмата. В знак особой любви Илигей подарил ему также и свои доспехи — шишак и кольчугу (в настоящее время шишак и кольчуга выставлены в Далматовском монастыре).
Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода. Затем в пустыни стали селиться другие подвижники. Исетская пустынь, стала первым русским поселением в долине реки Исети. С 1649 года в монастыре Далмата жил Тимофей Невежин, основатель города Кургана, который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования. По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлева) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы, принесенная Далматом из Невьянского монастыря.
В сентябре 1651 года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Часть монахов была убита, остальных увели в плен. Преподобный Далмат отсутствовал во время набега на пустынь и, придя на пепелище, нашел неповрежденную икону Успения Богородицы. После этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники, и обитель была восстановлена.
В 1651 году, старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Царской грамотой от 17 мая 1659 года пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 года.
В начале 1650-х годов в пустынь к Далмату пришел, стал его учеником и прожил в пустыни более 10 лет Афанасий (Любимов) — будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого и кельи, а саму обитель обнесли острогом.
В 1662—1664 годах монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племен, разорявших его (в 1662 году монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнен с землею»).
После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. Из-за связи Далматова монастыря со старообрядцами сын Далмата Исаак 31 июня 1669 года был отстранен от игуменства (все прещения с него были сняты только в 1685 году под условием, чтобы он «с раскольниками раскола не говорил»).
В 1682 году игумен Исаак обратился с челобитной к Тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о передаче монастырю земель, находящихся в 80 км от монастыря по р. Железенке (Каменке), притоку р. Исети, на что получил согласие. Здесь были обнаружены залежи железной руды. Был построен монастырский двор и переселены крестьяне (40 дворов). Монастырский завод просуществовал 18 лет и был отобран у монастыря в казну, отписано от монастыря к заводу 145 душ мужского пола.
В 1704 году разрешено строить на Белом Городище каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, 17 декабря 1705 года был заключен договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока на каменные работы.
В 1707—1709 годах башкиры опустошали вотчину монастыря так, что настоятель монастыря Исаак не мог собрать положенные сборы с крестьян и внести столовые припасы в Тобольский митрополичий дом.
11 января 1707 года в монастыре случился пожар, от которого сгорели все три монастырские церкви, колокольня, семь келий, две башни, оградной стены третья доля и иные служебные помещения.
23 октября 1708 года снова случился в монастыре пожар: загорелась поповская келья, от нее огонь распространился и уничтожил оставшиеся от прошлогоднего пожара строения. Сгорели также грамоты и указы. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также случавшиеся в 1707 и 1708 годах пожары, митрополит Сибирский Филофей своим указом от 14 июня 1710 года повелел не брать с монастыря полагавшиеся столовые припасы.
В 1713 году начато строительство монастырской каменной стены на счет казны для защиты от воровских воинских людей. По государеву указу было выделено в 1713 году 200 рублей денег, 20 пудов соли, 100 четвертей овса. В 1716, 1717, 1718, 1719 гг. отпускались казенные деньги из Исетска по 200 руб., из Шадринска по 100 руб. Северо-восточная башня (бастион) так и не была закончена. С 1731 года начинаются работы по строительству западной стены и угловой северо-западной башни.
В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей. В 1717 году завершается строительство Успенской церкви. В 1719 году завершается строительство колокольни. 13 августа 1720 года освящение церкви.
В 1735 году в Далматовом монастыре учреждается славяно-российская школа, первым учителем которой был Петро Кирьянов. Эта школа давала начальное образование. В 1738 году в ней обучалось 15 человек в возрасте от 10 до 18 лет. В 1761 году открыта семинария.
К 1763 году монастырская каменная ограда была построена полностью. Она имела форму неправильного шестиугольника и занимала площадь около 4,5 гектара.
В январе 1763 года крестьяне села Николаевского (ныне город Далматово) изгнали из мирского правления старосту — ставленника монахов и избрали Мирским старостой крестьянина Лаврентия Широкова, сотским — Ивана Лобова, писарем был избран Михайло Барсуков. Монахов не устроило крестьянское самоуправление. Они обманным путем захватили выборных, пригласив их в монастырь для переговоров, и избили. Во главе мирского правления были снова поставлены монастырские: староста Василий Лавров, писщиком — Иван Могильников.
В апреле 1763 года прибывает в монастырь архимандрит Иоакинф, который считался его настоятелем с 1760 года. Он организует карательный отряд, с помощью которого захватывает крестьянские земли, засевает монастырским зерном, уводит лошадей и т. д. Это вызвало возмущение крестьян села, поддержанное и другими селениями вотчины. В конце июня 1763 года в Далматовский монастырь прибыл карательный отряд Азовского драгунского полка в составе 60 человек под руководством подпоручика Телепнева, который приступил к усмирению крестьян, сопровождавшемуся насилием и произволом.
Мирская изба в селе Николаевском стала центром крестьянского бунта, вошедшем в историю края под названием «дубинщина». 2 августа 1763 года крестьяне разбили команду Телепнева. Пик восстания пришелся на сентябрь-декабрь 1763 года, когда крестьяне, вооруженные в большинстве дубинами и косами, насаженными на древко, пошли на открытое неповиновение, окружили Далматовский монастырь, перерезали дорогу на Шадринск и на Челябинск. В начале декабря с начавшимися морозами крестьяне сами ушли от стен монастыря, установив на подступах к деревням засады. В конце марта в помощь осажденному монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание подавлено с помощью войск. 167 человек главных «крамольников» были преданы казни.
26 февраля 1764 году Екатерина II подписала указ о передаче монастырских крестьян в ведение коллегии экономии. С 1837 года крестьяне Далматовской волости, бывшие экономические, стали именоваться государственными крестьянами.
В 1764 году в монастыре числилось 56 разного звания служителей (дворовых работников) из них: столяров — 5, мельников — 3, бондарей — 2, кожевников — 2, оловяннщик — 1, рыбаков — 3, кузнецов — 3, колясошник — 1, портной — 1, чеботарь, сапожник — 2, поваров — 5. Все они обслуживали живших в монастыре монахов в количестве 26 человек.
С 11 февраля по 2 марта 1774 года монастырь штурмовал отряд пугачевцев, в количестве до 2000 человек под командованием челябинского есаула Прохора Пестерева. Монастырь выдержал штурмы 12 и 13 февраля и осаду, но имущество тех, кто ушел под защиту монастыря и для его защиты, было разграблено. Монастырь понес потери в денежном отношении на 1025 рублей 21 копейку. Эту сумму разложили по всем селениям вотчины. С села Николаевского было взыскано 68 рублей 18,5 копейки.
В 1816 году в Далматовском монастыре открывается уездное духовное двухгодичное училище закрытого типа для детей церковнослужителей. В нем учились Антонин (Капустин), А. Н. Зырянов, А. С. Попов, К. Д. Носилов и В. М. Флоринский.
В 1852 году во время пожара сгорели церковь с иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесен ущерб 6000 рублей серебром. В 1853 году построена церковь Сергия Радонежского и Никона Радонежского (не сохранилась). В 1871—1881 годах на месте часовни над погребением старца Далмата строилась церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Боковые приделы Стефана Пермского и прп. Исаакия, Далмата и Фавста. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована, устроена крестильня с престолом 70 апостолов. В 1904 году по Указу Св. Синода за № 765 монастырь обращен из штатного 3-классного в общежительный. В 1912 году по Указу Св. Синода о возведении Далматовского Успенского монастыря из 3-классного во 2-й класс.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт. В 1922 году в зданиях бывшего монастыря открылся краеведческий музей. В 1923 году при Скорбященском храме была зарегистрирована приходская община, впоследствии принявшая обновленчество. В 1928 году церковь Всех Скорбящих Радость была закрыта и ее здание передали под Народный дом. В период с 1932 по 1939 годы в бывшей церкви действовал колхозно-совхозный драматический театр. В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре размещался госпиталь и курсы усовершенствования командного состава.
8 августа 1945 года вышло распоряжение СНК СССР о передаче Наркоммясмолпрому зданий бывшего Далматовского монастыря. На территории монастыря разместился завод «Молмашстрой». Для нужд завода была разобрана часть стены рядом с северными воротами и устроен проезд. При устройстве фундаментов возводимого цеха разобран северо-западный бастион, зубцы с северо-западной и восточной стен монастырской ограды. Монастырский парк исчез под возведенным механосборочным цехом. В 1988 году завод переименован в завод «Старт».
27 сентября 1989 года при Скорбященской церкви была зарегистрирована приходская община, в том же году началась реставрация храма, он был заново освящен. С 1989 года завод начал освобождать помещения бывшего монастыря и передавать их церкви. Полностью монастырь был передан православной церкви в 1994 году. 6 мая 1992 года решением Священного Синода монастырь был открыт, наместником утвержден игумен Василий (Ожерельев). В апреле 1994 года в монастыре произошёл пожар, нанесён ущерб в 49 млн рублей.
В настоящее время монастырь является действующим. Многие постройки монастыря находятся в неудовлетворительном состоянии. Ведутся восстановительные и реставрационные работы.
Ансамбль Далматовского монастыря находится в неудовлетворительном состоянии. Архитектура во многих деталях утрачена. Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вертикали юго-восточной башни. Поверхности незащищенных конструкций покрываются мхом и зарастают кустарником.
Площадь комплекса монастыря в пределах стен составляет 4 гектара, периметр (по наружному обводу стен) – 766 метров.
В середине XVII века на месте землянки Далмата пробился чудотворный источник. Он был популярен у паломников. Ходит предание о том, что сам святой Далмат пил из этого родника и именно поэтому прожил больше ста лет. В годы Советской власти святой родник засыпали, местные о нем забыли. В 1992 году, когда монастырь начал возрождаться, источник вновь пробился чуть поодаль его первоначального исторического местонахождения. Ныне Святой источник обустроен, над ним возведена деревянная часовня с купелью. Часовня расположена на расстоянии около 100 метров к западу от стены монастыря. Вода источника стекает в небольшое болото, откуда попадает в реку Исеть.
Сайт монастыря http://dalmate.ru/
Адрес: Курганская область, Далматово, улица Советская, 194. Координаты: 56.256900, 62.939751