Проекты и строительство телеграфа через Сибирь на Дальний Восток
Электрический телеграф, являющийся первым средством электросвязи, был изобретен в 1830-е гг. В Российской империи телеграфы стали строиться с середины 1850-х гг. Это новое для того времени средство коммуникации впоследствии составило серьезную конкуренцию почтовой связи.
Электрический телеграф стал играть большую роль в обеспечении более оперативной связи центра Российской империи с сильно отдаленными регионами и даже с другими странами. Это позволяло эффективнее контролировать удаленные рубежи империи и выстраивать более выгодные для нее экономические и политические отношения с такими странами, как Китай, Япония и США. Кроме того, Сибирь и Дальний Восток испытывали острую нужду в оперативной связи с центром страны. В отличие от телеграфа, почта не обеспечивала высокой скорости передачи сообщений. Поэтому уже через два десятилетия после изобретения нового способа связи появились первые проекты проведения электрического телеграфа через Сибирь и Дальний Восток, а также к берегам Русской Америки.
Не одна Россия была заинтересована в проведении телеграфной связи через Сибирь и Дальний Восток. Так, американцы намеревались развивать свою торговлю на Дальнем Востоке, а значит, им была необходима телеграфная связь с Евразией. Кроме того, обозначилось некоторое тактическое сближение Российской империи и США в связи с усилением влияния англичан на Дальнем Востоке, которые тянули телеграфную линию через Ближний Восток к своим индийским владениям. В конце 1850-х гг. они соединили телеграфным проводом Индию, Австралию, Сингапур и Гонконг. В конце 1860-х гг. англичане активно добивались разрешения китайских властей вести телеграф по территории этой страны.
В 1850-е гг. первые проекты проведения телеграфной связи через Сибирь, Дальний Восток и Северную Америку были предложены иностранцами.
Первое такое предложение российскому правительству сделал американец Т. Шафнер (Шафер) в 1854 г. По его проекту, телеграфная линия должна была идти от Москвы через Сибирь, Камчатку и Берингов пролив или, альтернативно, от Иркутска вниз по Амуру и вдоль Алеутских островов к Северной Америке для соединения с телеграфными линиями США. Т. Шафнер (Шафер) был готов осуществить проект за свои деньги при условии, что он будет обеспечен рабочей силой и исключительными правами на использование телеграфа на 100 лет. Предложение американца было вежливо отклонено.
В 1857 г. предложение о прокладке телеграфа через Сибирь поступило от Международного общества электрического телеграфа и его директора Лиже де Либессара, который считал более выгодным вариантом установление телеграфного сообщения с Америкой через Берингов пролив, чем через Атлантический океан. Российско-американской телеграфной линии предполагалось дать следующее направление: от Петербурга через Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Томск, Иркутск до Кяхты. Затем, направляясь на север, вдоль Станового хребта, линия должна была доходить до Охотска и, наконец, до устья Анадыря, впадающего в Восточный океан. Кабель предполагалось уложить в Беринговом проливе, по направлению от Чукотского носа к мысу Ныхта, а далее вдоль русских и английских владений, через Мексику и соединить с телеграфной сетью США. Проект не осуществился, так как он оказался во многом ошибочен и невыполним.
Однако попытки включения Сибири в телеграфный путь по направлению к Америке не прекращались.
В 1858 г. англичане также предлагали свои проекты; среди них были лондонские банкиры Дево и К, а также полковник Кэмпбелл и подполковник Кэмпбелл-Слейг. Лондонские банкиры предложили устройство телеграфа через Россию, Северную Америку и Орегон в Калифорнию, не разъясняя более определенно направление линии. Проект был отклонен российским правительством. Наиболее активным оказался подполковник Кэмпбелл-Слейг, приехавший в Россию с проектом своего брата полковника Кэмпбелла. Он предлагал осуществить телеграфное соединение двух континентов либо по дну Берингова пролива, либо по Алеутской островной дуге. Кроме того, Кэмпбелл выдвигал проект постройки железной дороги от Нижнего Новгорода к Татарскому проливу Тихого океана. Как пишет А.В. Постников, российское правительство отказалось от услуг Кэмпбелла в том числе потому, что русские дипломаты выявили на основании публикаций лондонских газет «Times» и «Daily News», что полковник – мошенник, занимающийся денежными махинациями.
Примерно в это же время был разработан и проект французского инженера М.П. Жусселена, о котором известно очень мало.
Все названные проекты иностранцев после тщательного изучения были отвергнуты как трудноисполнимые, невыгодные для казны или просто несерьезные. Только американский майор П.М. Коллинс, являвшийся торговым агентом США на Амуре, получил разрешение в 1859 г. за свой счет провести изыскания на русской территории от устья Амура до границы Русской Америки и Канады. При этом ему не давалось никаких пособий или гарантий. В 1863 г. министр почт и телеграфов граф И.М. Толстой и акционерное общество Коллинс, Сибли и Ко подписали договор об условиях строительства телеграфного сообщения между Российской империей и США. Русская сторона брала на себя обязательства построить телеграф от Иркутска до устьев Амура, а американская – от западных штатов США через Аляску, Берингов пролив, тихоокеанское побережье России до Приамурья.
Итак, часть телеграфной линии на Дальнем Востоке должны были прокладывать американцы. По плану П. Коллинса, ее следовало вести по северному побережью Охотского моря через Тауск (60° северной широты), затем в северно-восточном направлении в Пенчинск, то есть до самой северной части полуострова Камчатка и далее в южно-восточном направлении через мыс Олюторский (60° северной широты) к мысу Чукотский, который находится на востоке Анадырского залива, как бы у входа в Берингов пролив. Сам Берингов пролив оставался севернее, так как телеграф должен был прокладываться под водой от мыса Чукотского до острова Святого Лаврентия и от него на американский континент. Далее он следовал бы вдоль берегов Русской Америки и Британской Колумбии до Пьюджет-Саунда, откуда уже тогда действовало телеграфное сообщение поперек на восток через всю Северную Америку до Кейп-Рейса на Ньюфаундленде.
Строительство на американском континенте шло быстро. Однако, несмотря на большие затраты американской стороны в 3 млн долл., 28 февраля 1867 г. в Петербурге было получено известие от президента Компании западных соединенных телеграфов Дж. Уэда о прекращении работ по дальнейшему строительству российско- американского телеграфа. Причиной отказа от уже начатого строительства послужило достижение С. Филда в прокладывании телеграфной связи через Атлантический океан в 1866 г. Как выяснил Н.Н. Болховитинов, связь Америки с Европой через Атлантику оказалась гораздо дешевле, чем через Берингов пролив.
Позднее, в 1892 г., журналист, экономист и статистик А.М. Бурухин, ссылаясь на расчеты Международного общества электрического телеграфа, писал об обратном, приводя конкретные цифры. Так, стоимость атлантического кабеля, не считая различных расходов по укладке, была «определена в 8750 000 франков; устройство же воздушной линии через Сибирь обошлось бы, по расчету общества, всего в 4270 000 франков». Хотя следует понимать, что данные подсчеты могут быть крайне субъективными. Нельзя не учесть коммерческий интерес Международного общества электрического телеграфа и его директора Лиже де Либессара, боровшегося за то, чтобы прокладка телеграфа осуществлялась именно по его проекту.
Однако не только иностранцы предлагали провести телеграфную линию через Сибирь и Дальний Восток. Отечественный проект проведения трансконтинентального телеграфа через Сибирь, Дальний Восток и Северную Америку принадлежал русскому офицеру Д.И. Романову. Свой проект Русско-Американского международного телеграфа капитан Первого кавалерийского пионерного дивизиона Д.И. Романов разработал еще в 1856 г. В начале 1857 г. он представил в Кяхте генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьеву (впоследствии графу Амурскому) проект устройства русско-американского международного телеграфа.
Геополитические интересы России требовали проведения телеграфной линии хотя бы до устья Амура, на чем и настаивал Н.Н. Муравьев-Амурский, поднявший вопрос об этом в 1858 г. На разработку проекта Сибирского телеграфа повлиял и такой фактор, как стремление российского правительства обезопасить свои владения на Тихом океане от британской угрозы. Поражение Китая в опиумных войнах 1840–1860-х гг. с англичанами и его экономическое закабаление показало, что русские границы уязвимы по Амуру. В течение 1858–1860 гг. российская дипломатия сумела решить территориальные споры с Китаем. Согласно Айгунскому и Тяньцзиньскому мирным договорам 1858 г. за Россией признавалось владение левобережьем Амура. По Пекинскому договору 1860 г. к России отошел Уссурийский край (земли к востоку от реки Уссури до Японского моря).
Встал вопрос об укреплении новых границ в этих краях, что предполагало, в частности, и необходимость проведения телеграфной связи. Ведь пересылка даже экстренных сообщений с помощью почты была необычайно длительной. Так, известие об отражении нападения англо-французской эскадры на Петропавловск-Камчатский и Николаевск-на-Амуре и уничтожении десантов англичан и французов в 1854 г. (в ходе Крымской войны) было получено в Петербурге лишь спустя полтора месяца после этих событий.
По проекту Д.И. Романова, телеграфный кабель должен был проходить еще дальше – через Курильские и Алеутские острова. Немецкий ученый Р. Андрэ отметил, что проект Д.И. Романова несколько отличался от проекта американца П. Коллинса. Д.И. Романов считал, что прибрежные земли Восточной Сибири севернее форта Удск были совершенно непригодны для прокладывания всемирного телеграфа из-за природных трудностей. От Николаевска до Удска, на месте впадения Уды в Охотское море, предложенная П. Коллинзом линия проходила бы вдоль берега через лесистую, болотистую пустошь, которая местами переходила в тундру, и в которой не было дорог. И именно к этим берегам двигались с севера массы льда и окружали их с осени до июня, так что судоходство здесь было очень непродолжительным и весьма ненадежным. Отсюда следовало, что было бы целесообразнее провести телеграф по прямой линии, а именно в длину не больше 450 верст, поперек через земли от Николаевска до Удска.
Далее к северу от Удска до Гишиги западный берег Охотского моря становится очень гористым, особенно между Аяном и Охотском, где Становой хребет подходит вплотную к морю. Из-за круто спускающихся к морю горных склонов здесь, с одной стороны, вообще не было дороги вдоль берега. Даже для тунгусов, которые обычно везде проходили на своих северных оленях, передвижение здесь было невозможно. С другой стороны, на этом участке моря отсутствовали пригодные порты.
Кроме Альдомы в эту часть Охотского моря не впадает никакая другая река, в которую поднимается рыба из моря. Тогда как рыба здесь – главный источник питания как для людей, так и для ездовых собак, которых невозможно было заменить никакими другими до¬машними животными. Поэтому Д.И. Романов предлагал вовсе оставить этот участок и провести телеграф по внутренней части Восточной Сибири от Иркутска через Якутск в Охотск.
К северу от Охотска геологические условия становятся несколько благоприятнее. На участке от Охотска до Гишиги длиной в 1800 верст было несколько портов (Тауск, Ямск и Гишига). Эта часть участка подходила для прокладывания телеграфной линии, так как препятствия здесь небольшие и лес защищал бы провода от повреждений из-за сибирских снежных бурь.
Но тогда снова выявлялись едва ли преодолимые препятствия. Из Пенчинска П. Коллинз намеревался прокладывать телеграф поперек через Камчатку. Однако, как на этом полуострове, так и далее на северо-восточной оконечности Сибири природные условия были таковы, что Д.И. Романов сомневался во всякой возможности предприятия. В глубине Камчатки – только голая тундра, замерзшая земля в ней оттаивала на солнце лишь на пол-локтя, а бесконечные скопления комаров преследуют и терзают всякое живое существо. Собаки и лошади спасались от этих кровососущих мучителей в воде или катались по земле; при этом они теряли аппетит, худели и, в конце концов, умирали. Зимой же продолжительные снежные бури препятствовали всякому сообщению на этой высоте.
Дальше к северу у телеграфа мог найтись враг в образе людей. На Беринговом море проживали дикие племена чукчей, атагулов и катюрсов, которые не признавали никакую верховную власть. Как писал Р. Андрэ, российское господство над ними, учитывая недоступность этих земель, могло сохраняться лишь на словах. Следовательно, телеграф на этом участке пришлось бы строить под охраной вооруженной власти и поддерживать его с помощью военных постов.
Частично обойти все эти препятствия было можно, проложив другую линию. Предложение Д.И. Романова состояло в том, чтобы прокладывать телеграф от Гишиги к бывшему форту Анадырь (1000 верст), оттуда к реке Красная (600 верст) и, наконец, к морю (50 верст). Вся спроектированная им линия от Николаевска-на-Амуре до Берингова моря составляла приблизительно 5000 верст. Так выглядел бы видоизмененный маршрут П. Коллинза. Но, несмотря на это, Д.И. Романов, проведший в Восточной Сибири восемь лет, пророчил этому маршруту непреодолимые трудности. В конце концов, он посчитал лучшим связать Николаевск-на-Амуре с Камчаткой подводным кабелем, а уже оттуда прокладывать линию через Алеутские острова в Америку.
Д.И. Романов выступал против передачи строительства русско- американской телеграфной линии в руки иностранных предпринимателей. Н.Н. Муравьев-Амурский, поддержавший проект Д.И. Романова, также считал, что постройка телеграфа на территории Российской империи должна была осуществляться отечественными фирмами. В частности, за это дело готово было взяться Сибирское русское общество Амурское. Можно предположить, что Сибирское русское общество Амурское, о котором пишет А.В. Постников, и Амурская компания – одна и та же коммерческая организация. Условием правления Амурской компании, решившейся устроить телеграф от Москвы до Тихого океана, была правительственная гарантия в 5 % на затраченный капитал.
Д.И. Романов разработал проект трансконтинентальной связи, исключавший трудности, связанные с прокладкой кабеля через Атлантику. Кроме того, его проект не только полностью решил бы задачу установления связи между двумя континентами, но и учитывал торговые и политические интересы Российской империи. Проект предусматривал строительство комбинированной воздушной и кабельной телеграфной линии протяженностью около 22 тыс. км от Москвы вдоль Сибирского почтового тракта до Кяхты, далее к устью Амура, затем через Камчатку, острова Алеутской гряды до Новоархангельска на Аляске. Проект содержал подробные расчеты и экономическое обоснование целесообразности выбранного направления. Целиком он не был принят, но его сухопутная часть позднее была постепенно все же выполнена.
С сентября 1842 г. до декабря 1864 г. все действовавшие, строившиеся и еще проектируемые телеграфные линии Российской империи находились в ведении Главного управления путей сообщения и публичных зданий. В то время как Почтовое управление находилось в составе МВД. То есть почта и телеграф до конца 1864 г. имели разную подведомственность.
Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский в начале 1859 г. представил начальнику Главного управления путей сообщения и публичных зданий генерал-адъютанту Константину Владимировичу Чевкину служебную записку о необходимости устройства телеграфной линии между Петербургом и побережьем Тихого океана. Откликнувшись на это предложение, К.В. Чевкин направил записку в Сибирский комитет. Уже 15 марта 1859 г. Александр II утвердил положение Сибирского комитета о проведении изысканий для устройства телеграфа первоначально от Казани до Иркутска, а затем до Дальнего Востока.
К.В. Чевкин возглавлял Главное управление путей сообщения и публичных зданий с октября 1855 г. Он сумел убедить Александра II в необходимости создания Телеграфного управления в составе Главного управления путей сообщения. Указ об этом вышел в 1858 г. При Телеграфном управлении стало действовать Особое присутствие, куда вошли директор телеграфов (председательствовавший на заседаниях Особого присутствия), помощник директора и начальники отделений. Особое присутствие отвечало за самые важные дела отрасли, которые требовали всестороннего рассмотрения. Первым директором телеграфов был назначен генерал-майор Л.И. Гергард, который как раз занимался развитием сибирской телеграфной линии вплоть до Амура. Помощником директора стал полковник Карл Карлович Людерс, который с 1866 по 1882 гг. являлся директором телеграфов и Телеграфного департамента.
Предполагалось вести сибирскую телеграфную линию через Пермь, Екатеринбург, Камышлов, Тюмень, Ишим, Омск, Каинск и Колывань (или Семипалатинск и Барнаул), Томск, Красноярск, Канск и Нижнеудинск, с ответвлениями от Камышлова в Ирбит и от Тюмени в Тобольск. Для осуществления этого проекта, которым руководил начальник Главного управления путей сообщения и публичных зданий К.В. Чевкин, в течение 1859 г. были произведены надлежащие изыскания и подготовительные работы. В результате было решено продолжить телеграф от Казани до Иркутска и далее по Забайкальскому и Амурскому краям. Участок от Казани до Иркутска обследовали офицеры Телеграфного корпуса капитан Дихт и поручик Шепилов, трассу от Иркутска до устья Амура – капитан Д.И. Романов.
Составление проекта Сибирской телеграфной магистрали было закончено в короткие по тем временам сроки (конец 1859 г.). Этому немало способствовало то, что император Александр II «вследствие представления Господина Главноначальствующего над Почтовым Департаментом Сибирскому Комитету по положению сего Комитета в 12 день минувшего апреля 1859 года Высочайше повелевать со¬изволил: назначить пребывание Начальника Сибирского Почтового Округа вместо Тобольска в Томске».
В 1860 г. начались работы по проведению телеграфной линии вдоль Сибирского тракта. По личному распоряжению Александра II при строительстве Сибирского телеграфа все материалы (аппараты Морзе, измерительная аппаратура, проволока, подводный кабель и т.д.) были освобождены от таможенных пошлин.
При К.В. Чевкине телеграфные станции были открыты в Перми, Екатеринбурге и Камышлове в 1861 г. В этом же году Тюмень стала первым сибирским городом, который получил телеграфную связь (протяженность линии от Казани до Тюмени составила 1356 верст), а в 1862 г. телеграфная линия была доведена до Омска.
В октябре 1862 г. К.В. Чевкина на посту главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями сменил известный российский железнодорожный инженер генерал-лейтенант Павел Петрович Мельников. При нем телеграфная связь появилась в Томске в 1863 г., в Иркутске – в 1864 г.
17 декабря 1864 г. Александр II подписал указ «О передаче теле-графного управления из ведомства Главного управления путей сообщения в ведение главноначальствующего над Почтовым департаментом»: «Мы признали полезным Телеграфное управление соединить с Почтовым, по единству назначения их передачи корреспонденции…» Почтовый департамент на тот момент возглавлял Иван Матвеевич Толстой. 15 июня 1865 г. вышел указ Александра II об образовании Министерства почт и телеграфов во главе с И.М. Толстым.
За два с небольшим года пребывания И.М. Толстого посту министра почт и телеграфов развитие телеграфной сети в Сибири и на Дальнем Востоке успешно продолжилось. В 1866 г. завершилось строительство Амурского телеграфа. В этом же году в Омск переместилось Телеграфное отделение из Екатеринбурга. Пограничными пунктами Омского телеграфного отделения, как отмечал помощник директора телеграфов, теперь уже генерал-майор, К.К. Людерс, должны были стать: с запада – почтовая станция Тугульчинская (в 55 верстах от Тюмени в сторону Камышлова) и с востока – почтовая станция Краснореченская Томской губернии (в 30 верстах от Ачинска). Согласно расписанию чинов Омского телеграфного отделения, которое было подписано директором телеграфов генерал- лейтенантом Л.И. Гергардом и помощником директора генерал-майором К.К. Людерсом, по состоянию на 1866 г. в данном отделении были следующие станции: Омск, Тюкалинск, Ишим, Новозаимка, Тюмень, Еланск, Каинск, Каргатский форпост, Колывань, Дубровино, Томск, Мариинск и Тобольск.
В 1865 г. начались изыскания для устройства телеграфа в Барнауле по двум вариантам выхода на Сибирскую телеграфную магистраль: через Колывань или через Томск. Предпочтительнее оказался второй вариант. 15 апреля 1866 г. было получено разрешение кабинета Александра II № 1275 об устройстве телеграфа от Томска до станции Проскоково по существующим столбам, а далее – по новой телеграфной линии. От Управления алтайских горных заводов на заготовку столбов для этой линии был командирован титулярный советник Вецель, а руководителем строительства телеграфной линии был назначен старший механик Омского телеграфного управления Чернявский.
В распоряжении министра почт и телеграфов И.М. Толстого о строительстве линии Томск–Барнаул даже указывалось необходимое количество и стандарты столбов (16 сосновых или дубовых столбов на каждую версту и еще 5 % на случай учащения, длиной 3,5 сажени, толщиной не менее 4 вершков в верхнем отрубе). В 1868 г. между Томском и Барнаулом была установлена прямая связь по аппарату Морзе. По данным на 1871 г., начальником Барнаульской телеграфной станции был М.Е. Функ. Эта станция стала пятой по счету в Томской губернии. В этот же период другие станции возглавляли: Томскую – М.П. Шемиот, Каинскую – И.А. Павлов, Колыванскую – П.В.П. Оберг 2-й и Мариинскую – Д.Е. Волынкин.
В 1867 г., после смерти И.М. Толстого, министром почт и телеграфов был назначен Александр Егорович Тимашев. Затем указом от 9 марта 1868 г. он был назначен министром внутренних дел (до 1878 г.). В тот же день в МВД было включено и возглавляемое им Министерство почт и телеграфов. В составе МВД телеграфная служба находилась вплоть до весны 1917 г., кроме небольшого промежутка времени с 6 августа 1880 г. по 16 марта 1881 г., когда вторично было создано и опять ликвидировано Министерство почт и телеграфов.
В январе 1868 г. телеграф заработал в Чите, Нерчинске и Сретенске. В 1870 г. телеграфная связь была проведена в Благовещенск и Хабаровск, а в 1871 г. – во Владивосток. В первый год после открытия всей главной магистрали до Владивостока – 1872 г. – на 79-ти телеграфных станциях было обработано 432412 телеграмм.
Вскоре началось интенсивное строительство ответвлений от основной линии, а также шла подвеска дополнительных проводов. В 1871 г. телеграф был проведен в Тару, в 1872 г. – от Омска до Семипалатинска. 20 октября 1872 г. была составлена смета на устройство телеграфной линии Ишим–Петропавловск протяженностью 160 верст, из которых 1,5 версты следовало тянуть провода по уже существовавшим столбам, а остальные 158,5 верст – строить новую линию. Уже в ноябре 1873 г. младший механик Рагер доложил начальнику управления Омского телеграфного отделения об успешном завершении строительства линии Ишим–Петропавловск.
В 1874 г. была составлена смета на устройство третьего телеграфного провода от Омска до Томска. Провод должен был тянуться через Еланск, Каинск, Каргат, Колывань, Дубровино (всего 877 верст). Согласно сохранившейся ведомости, для подвешивания телеграфных проводов требовались: прочная телега, окованная железом (по цене 50 руб.); тамбур, окованный железом (по цене 15 руб.) и 10 лестниц с железными наконечниками (по цене 3,5 руб. за лестницу). Общий расход должен был составить 100 руб.
После переименования в 1874 г. Омского телеграфного отделения в Управление Омского телеграфного округа в его подчинение вошли телеграфные станции Западной Сибири (Тобольской и Томской губерний) и Степного края (Акмолинской и Семипалатинской областей), а также части Оренбургской губернии. В 1876 г. на Омской телеграфной станции было принято и отправлено 26797 международных депеш.
В 1876 г. закончилась подвеска дополнительного провода от Казани до Иркутска, а также была проведена линия от Красноярска до Енисейска. Кроме того, в течение 1860–1870-х гг. Иркутск был соединен телеграфными линиями с Кяхтой, с Американской телеграфной линией у Николаевска и с селом Лиственичное (у озера Байкал).
Таким образом, 1860–1870-е гг. характеризовались началом интенсивного строительства телеграфных линий и внедрением электротехнического способа связи, особенно в крупных городах Сибири и Дальнего Востока. В конце XIX в. о росте значения телеграфной линии через Сибирь и Дальний Восток журналист, статистик и экономист М. Шедлинг писал так: «Линия эта стала теперь необходимою жизненною потребностью этого края; это ясно подтверждается тем обстоятельством, что всякое нарушение правильного действия сибирского телеграфа вызывает ныне со всех сторон массу жалоб и неприятностей».
Итак, большую роль в реализации отечественного проекта проведения телеграфа через Сибирь и Дальний Восток сыграли военный инженер, капитан (впоследствии подполковник) Д.И. Романов и генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский, приложившие немало усилий для того, чтобы убедить российское правительство в необходимости осуществления этого грандиозного проекта. Кроме них, настойчивость в вопросе необходимости проведения Сибирского телеграфа проявили также представители деловых и торгово-промышленных кругов.
Русский офицер Д.И. Романов писал, что эта телеграфная линия «станет действительно главнейшим, великим мировым путем для сношения Старого света с Новым, Европы и Америки с Китаем, Японией и Средней Азией и никогда никакая, впоследствии возникшая, телеграфная линия не может ее ослабить, ни иметь подобного мирового значения». И хотя грандиозный проект Д.И. Романова был воплощен в жизнь не полностью, вскоре Сибирская телеграфная магистраль стала самой протяженной в мире – 8330 верст. От нее образовывались многочисленные ответвления. В конце XIX в. в Почтово-телеграфном журнале отмечалось, что Сибирская телеграфная магистраль приобрела «значение жизненной артерии для всего государства».
Источник: Морев Владимир Алексеевич – канд. ист. наук, доцент Национального исследовательского Томского государственного университета; «Первые проекты и начало проведения электрического телеграфа через Сибирь и Дальний восток (1850 – 1870-е годы)»