Как строили жилые дома в Тюмени в 1950-1960-х годах
Во второй половине 1950-х гг. появляются предпосылки для быстрого экономического развития Западной Сибири. Решениями XX съезда КПСС здесь было предусмотрено создание крупного металлургического и энергетического комплекса, а последующее обнаружение в Тюменской области крупных запасов нефти и газа сделало возможным активное строительство и благоустройство городов региона.
Первостепенное значение уделялось развитию Тюмени, которой предстояло стать базой для дальнейшего освоения северных районов области. Выгодное географическое положение областного центра и значительные финансовые вложения государства повлекли за собой модернизацию городского хозяйства.
Началось создание нового облика Тюмени, главную роль в котором стал играть характер городской застройки, формировавший образ города в сознании жителей. Среди всего архитектурного комплекса, обладая приоритетом для населения, наиболее значительных масштабов достигало строительство жилья.
Во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. большую роль в жилищном строительстве на территории Тюмени играла активная политика государства. В частности, регулярно принимались законодательные акты, посвященные развитию строительной отрасли; на многочисленных Всесоюзных совещаниях и съездах архитекторов и градостроителей обсуждались вопросы застройки и формирования облика городов. Решение жилищной проблемы стало приоритетной задачей различных органов государственной власти.
Жилищный вопрос являлся одним из ключевых и для жителей областного центра. В 1956 г. на 125,5 тыс. горожан приходилось около 475180 кв. м жилой площади, т. е., в среднем, менее 3,8 кв. м на каждого тюменца, в то время как по стране в целом – 5,4 кв. метров.
Восполнение недостатка жилья предусматривали проекты нового генерального плана города, разработка которого началась в 1959 году. С учетом темпов развития Тюмени, предполагалось несколько вариантов увеличения жилой площади. Первый из них рассчитывался на основе контрольных показателей Госплана РСФСР, и предусматривал возрастание объемов жилья, в среднем, до 5,5 кв. м на человека. Второй проект исходил из максимальных показателей в 8 кв. метров. И третий план, предложенный специалистами Ленинградского института проектирования городов, предусматривал промежуточные темпы возрастания жилья до 6,6 кв. м на каждого тюменца. В конечном итоге, именно он и был взят за основу. Предстояло лишь решить вопрос о финансировании дополнительных объемов строительства.
Следует сказать, что для создания нового жилья во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. выделялись значительные денежные средства. Например, если в 1956 г. на сооружение жилых домов было затрачено около 2,2 млн. руб., то к 1965 г. затраты составили уже 14 млн. рублей. Однако деньги на жилищное строительство полностью не осваивались, при этом планы по вводу жилья регулярно не выполнялись.
Вопросы финансирования не играли решающей роли в решении проблем жилищного строительства, которое зависело от ряда других факторов. Одним из важных условий быстрого сооружения нового жилья было наличие качественных и разнообразных стройматериалов. Во второй половине 1950-х гг., на волне индустриализации, подходы к производству и использованию материалов для строительства в стране существенно изменяются. В 1952 г. Н. С. Хрущев на Московской областной партийной конференции впервые сформулировал идею развития жилищного строительства за счет широкого применения нового строительного материала – сборного железобетона. Он должен был повысить темпы сооружения зданий и уменьшить их стоимость. Вскоре эта идея нашла свое развитие в законодательных актах, изменивших сложившуюся строительную практику.
Так, 23 августа 1955 г. в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, увеличению качества и снижению стоимости строительства» рост производства железобетонных изделий, цемента, крупных блоков, гипсовых изделий и других стройматериалов, назывался важнейшей задачей развития строительства.
Решение этого вопроса должно было стать приоритетным для местных органов власти. Во второй половине 1950-х гг. основными материалами, которые применялись для сооружения домов в Тюмени, были кирпич и древесина.
Около половины всего ежегодно строящегося в городе жилого фонда приходилось на деревянные здания, большая часть которых создавалась самими жителями. В первой половине 1960-х гг., в условиях смены государственных приоритетов на многоэтажное, индустриальное строительство, темпы сооружения индивидуальных домов на территории города быстро падают. Так, если в 1960 г., на «пике» индивидуального строительства, тюменцы построили более 1280 домов, то в 1965 г. – лишь 97 зданий.
Качественных перемен в застройке требовали и перспективы развития областного центра. Проекты генерального плана города предусматривали сокращение доли одноэтажного строительства до 15% от общего количества создаваемого жилья. Отныне все индивидуальные дома должны были размещаться за чертой города, вдоль Велижанского и Тобольского трактов. Таким образом предполагалось улучшить облик областного центра и сохранить территории для 4–5-этажного строительства, которое должно было составить около 70% городской застройки.
Сооружение многоэтажных зданий в таких масштабах требовало наличия значительных ресурсов. В то же время в середине 1950-х гг., по данным плановых органов, в Тюменской области не было ни одного крупного и оснащенного современной техникой предприятия по выпуску стройматериалов. Основная их часть представляла собой производства кустарного и полукустарного типа. Самым крупным в Тюмени заводом по выпуску кирпича, который начал свою деятельность еще в 1920 г., оставался «Труд». К середине 1950-х гг. его оборудование устарело, износ достигал 40%. Кирпич для строек города выпускался также артелью «Строитель» и кирпичным заводом управления совнархоза. Однако мощности этих предприятий было недостаточно, поэтому нехватка кирпича восполнялась городскими заводами: ДОКом «Красный Октябрь», заводом АТЭ, судостроительным заводом, сетевязальной фабрикой и др., при которых были открыты небольшие строительные производства.
В конце 1950-х гг. промышленная база Тюмени несколько расширилась. Подверглись реконструкции кирпичные предприятия артели «Строитель» и сетевязальной фабрики. В декабре 1958 г. был введен в эксплуатацию новый кирпичный завод на ул. Харьковской, производительность которого должна была составить около 28 млн. кирпичей в год. Большие надежды городские власти возлагали и на завод силикатных изделий, сооружение которого началось в 1958 г. в поселке Винзили. Предполагалось, что ежегодно он будет выпускать около 82 млн. кирпичей. Однако строительство завода затянулось, в результате чего ввод его в эксплуатацию состоялся лишь в 1965 году. Таким образом, к концу 1950-х гг. всеми заводами Тюмени было выпущено около 55 млн. кирпичей, что было почти в два раза больше, чем в середине десятилетия, но недостаточно для потребностей быстро растущего города, которые составляли более 80 млн. кирпичей.
Коренным образом улучшить ситуацию, и восполнить недостаток стройматериалов должно было активное внедрение сборного железобетона. «Применение блоков и панелей – радикальное средство ускорения темпов строительства, снижения себестоимости... Там, где строители ушли вперед – панели и блоки заняли достойное место. Кирпич – удел отстающих. Кирпич – морально устаревший материал», ? популяризировала сборный железобетон местная пресса. В середине 1950-х гг. в Тюмени не было ни одного завода по производству железобетонных изделий. Сборный железобетон выпускали лишь подсобные предприятия Управления строительства совнархоза и треста «Тюменьгорстрой», а также дорожно-строительный участок ст. «Тюмень». Общий объем его выпуска в 1957 г. составлял около 2,5 тыс. куб/метров.
Первое предприятие по выпуску сборного железобетона – бетонный завод совнархоза – появилось в областном центре в феврале 1959 года. Вскоре было запущено производство железобетонных конструкций и на строительном полигоне тюменской электростанции, сооружение которой велось с середины 1950-х годов. В 1959 г. общее количество произведенного железобетона составило около 23,3 тыс. куб/м, при том, что потребность в нем к этому времени достигала 50 тыс. куб/м в год. Все более очевидной становилась необходимость строительства других крупных предприятий по производству новых стройматериалов.
В 1959 г. на пустыре, около деревни Войновка, было начато сооружение двух заводов – крупнопанельного домостроения (КПД) и железобетонных изделий (ЖБИ). Однако их создание затянулось. Поспешность в проектировании завода КПД привела к тому, что он оказался спланирован на болоте. Вскоре проект пересмотрели, однако сроки строительства удлинились. В 1961 г., после завершения основной части работ, строители вынуждены были еще некоторое время устранять недоделки, поэтому выпускать продукцию предприятие стало лишь с июля 1962 года. К середине 1960-х гг. своей проектной мощности в 35 тыс. кв. м железобетонных изделий в год (жилая площадь 14-ти пятиэтажных домов) завод так и не достиг. К марту 1964 г. предприятию удалось произвести материалов лишь на 7–8 зданий. В конце 1963 г. был пущен в эксплуатацию и завод ЖБИ. Однако к середине 1960-х гг. он также не достиг своей годовой проектной мощности, которая должна была составить 33 тыс. куб./м железобетона.
Темпы выпуска стройматериалов в Тюмени были тесно связаны и с наличием сырья для их производства. К концу 1950-х гг. на территории Тюменской области располагалось всего три карьера, сырье которых использовалось для строительных нужд: песчаный карьер на озере Андреевское, песчано-гравийный карьер в районе деревни Кулакова и карьер кварцевого песка в деревне Тумашева. Еще два карьера, где для строек города добывался строительный камень и известняк, располагались на территории Свердловской области.
Во второй половине 1950-х гг. быстрый рост потребностей областного центра в строительных материалах привел к необходимости поиска новых мест добычи сырья. В результате, в окрестностях Тюмени было разведано большое количество месторождений. Так, рядом с деревней Воронина обнаружили значительные запасы глины, около поселка Боровое выявили месторождение кварцевых песков, а в 20–25 км к юго-западу от Тюмени, в районе деревни Перевалова, было открыто наиболее крупное месторождение строительных песков. Тюменские геологи настаивали на их скорейшей разработке, однако Госплан, ссылаясь на недостаток финансирования, предусматривал освоение месторождений в Тюменской области лишь во второй половине 1960-х гг. Осложнялась добыча сырья также и тем, что многие залежи располагались в пределах города. Их разработке препятствовал сложившийся характер городской застройки. Кроме того освоение месторождений не всегда вписывалось и в проекты по дальнейшему развитию Тюмени.
«Площадь разведанных запасов кирпичных глин для действующего завода «Труд» находится в черте города и по генеральному плану подлежит застройке, а завод, производительностью 25 миллионов штук кирпича в год, останется без сырья» ? писал в газете «Тюменская правда» сотрудник геологического управления И. Андрущенко.
В то же время потребность в строительном сырье ощущалась все острее. В условиях нехватки его вблизи от города, сырье приходилось завозить из соседних регионов. Так, песок поступал из Пермской, Свердловской и Семипалатинской областей. Другие регионы являлись поставщиками и готовых стройматериалов. Например, из Свердловской области везли кирпич, железобетонные конструкции и керамзит. Однако соседние города также переживали быстрое развитие, поэтому в поставках стройматериалов нередко случались перебои.
Таким образом, острая нехватка материалов и сырья для строительства являлись важной причиной, которая сдерживала темпы развития областного центра. Во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. индустриальный комплекс, позволявший осуществлять их производство, находился лишь в стадии формирования. Вынужденные поставки строительных ресурсов из других регионов страны лишь частично компенсировали нехватку собственных стройматериалов, и не могли коренным образом изменить ситуацию. В первой половине 1960-х гг., в условиях быстрого спада индивидуального жилищного строительства, облик города стала формировать кирпичная застройка. Например, в 1965 г. из построенных в Тюмени более 85 тыс. кв. м жилья, основная часть, 68 тыс. кв. м, была введена в кирпичных домах, и лишь около 17 тыс. кв. м – в зданиях железобетонной конструкции.
Наряду с недостатком стройматериалов, существовали и другие причины, препятствовавшие городскому жилищному строительству. В Постановлении Совета Министров СССР от 23 августа 1955 г. говорилось: «Одним из серьезных недостатков в капитальном строительстве является наличие большого количества мелких, параллельно существующих строительных организаций, не способных широко внедрять индустриальные методы строительства». Эта проблема отчетливо проявилась в ходе застройки областного центра. В 1956 г. в Тюмени существовало 26 строительных ведомств. В основном, это были небольшие предприятия со слабой материальной базой. Между ними дробились финансовые средства, рабочая сила и материалы для строительства, поэтому число одновременно строящихся зданий в городе быстро возрастало, затягивались и сроки жилищного строительства. В таких условиях сложно было сконцентрировать ресурсы на создании крупных объектов. Так, в 1961 г. в областном центре велось строительство 117 жилых домов.
Ситуация усугублялась недостатками в планировании строительных работ, при выполнении которых одним из главных показателей считалось количество освоенных денежных средств. По этой причине директора строительных предприятий стремились, в первую очередь, выполнить наиболее затратные работы. «При настоящей системе расчетов строители выполняют план по валу – по объему строительно-монтажных работ, куда входит и стоимость материалов. От вала зависит и фонд заработной платы.
По указанию руководителей строек рабочие без конца перебрасываются на более выгодные объекты, а отделочные работы (завершающие) затягиваются, т. к. они трудоемкие и невыгодные. Объект почти готов, а вводить его в действие нельзя...» ? говорилось в апреле 1964 г. в справке о качестве строительства отдела по делам строительства и архитектуры тюменского облисполкома.
Обостряло проблему и быстро возраставшее число заказчиков строительства, в связи с чем возникала неразбериха при прокладке к зданиям коммуникаций, нарушался единый план застройки города.
В мае 1957 г., на основе закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», в стране были созданы советы народного хозяйства. Реформа отразилась и на управлении строительством в областном центре. Было ликвидировано десять строительных организаций и отделов различных предприятий. Все ресурсы оказались сосредоточены в четырех Управлениях начальников работ (УНР), которые подчинялись Управлению строительства совнархоза. Однако реорганизация строительной отрасли затронула лишь предприятия, вошедшие в состав совнархоза, в то время как на территории города продолжали действовать и другие строительные ведомства. Наиболее крупными среди них были тресты областного и городского строительства («Тюменьгорстрой» и «Тюменьоблстрой»), а также Управление строительством Тюменской ТЭЦ. С расширением масштабов развития города, число предприятий продолжало возрастать. К 1959 г. в Тюмени действовало уже 67 строительных организаций.
В ноябре 1962 г., в результате проведенного укрупнения совнархозов, в стране были образованы экономические районы. Свердловская и Тюменская области вошли в состав Средне-Уральского экономического района, в котором были созданы самостоятельные строительные организации. В Тюменской области образовалось два строительно-монтажных треста, первый из которых занимался строительством в Тюмени, а второй охватывал остальные города области. Была проведена специализация строительных предприятий. В составе треста № 1 было создано пять строительно-монтажных управлений (СМУ). Они выполняли работы для различных предприятий и организаций города, а также обязаны были координировать деятельность всех субподрядчиков. Изменения в организации строительства в Тюмени сопровождались неразберихой и спорами между ведомствами о том, кто должен выполнять определенные виды работ. «Дело доходит до курьезов. Одну и ту же дверь «обрабатывают» две организации: одна ставит двери, вторая – наличники. Одно управление устанавливает оконный блок, второе – подоконную доску...», ? писал в декабре 1962 г. прораб СМУ-14 Хорошавин.
Вместе с тем реформа оказала определенное влияние на положение дел в сфере городского строительства, упорядочив строительную практику на территории областного центра. Изменения в управлении строительством не могли решить всех проблем в этой сфере, которые носили комплексный характер. Так, например, важным вопросом городского жилищного строительства в середине 1950-х–середине 1960-х гг. являлась нехватка кадров.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 августа 1955 г. «О мерах по дальнейшей индустриализации…» одной из основных задач развития отрасли определяло «создание постоянных квалифицированных кадров строителей». Для этого предполагалось повысить качество подготовки работников, упорядочить трудовые нормы и заработную плату, улучшить жилищные и культурно-бытовые условия рабочих.
С этими факторами был тесно связан и высокий уровень текучести строительных кадров в Тюмени. Так, за 1962 г. из строительно-монтажного треста № 1 уволилось около 40% рабочих, и к началу 1963 г. их нехватка составляла около 1,5 тыс. человек. Строители, как и другие тюменцы, страдали, прежде всего, от нерешенности жилищного вопроса и недостатка социальных учреждений. Эти проблемы усугублялись сложностями, связанными со спецификой работы. Так, в условиях недостатка материалов, строители нередко вынуждены были простаивать или заниматься подсобными работами, что снижало уровень их заработной платы. С середины 1950-х гг., с целью увеличения скорости строительства и обеспечения полной занятости работников, начинают создаваться т. н. «комплексные бригады». Они должны были заниматься всеми работами, начиная от кладки фундамента здания и заканчивая его отделкой. Однако широкого распространения на стройках города комплексные бригады не получили. Такой метод требовал от рабочих владения несколькими профессиями, в то время как отсутствие в Тюмени учебных заведений строительного профиля затрудняло подготовку работников.
Таким образом, совокупность перечисленных факторов, к числу которых были отнесены: нехватка строительных материалов, недостатки в планировании и организации строительства, а также острота кадрового вопроса, существенно замедляли темпы жилищного строительства в городе.
Однако значимость жилищного вопроса для горожан диктовала необходимость его скорейшего решения. В таких условиях перечисленные проблемы напрямую отражались на качестве зданий и их удобстве для жителей. «Ярким примером некачественного строительства в Тюмени могут служить факты затопления грунтовой водой почти всех без исключения подвалов зданий нового капитального строительства» ? докладывал в ноябре 1961 г. заведующий областным отделом по делам строительства и архитектуры Бешкильцев. Еще сложнее обстояла ситуация с сооружением крупнопанельных домов, которое находилось в стадии освоения. В ноябре 1962 г., в результате обследования строящихся зданий в квартале крупнопанельного домостроения (КПД), специалисты областной инспекции государственного архитектурно-строительного контроля пришли к выводу, что даже непродолжительная их эксплуатация может привести к обрушению.
В 1960–1962 гг. более половины жилых зданий города было принято государственной комиссией в эксплуатацию с оценкой «удовлетворительно», при этом ни на одном объекте работы не были выполнены на «отлично».
Однако эти показатели не в полной мере отражают реальную ситуацию. Зачастую, при приеме зданий в эксплуатацию, обнаруживалось много недоделок. Обязательства по их устранению фиксировались в «гарантийных письмах», которые выдавали строительные организации. Выполнение таких обещаний после заселения домов могло растягиваться на длительный срок.
Кроме того, были случаи, когда дома заселялись самовольно, без приема государственной комиссией. Например, в декабре 1965 г. «при отсутствии отопления, наружной канализации, электроснабжения, газа, благоустройства участка и ряде других недоделок» были самовольно заселены с дома по улицам Тульской и Республики. Низкое качество строительства нередко было причиной того, что радость горожан при получении новых квартир вскоре сменялась огорчением. «Дома у нас новые, хорошие, жить бы, как говорится, и радоваться. Только чем больше мы живем, тем меньше радуемся. Во время дождей почти во всех домах начали протекать крыши, двери и окна закрываются неплотно, поэтому во всех квартирах полно пыли.
Строители оставили за собой много недоделок: не поштукатурены трубы, в печах нет вьюшек, во многих квартирах печи невозможно топить, так как они сильно дымят» ? писали тюменцы в местную прессу.
В целом следует отметить, что активное строительство жилья в Тюмени во второй половине 1950-х–первой половине 1960-х гг. стало важным следствием социальной политики государства. Многоэтажная, типовая застройка трансформировала городское пространство, предопределив дальнейшую модернизацию всего хозяйства областного центра. Благоустроенные жилые кварталы, наполненные детскими учреждениями, больницами, поликлиниками, предприятиями торговли и сферы услуг сделали более комфортной среду обитания горожан, повысили качество жизни людей. Вместе с тем активная политика государства, давшая импульс для развития Тюмени, задавала высокие темпы переустройства инфраструктуры города. Стремление к быстрому обновлению городского пространства, при отсутствии необходимых ресурсов, замедляло процесс создания комфортной социальной инфраструктуры.
На рубеже 1950–1960-х гг. впервые обозначилась проблема сочетания новой, индустриальной застройки, позволяющей полнее удовлетворять материальные и социальные потребности населения, с уже сложившимся архитектурным комплексом, который придавал городской среде неповторимое своеобразие, формировал эстетические вкусы горожан.
Источник: А.В. Скочин. «Проблемы жилищного строительства в Тюмени во второй половине 1950-х–первой половине 1960-х гг.»