Улица Коротчаева в Казарово
Улица Дмитрия Коротчаева расположена в тюменском районе Ново - Казарово. Улица получила название на основании распоряжения Администрации города Тюмени № 1189-рк от 10 декабря 2008 года.
Коротчаев Дмитрий Иванович (1909–1981) - выдающийся строитель сибирских стальных магистралей, начальник управления транспортного строительства «Тюменьстройпуть»
Д.И. Коротчаев родился 10 июня 1909 года в небольшом городке в Днепропетровской области. Случившиеся позднее революция и Гражданская война; конечно же, не обошли семью Коротчаевых. Брат отца, Дмитрий Дмитриевич Коротчаев, был комбригом и начдивом в Первой Конной армии Семена Михайловича Буденного. В мае 1920 года он сменил на посту начальника 4-й кавалерийской дивизии Оку Городовикова. В польской кампании дивизия бывшего шахтера шла в первой линии. Именно кавдивизия Коротчаева опрокинула польские войска генерала Карницкого. О боевых делах своего дяди Дмитрий Иванович читал потом в воспоминаниях С.М. Буденного «Пройденный путь», в мемуарах К.А. Мерецкова «На службе народу», в «Избранном» бывшего конармейца Исаака Бабеля.
В 1922 году Коротчаевы переезжают в Луганск. Тремя годами позже 16-летний Дмитрий поступает на строительное отделение Луганского техникума путей сообщения, по окончании которого получает первое в своей жизни назначение - прорабом на станцию Магдагачи Уссурийской железной дороги. С 1931 по 1934 год он служит в армии на Дальнем Востоке, в железнодорожных частях.
После увольнения в запас Дмитрий Коротчаев возглавил один из участков на строительстве железной дороги Москва - Донбасс, затем трудился на сооружении вторых путей на участке Валуйки - Пенза. С марта 1937 года он - начальник Воскресенского строительного участка, который занимался сооружением Большого железнодорожного кольца вокруг Москвы. Тогда же 28-летнему руководителю было присвоено звание «Почетный железнодорожник».
В годы первых пятилеток Дмитрий Иванович Коротчаев работал техником; прорабом, участвовал в строительстве железнодорожной магистрали Москва - Донбасс. С началом Великой Отечественной войны он служил в Управлении строительства № 7 Наркомата путей сообщения и вел работы по сооружению участков обхода Московского железнодорожного узла. В 1943-1944 годах Коротчаев - начальник Управления строительства № 7 в Москве.
Когда разразилась Великая Отечественная война, 7-ое управление строительства, где трудился Коротчаев, приступило к ускоренному сооружению новых объектов Большого кольца. Эти линии имели стратегическое значение - они позволили все воинские грузы направлять в обход столицы в период обороны Москвы и битвы на Курской дуге. В октябре 1943 года Дмитрий Иванович был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В марте 1944 года он получил новое назначение - главным инженером Управления восстановительно-строительных работ Ковельской железной дороги. Нужно было не только восстановить магистрали Западной Украины, но и модернизировать их. В конце войны труд Коротчаева был отмечен орденом «Знак Почета».
После войны Д.И. Коротчаев несколько лет занимал ответственные должности на строительстве Южсиба, но кабинетная работа никогда не прельщала его, он искал большого и серьезного практического дела. И в конце концов добился своего: стал в 1952 году начальником управления «Абаканстройпуть», которое занималось прокладкой железнодорожных линий Новокузнецк - Абакан, ветки Аскиз - Абаза и «трассы мужества» Абакан - Тайшет.
Строителям приходилось преодолевать тайгу, горные участки, бурные реки. Коротчаев дневал и ночевал на стройке, часто на переднем крае, среди путейцев. И своей кипучей энергией буквально заражал окружающих.
Не случайно все построенные дороги были сданы госкомиссии в намеченные сроки, некоторые участки досрочно. В 1956 году Д.И. Коротчаев был награжден орденом Ленина, а в 1966 году за магистраль Абакан - Тайшет удостоен второго ордена Ленина и звания Героя Социалистического Труда.
Несколькими месяцами ранее управление «Абаканстройпуть» было передислоцировано в Тюмень, в край нефти и газа. Здесь, на своей последней стройке, на посту начальника управления «Тюменьстройпуть» прошли последние 16 лет его жизни. За эти годы при его непосредственном участии стальная магистраль пришла в патриархальный Тобольск, в далекие Сургут, Нижневартовск и Уренгой. Уже на тюменской земле Д.И. Коротчаев был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции, удостоен звания «Заслуженный строитель России» и уже посмертно, в 1984 году, вместе с другими участниками строительства - звания лауреата Государственной премии.
Коротчаевцы строили железные дороги в сибирских приполярных краях даже в долгую холодную зиму, когда морозы доходили до минус 50 градусов, бушевали снежные метели и бураны. Местами только зимой и можно было работать, когда замерзали непроходимые болотные топи, когда отсутствовали вблизи грунты для насыпи, в местах малонаселенных, в тайге, в тундре. Им владело неуемное стремление двигаться только вперед, только к выполнению поставленной цели. Он мечтал о магистрали до берега Ледовитого океана.
Дмитрий Иванович Коротчаев ушел из жизни почти четыре десятка лет назад. Дороги, как добрая память о нем, продолжают служить современному поколению сибиряков. Не позволят забыть об этом человеке и улица в Тюмени, и жилой микрорайон в Новом Уренгое, и железнодорожная станция его имени в Ямало-Ненецком округе.
Тюменская улица Дмитрия Коротчаева берет начало от улицы Михаила Баранова, на пересечении с Александра Сазонова немного сдвигается в сторону и завершается пересечением с улицей Хамита Ярми.На улицу Коротчаева можно попасть, на маршрутном такси № 6 ЖК Апрель – Казарово 1. Здесь рядом с остановкой «Дмитрия Коротчаева» заканчивается одноименная улица, пока не асфальтированная и застроенная одноэтажными частными домами.