Государственные праздники в Западной Сибири XIX века
Опубликовал: zampolit, 16-03-2018, 05:46, Путешествие в историю, 1 131, 0
Среди различных праздников — государственных, религиозных, профессиональных — самодержавие выделяло в первую очередь те, которые способствовали укреплению абсолютистской монархии. Государственными праздниками в первой половине XIX в. были, как правило, события, связанные с важными моментами в жизни царствующего дома Романовых: рождением, крещением наследников, достижением ими совершеннолетия, вступлением в брак, коронацией.
Разумеется, среди государственных праздников были и такие, которые действительно отмечали общезначимые для страны даты — празднование военных побед, заключение мирных соглашений. Однако, эти события в первой половине XIX в. российский абсолютизм не считал нужным включать в официальный праздничный календарь. Их празднование проводилось в один из ближайших высокоторжественных или праздничных дней. Отмечались такие государственные праздники всегда однократно, в том же году. Единственное исключение — празднование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. Однако и это событие было приурочено к Рождеству.
Правительство поручало организовать проведение официальных торжеств на местах высшим чиновникам. Начинался любой государственный праздник в соборе, где все горожане во главе с начальством обязаны были молиться за царя.
Неотъемлемой и важнейшей частью почти всех торжеств были воинские парады. Они устраивались по «царским дням», в честь военных побед русских войск и в дни других общегосударственных и местных праздников. Чиновник Ф. Поярков 9 января 1839 г. писал из Барнаула С.И. Гуляеву, что «во все высокоторжественные дни бывает парад сибирскому линейному батальону № 10, здесь квартирующему. Солдаты с офицерами с музыкой парадным маршем (идут) к церкви, и после молебствия также возвращаются в казармы...». Особенно велико было значение военных парадов в общественном быту Омска, в котором располагался крупнейший в Сибири воинский гарнизон и центр армейского управления. Благодаря этому в Омске устраивали военные триумфы, что не было свойственно другим провинциальным городам. Весьма пышно праздновалось вступление в Омск войск, возвратившихся из похода, увенчавшегося присоединением к России значительной территории Средней Азии. По улицам города торжественно носили боевые трофеи, в числе которых, как утверждал в мемуарах генерал И.Ф. Бабков, случайно попал и какой-то ключ, ошибочно принятый за символический ключ от Пишпека.
В Тобольске, Томске и Омске приезд важных гостей непременно сопровождался торжественной воинской церемонией встречи или парадом войск. Организаторы торжественных встреч имели солидный опыт и порой не стесняли себя в расходах государственных средств на эти цели, проявляя выдумку и изобретательность в приеме высоких гостей. Так, для встречи известного немецкого ученого А. Гумбольдта в Омск из Тобольска по приказу И.А. Вельяминова специально командировали войсковых музыкантов. Генерал-губернатор и омское армейское командование позаботились о том, чтобы встретить Гумбольдта не просто как высокого иностранного гостя, но как ученого с мировым именем. Поэтому, когда он 14 августа 1829 г. посетил училище Сибирского казачьего войска и Азиатскую школу, четыре воспитанника приветствовали ученого на русском, французском, татарском и монгольском языках.
Отметим, что воинские парады и церемонии были в то время одним из любимых развлечений не только простого народа, но и «высшего общества».
Увлечение всех слоев городского населения воинским церемониалом было характерным явлением в первой половине XIX в. не только в городах Западной Сибири, но и в России в целом. Об интересе к военным парадам, разводам, маневрам не только провинциалов, но и петербуржцев свидетельствуют многочисленные графические материалы, относящиеся к первой половине XIX в. Общее для всех горожан увлечение воинским церемониалом было обусловлено рядом факторов: высокой оценкой общественным мнением воинской службы, военными успехами русской армии в ряде войн XVIII в. и особенно в Отечественной войне 1812 г., красочностью и четкостью воинских церемоний, а также недостатком других зрелищ.
Дальнейший ход государственных праздников протекал почти всегда неизменно. Участие в последующих за праздничным богослужением и военным парадом мероприятиях для каждого жителя было обусловлено его социальным статусом. Для чиновников и «лучших граждан», в число которых в уездных городах Западной Сибири и в Томске в начале XIX в. включали не только купцов, но и зажиточных мещан, в этот день устраивали торжественные обеды, ужины, балы, а иногда маскарады. Эти официальные обеды обычно давались главными должностными лицами: генерал-губернатором, губернаторами, вице-губернаторами, окружными начальниками, а в тех городах, где купечество играло заметную роль, официальные приемы мог устраивать и городской голова или кандидат городского головы.
Для официальных торжеств была характерна официозность, нарочитая торжественность и строгое соблюдение порядка. Российский абсолютизм в целях укрепления верноподданнических чувств и в середине XIX в. стремился регламентировать эту сферу жизни общества. Так, в 1851 г. директор Сибирского кадетского корпуса получил секретное предписание «о порядке провозглашения тостов на обедах, даваемых в дни приведения к присяге воспитанников, производимых в офицеры, и при других торжественных случаях».
Для солдат в эти дни от городского общества устраивали бесплатные угощения, которые были неоднозначным явлением общественного быта. С одной стороны, такие мероприятия свидетельствовали о заботе горожан о людях, которые многие годы несли нелегкое бремя воинской службы, с другой, организация бесплатных праздничных обедов для нижних воинских чинов с непременной выдачей винной порции преследовала цель создания праздничного настроения среди солдат в дни монарших праздников. Устройство бесплатных угощений для солдат являлось и демонстрацией верноподданнических монархических настроений со стороны молодой сибирской буржуазии, а иногда и средством получить награду правительства. Так, купец Корчемкин удостоился благодарности правительства за пожертвования в «высокоторжественные дни 1856 и в настоящем 1857 году... нижним военным чинам в г. Омске вина 258 вед., на сумму 1096 1/2 руб. сер.».
Для основной массы горожан среди общественных развлечений первое место занимали, если позволяла погода, народные гуляния. На народных гуляниях в губернских городах устраивали бесплатные развлечения: качели, выступления фокусников, акробатов, военных оркестров, песенников, «штукарей». Вечером город иллюминовали и производили фейерверк. В народных гуляниях участвовали не только русские, но и представители иных этнических групп, проживающих в городах. «Обязан будучи, по должности, — писал в своих мемуарах томский губернатор, а затем государственный секретарь В.Р. Марченко, — дать праздник 30-го августа (1812 г.), я назначил обед в новой беседке, и распорядился, чтобы сей сад с решеткою великолепно был иллюминован, пригласив на вечер всех без разбора на гулянье; и похвастаюсь, что сей вечер был (первый), в который увидел Томск гуляющих татарок, бывших до того взаперти».
После кратковременного вояжа по Западной Сибири будущего монарха Александра II, состоявшегося в 1837 г., в Тюмени и в Тобольске к числу общероссийских государственных праздников присоединился местный — день посещения города «высочайшей особой». Наиболее помпезно эта дата отмечалась в Тюмени. 31 мая 1839 г. купеческое и мещанское общество на совместном собрании пожертвовали 2000 руб. бедным на облегчение уплаты недоимок и несколько сот рублей одной семье, чтобы «ознаменовать память бывшей для них в этот день радости радостью бедных жителей». Затем, после литургии в Троицком монастыре, городская верхушка собралась на обед в дом городского головы И. Иконникова, а на площади, «за расставленными столами, по распоряжению градского главы, угощаемы были обедом инвалидная команда, городовые русские и татарские казаки и простой народ». Вечером городской голова и 16 граждан, которые от имени города приветствовали Александра Романова и добровольно в качестве гребцов перевозили его на шлюпке через Туру, устроили за городом праздник для всех жителей. В этот вечер перед горожанами выступала труппа вольтижеров, специально приглашенная из соседней губернии. Отцы города позаботились об устройстве еще одного редкого в то время в Тюмени зрелища — фейерверка. Однако, в связи со значительными затратами этот праздник не отмечался ежегодно. В 1847 г., в ознаменование 10-летнего юбилея посещения цесаревичем города, жители Тюмени составили акт, «коим постановили: день сей считать навсегда для жителей торжественным, ознаменовав начало благотворением, ...а для шлюпки, на которой государь наследник имел плавание, построить деревянный корпус...».
Несмотря на яркую монархическую окраску этого праздника, нельзя признать причиной его возникновения лишь верноподданнические чувства тюменских граждан, ибо иначе нельзя понять, почему, например, в Кургане, где приезд царевича был с энтузиазмом встречен жителями, этот день, как отмечал корреспондент Географического общества учитель уездного училища А. Абрамов, исчез из памяти народной. Причиной появления этого праздника в Тюмени, несомненно, было и стремление граждан, возглавлявших в 1837 г. местное самоуправление и организовавших торжественную встречу наследника, поддержать свой престиж в местном обществе. Устройство общегородских торжеств позволяло им напомнить о своей, пусть и мимолетной, близости к будущему монарху и продемонстрировать свои верноподданнические чувства. Организация праздника была хоть и дорогой, но весьма громкой рекламой. В маленьком Кургане при встрече наследника деятели местного самоуправления не сыграли особой роли, да и устройство праздника, подобного тюменскому, было им не по карману.
Чинно и пышно отмечались дни официального открытия новых административных единиц. Так, в Томске в 1804 г. торжества по случаю открытия Томской губернии продолжались три дня. Процедура открытия была разработана губернатором В.С. Хвостовым, который, вероятно, привлек к этой работе одного из своих доверенных чиновников, будущего издателя журналов «Азиатский вестник» и «Сибирский вестник» Г.И. Спасского. Известно, что Г.И. Спасский написал стихи к какой-то «прозрачной картине», установленной на Воскресенской горе у соборной церкви. В первый праздничный день, 6 августа, состоялось торжественное шествие войск, чиновников, городового магистра в церковь, в которой после литургии был прочитан указ об открытии губернии, совершен молебен и принесена присяга должностных лиц. Из церкви торжественная процессия отправилась к дому губернского правления, который был окроплен «св.водой». В этот день губернатор угощал духовенство, чиновников и городовой магистрат. 7 августа состоялись публичные испытания учащихся, вечером городская верхушка была приглашена на ужин к губернатору. На следующий день уже томское купечество устроило обед для чиновников. Имели место и угощения казаков и простых граждан. Во время этих торжеств город был иллюминирован. Эти трехдневные торжества, не отличавшиеся особенно от обычной процедуры открытия новой губернии, для жителей Томска были чрезвычайным явлением.
Более зрелищно прошло открытие Омской области, состоявшееся 14 июня 1823 г. Но его красочность была связана не с особой изобретательностью местного начальства, ибо, как писал С.Б. Броневский, торжества проходили «по обычаю древнему, водившемуся при открытии губерний». Большими, по сравнению с Томском, были возможности организаторов торжеств: парад разных родов войск, фейерверк, многолюдный бал, на котором в качестве зрителей присутствовали казахские султаны и старшины. Торжества, связанные с открытием Омской области, продолжались в течение двух дней.
Но несмотря на все усилия, предпринимаемые российским абсолютизмом для наслаждения среди населения России монархических настроений посредством организации пышных празднований «высокоторжественных дней», влияние государственных праздников на жизнь основной массы горожан — мещан, купцов, разночинцев — ограничивалось лишь праздничным богослужением, лицезрением военного парада в тех городах, где были воинские гарнизоны, и незатейливыми развлечениями, устраиваемыми во время народных гуляний.
Источник: А.И. Куприянов. Русский город в первой половине XIX века: Общественный быт и культура горожан Западной Сибири. Москва «АИРО-ХХ» 1995.