Благотворители и благотворительность в городах Западной Сибири XIX века

Опубликовал: zampolit, 15-03-2018, 11:18, Путешествие в историю, 619, 0
Благотворители и благотворительность в городах Западной Сибири XIX века

Последняя четверть XVIII в. — это время перехода от просвещенного абсолютизма к военно-полицейской монархии, сдерживавшей всякое проявление недовольства в стране. Однако правительство Екатерины II предпринимает шаги, призванные продемонстрировать монаршую заботу о подданных. Одним из них было создание в губерниях приказов общественного призрения. Эти учреждения, возглавляемые губернаторами, ведали школами, больницами, госпиталями, сиротскими и работными домами. В 1782 г. приказ общественного призрения появился в Тобольске, а в 1804 г. в Томске.

Однако правительство выделяло совершенно недостаточные средства на развитие народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. Поэтому функционирование этих сфер было невозможно без частной благотворительности. Особую роль благотворительные начинания призваны были сыграть в городах Западной Сибири, значительная часть населения которых влачила незавидное существование, ухудшавшееся из-за частых стихийных бедствий, пожаров, эпидемий, эпизоотий. Бедность городского населения регулярно отмечалась в отчетах губернаторов.

Чтобы хоть как-то улучшить положение беднейших горожан, по инициативе Сперанского в Тобольске, Томске и Иркутске были созданы благотворительные общества. Сперанский считал, что тобольское общество «идет весьма удачно, несравненно лучше и Томского, и Иркутского». Он рекомендовал иркутскому коменданту и городскому голове перенять опыт тоболяков, которые еженедельно по вторникам вносили «бедных» в специальную книгу, собирали о них через полицию сведения, а по воскресеньям выдавали пособия. Документация этих обществ не сохранилась, вероятно, они исчезли вскоре после отъезда их основателя из Сибири.

В 1823 г. в Тобольске было учреждено епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Оно выдавало пособия бедным служителям церкви и членам их семей. Существовало общество на «доброхотные даяния» и отчисления от церковных доходов. Светские лица лишь пожертвованиями участвовали в его работе. Первые годы тобольское купечество достаточно активно откликнулось на призыв архиепископа Амвросия Рождественского поддержать попечительство. А в 1824 г. купчиха Е. Пирожникова построила для попечительства деревянную богадельню, оцененную в 3000 руб. Однако в последующие годы интерес горожан к этой благотворительной организации, судя по размерам пожертвований, падает: 1824 г. — 1356 руб., 1825 г. — 1792 руб., 1826 г. — 686 руб., 1827 г. — 301 руб. Примерно на уровне 1827 г. собирали пожертвования и в последующие годы.

Других общественных организаций, объединявших и направлявших благотворительность горожан, в Западной Сибири не существовало до середины XIX в.

На притяжении всей первой половины XIX в. оказание материальной поддержки бедным являлось одним из важнейших направлений благотворительности. Формы такой помощи были достаточно разнообразны и зависели от конкретной ситуации. Заметный резонанс в регионе вызвал призыв Александра I совершать благотворительные поступки. Так, в 1814 г. туринская жительница А. Дружинина простила долг в 500 руб. мещанину Котельникову, томский мещанин Шутов отказался от взыскания долгов с разных лиц на сумму 3193 руб., а томский купец 1 гильдии М. Мыльников простил должникам более 5 тыс. руб. В том же году нарымский городской голова С.Родюков взялся уплатить долг (595 руб.) за мещанина Митюкова, чтобы имущество последнего не было продано с торгов. Движущие мотивы этих поступков неоднозначны, рядом с благородной гуманностью нередко соседствовало тщеславие, которое томский мещанин Шутов даже не пытался завуалировать: «уповает он, что его императорскому величеству посредством г. гражданского губернатора и кавалера (о его поступке) донесено быть имеет».

Материальная помощь оказывалась и семьям чиновников, духовенства, которые не принадлежали к беднейшим слоям, но в результате смерти главы семьи иногда оказывались в тяжелом финансовом положении. Проследить размеры такой благотворительной поддержки не представляется возможным. До нас дошли лишь отдельные факты, случайно отложившиеся в мемуарах, дневниках, письмах и прошениях. По-видимому, истинные размеры такой помощи были велики. Иногда ее стремились оказать инкогнито, чтобы получавший ее не считал себя обязанным кому-либо, кроме Бога.

Часто благотворительность горожан (особенно горожанок) была окрашена в религиозные тона. Среди женщин-подвижниц, сделавших смыслом своей жизни помощь бедным, была и рано умершая сестра Д.И. Менделеева — Аполлинария.

Правительство стремилось направить филантропические настроения горожан на борьбу с нищенством. В конце XVIII — начале XIX в. в ряде городов региона (Тобольске, Томске, Таре, Кургане) городскими обществами или частными лицами были построены богадельни. При этом среди частных лиц, пожелавших помочь одиноким престарелым людям, были не только купцы, но и мещане, отставные солдаты. В результате в городах возникли благотворительные заведения для стариков и инвалидов. Сложившаяся в начале XIX в. сеть благотворительных приютов в какой-то мере позволила решить проблему борьбы с нищенством. Поэтому власти считали эту проблему закрытой до середины XIX в.

Лишь в 1850-х гг. было построено несколько новых богаделен, которые состояли на городском бюджете. Открытие новых благотворительных учреждений в те годы проходило под влиянием других общественных организаций, в частности, Попечительных о тюрьмах комитетов. Так, в Томске, где разбором нищих занимался местный комитет Попечительного о тюрьмах общества, один из его директоров, городской голова А.М. Серебрянников, на собрании купеческого, мещанского и цехового обществ 31 октября 1852 г. поднял вопрос о строительстве новой городской богадельни. Собрание постановило устроить богадельню для томских мещан на 50 мест, а необходимые средства собрать по обязательной раскладке. Директор тарского отделения того же общества купец И.Е. Щербаков построил для богадельни деревянный дом.

Существовавшая в городах региона сеть приютов для престарелых не имела единого владельца. В 1830 г. приказами общественного призрения содержались 4 богадельни, Алтайскими горными заводами — 1, городскими обществами — 7. К 1860 г. ведомственная принадлежность этих заведений стала еще разнообразней: приказы общественного призрения финансировали 2 богадельни, Экспедиция о ссыльных — 1, горные заводы — 1, городские общества — 2, частные лица — 3. Все они должны были иметь сословный (ведомственный) характер, но на практике это не всегда соблюдалось, особенно в богадельнях приказов общественного призрения. Местная администрация действовала в этом отношении весьма непоследовательно. Так, в 1815 г. томские чиновники решили всех одиноких нищих поместить в богадельню. В результате чего к 1818 г. в ней оказалось 60 человек. Чтобы избежать излишнего «отягщения казны», губернские власти снова переложили заботу об обездоленных на горожан, оставив в богадельне лишь отставных солдат и вдов военных.

Воспитание сирот власти также стремились возложить на горожан, хотя в губернских городах и в Омске существовали «сиротопитательные заведения» приказов общественного призрения. Наиболее крупный детский приют, открытый в 1844 г. в Томске, состоял в ведении Томского губернского попечительства детских приютов и содержался на средства золотопромышленника И.Д. Асташева. При создании приюта статская советница А.С. Завелейская подарила ему дачу, проданную с торгов за 3100 руб.

В конце 1850-х — начале 1860-х гг. в сфере благотворительности появились новые черты, которые наиболее заметны в деятельности Омского благотворительного общества, учрежденного 8 февраля 1861 г. Обществу первоначально возникло как дамское, что отчасти было вызвано и проблемами женской эмансипации. Оно сразу стало массовым. Уже в момент его создания в общество вошло 56 женщин из «благородного общества». В 1861 г. дамы-благотворительницы развернули активную деятельность: 28 марта был учрежден «дом трудолюбия» с целью поиска работы для нуждающихся горожанок, 25 августа был открыт дом престарелых, а 3 сентября — убежище для бесприютных детей. Расширилась и численность общества, в которое стали принимать и мужчин. Одним из первых с обществом стал сотрудничать священник С.Я. Знаменский. В его работе участвовал и доктор И.И. Троицкий, использовавший имевшиеся у него возможности для облегчения участи Достоевского и Дурова во время каторги. В социальном отношении членами общества, за исключением потомственного почетного гражданина В.П. Кузнецова, были военные и гражданские чиновники и члены их семей.

Другим важнейшим направлением филантропии горожан было народное просвещение. Материальная поддержка была необходима для существования большинства учебных заведений, так как государство финансировало лишь гимназии и уездные училища, а приходские училища и школы для девочек находились на самообеспечении. Более того, средства, выделяемые из казны гимназиям и уездным училищам, не в полной мере покрывали расходы учебных заведений. Особенно велико было значение частной благотворительности при открытии новых учебных заведений. Начиная с 20-х гг. XIX в. все новые учебные заведения в городах Западной Сибири были созданы либо на средства купцов, либо в результате коллективных пожертвований. Не все купцы, совершавшие крупные дарения, действовали бескорыстно. О чем свидетельствует, например, поведение купца Е. Щепетильникова, подарившего тобольской гимназии сад и истратившего 500 руб. на его содержание. За пожертвование ему была объявлена благодарность министра, но он в 1822 г. безуспешно добивался награждения медалью. Однако, большинство горожан, жертвуя свои деньги на школьное дело, руководствовалось интересами народного просвещения, ибо для человека, стремившего к награде за пожертвования, было открыто немало возможностей для выбора адресата благотворительности. Наконец, какие бы цели не преследовали купцы, жертвовавшие деньги на народное образование, объективно они способствовали развитию просвещения в регионе.

Большую роль в распространении просвещения в Западной Сибири сыграли ссыльные декабристы. В Ялуторовске декабристам во главе с И.Д. Якушкиным, при активном участии протоиерея С.Я. Знаменского, удалось направить благотворительность жителей на создание училища для девочек и материальную поддержку школьного дела. Активную роль сыграли тобольские декабристы при учреждении школы для девочек в Тобольске. В комитет по ее организации вошел А.М. Муравьев, который принял на себя обязанности казначея и эконома. На покупку дома для школы были собраны средства по добровольной подписке. Значительный денежный вклад внесли декабристы Фонвизин, Муравьев, Свистунов. После смерти А.М. Муравьева в конце 1853 г. в совет школы вошел П.Н. Свистунов — как доверенное лицо от чиновников. «Историческая записка о Тобольской Мариинской женской школе» дает высокую оценку деятельности Свистунова на этом поприще.

В середине XIX в. вошло в практику пожертвование денег на содержание в учебных заведениях «пансионеров». Благодаря крупному дарению коммерции советников Поповых в Иркутском институте благородных девиц ежегодно обучалось до 8 дочерей западносибирских чиновников. В Тобольской гимназии в 1850-х гг. трое учеников содержались на средства чиновников-благотворителей. Плата за обучение детей бедных горожан вносилась зажиточными жителями и в некоторых уездных городах, среди которых был Ялуторовск.
Материальную поддержку горожане оказывали не только светским, но и духовным учебным заведениям. Вместе с тем, масштабы этой помощи были неизмеримо меньшими, чем благотворительность, направленная на поддержку светских учебных заведений.

Во второй половине 50-х гг. XIX в. заметно активизируется благотворительная деятельность по развитию женского образования. В отдельных городах создание женских школ становилось в те годы центральным событием местной жизни, затрагивающем самые разные стороны общественного быта. Так, в Каинске первый любительский спектакль был устроен в 1859 г. именно с целью сбора средств для школы. Каинские чиновники изыскали также совершенно необычный источник финансирования девичьей школы — постановили передавать ей 0,5% жалования и 1% наградных денег, что могло бы ежегодно приносить до 100 руб. сер. Открытые педсоветы в уездном училище превратились в неформальный центр общественной жизни. На них горожане из разных социальных слоев едва ли не впервые совместно обсуждали животрепещущие вопросы городской жизни. Мнение родителей играло определяющую роль в решении всех важнейших вопросов: о размещении школы, ее статусе, преподавании учебных дисциплин, экзаменах. Именно родители выказали стремление добиться соединения в учебном процессе теоретического образования с религиозно-духовным воспитанием и трудовой подготовкой учащихся. Разумеется, при этом они исходили из тех реалий, которые окружали их в повседневном быту. В частности, в январе 1861 г. жена каннского окружного начальника Вагина внесла предложение о введении обучения девочек башмачному ремеслу.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2019 (32)
Сентябрь 2019 (46)
Август 2019 (50)
Июль 2019 (72)
Июнь 2019 (34)
Май 2019 (50)
Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.