Водный транспорт народов Западной Сибири

Опубликовал: zampolit, 18-12-2017, 05:40, Путешествие в историю, 453, 0
Водный транспорт народов Западной Сибири

Водный транспорт имел и имеет большое значение в хозяйстве хантов. Речное рыболовство, составляющее основу их экономики, обусловило развитие у них водных средств передвижения. Вероятно, поэтому у хантов наблюдается, с одной стороны, разнообразие лодок, а с другой – их твердо установившиеся специфические формы, характерные только для Обского бассейна.

В конце XIX и начале XX века наиболее простой формой лодки являлась долбленка (местное русское название – «облас», «обласок»). Она выдалбливалась из ствола кедра, осины или ветлы, реже черемухи (длина от 4 до 7 метров; ширина от 0,5 до 0,9 метров), имела до 10 поперечных распорок для прочности и сохранения формы. По своим размерам долбленки подразделялись на малые, средние и большие. Для всех трех характерными являлась малая ширина по отношению к длине, чаще выпукло-острое днище, острый выдающийся вперед нос, одинаковое устройство носа и кормы и низкие борта.

Назначение этих долбленок различно: малыми пользовались при охоте на уток, средними – при рыбной ловле и большими – для переездов. Грузоподъемность больших долбленок весьма значительная: они поднимали до десяти человек. Для гребли употреблялись весла с лопастью на одном конце и небольшой поперечной рукоятью на другом. Различались мужские и женские весла. Последние были короче, имели выгнутую лопасть, стержень часто украшался резьбой.

Облас был характерен для всех групп хантов. В некоторых местах он являлся единственным средством передвижения по воде, как например, у хантов, живущих по рекам Вах, Сургут, Васьюган.

Водный транспорт народов Западной Сибири

Другой разновидностью лодок у хантов являлась так называемая «калданка». Она состояла из выдолбленного, но очень плоского днища и нашитых бортов (по одной доске с каждой стороны). Часто днище и борта делали из разных пород деревьев: днище – предпочтительно из кедра, борта – из ели или осины. Подобно обласу калданку разводили поперечными распорками. Скрепление производили сосновыми или кедровыми корневищами: бортовые доски плотно пригоняли к днищу и пришивали корневищами через просверленные отверстия, швы замазывали смолой.

Средняя длина калданки приблизительно 5 м. Она приводилась в движение такими же веслами, как и облас.

Наиболее распространена была калданка у северной группы хантов. Иногда пользовались сдвоенными калданками. Для этого ставили две лодки рядом, соединяли их жердями и устраивали настил, так что получался довольно устойчивый плот.

У хантов, особенно живущих по Оби, встречались и большие дощатые лодки с плоским днищем и наставными бортами из нескольких досок (типа русской гребной лодки).

Иногда на больших калданках и дощатых лодках сооружалось сводчатое перекрытие из берестяных полотнищ, реже из досок. Это делалось с целью защиты от непогоды при дальних переездах. Изредка можно было встретить и специальные крытые суда (каюки). Паруса употреблялись чрезвычайно редко даже на больших лодках.

Для обозначения обласа и калданки в хантыйском языке существует одно название – рыт (восточная группа хантов), что соответствует названию хоп у северной группы. Чтобы оттенить величину, добавляется прилагательное – «малая» (ай), «средняя» (кутып), «большая» (вён). Русская лодка, пароход, баржа, каюк обозначаются одним термином – кирыв.

Для манси были типичны те же виды лодок, как и для хантов, т.е. долбленка и калданка; дощатые встречались у них реже. При перевозках большой клади пользовались также сдвоенными лодками. В XVIII веке бытовала берестянка. Название лодки у манси – хап – аналогично хантыйскому.

Водный транспорт народов Западной Сибири

Сибирские татары. По мелким рекам, болотам (а в наше время по «резкам», т. е. узким каналам в болотах, очищенным от зарослей) они употребляли долбленки, сделанные из осинового дерева. По рассказам татар, они научились их делать у хантов. Долбленка напоминает облас, но линия от носа до кормы более прямая, и поэтому носовая часть меньше выдастся кверху. Для устойчивости и прочности челнок снабжался прямыми поперечными распорками. Весла однолопастные, с поперечной рукоятью, как у хантов; часто для отталкивания пользовались шестами. На многоводных реках татары употребляли русские лодки, которые изготовляли из кедра. Последние широко были распространены также у тюменских и тобольских татар.

Ненцы. Водными средствами сообщения ненцы пользовались ограниченно. Лодки изготовляли из осины или сплавного кедра, а чаще приобретали у своих южных соседей (селькупов, хантов); в большом употреблении были общераспространенные в Сибири дощатые лодки русского образца. Название лодки по-ненецки — нгано или апо (в зависимости от диалекта). Долбленка называется осой нгано, т. е. горная лодка. В прошлом ненцам, по-видимому, были известны кожаные челноки.

Источник: "Историко-этнографический атлас Сибири" под редакцией М.Г. Левина и Л.П. Потапова. Москва, Ленинград, 1961.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2018 (53)
Сентябрь 2018 (99)
Август 2018 (79)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.