Водный транспорт народов Западной Сибири
Опубликовал: zampolit, 18-12-2017, 05:40, Путешествие в историю, 3 622, 0
Водный транспорт имел и имеет большое значение в хозяйстве хантов. Речное рыболовство, составляющее основу их экономики, обусловило развитие у них водных средств передвижения. Вероятно, поэтому у хантов наблюдается, с одной стороны, разнообразие лодок, а с другой – их твердо установившиеся специфические формы, характерные только для Обского бассейна.
В конце XIX и начале XX века наиболее простой формой лодки являлась долбленка (местное русское название – «облас», «обласок»). Она выдалбливалась из ствола кедра, осины или ветлы, реже черемухи (длина от 4 до 7 метров; ширина от 0,5 до 0,9 метров), имела до 10 поперечных распорок для прочности и сохранения формы. По своим размерам долбленки подразделялись на малые, средние и большие. Для всех трех характерными являлась малая ширина по отношению к длине, чаще выпукло-острое днище, острый выдающийся вперед нос, одинаковое устройство носа и кормы и низкие борта.
Назначение этих долбленок различно: малыми пользовались при охоте на уток, средними – при рыбной ловле и большими – для переездов. Грузоподъемность больших долбленок весьма значительная: они поднимали до десяти человек. Для гребли употреблялись весла с лопастью на одном конце и небольшой поперечной рукоятью на другом. Различались мужские и женские весла. Последние были короче, имели выгнутую лопасть, стержень часто украшался резьбой.
Облас был характерен для всех групп хантов. В некоторых местах он являлся единственным средством передвижения по воде, как например, у хантов, живущих по рекам Вах, Сургут, Васьюган.
Другой разновидностью лодок у хантов являлась так называемая «калданка». Она состояла из выдолбленного, но очень плоского днища и нашитых бортов (по одной доске с каждой стороны). Часто днище и борта делали из разных пород деревьев: днище – предпочтительно из кедра, борта – из ели или осины. Подобно обласу калданку разводили поперечными распорками. Скрепление производили сосновыми или кедровыми корневищами: бортовые доски плотно пригоняли к днищу и пришивали корневищами через просверленные отверстия, швы замазывали смолой.
Средняя длина калданки приблизительно 5 м. Она приводилась в движение такими же веслами, как и облас.
Наиболее распространена была калданка у северной группы хантов. Иногда пользовались сдвоенными калданками. Для этого ставили две лодки рядом, соединяли их жердями и устраивали настил, так что получался довольно устойчивый плот.
У хантов, особенно живущих по Оби, встречались и большие дощатые лодки с плоским днищем и наставными бортами из нескольких досок (типа русской гребной лодки).
Иногда на больших калданках и дощатых лодках сооружалось сводчатое перекрытие из берестяных полотнищ, реже из досок. Это делалось с целью защиты от непогоды при дальних переездах. Изредка можно было встретить и специальные крытые суда (каюки). Паруса употреблялись чрезвычайно редко даже на больших лодках.
Для обозначения обласа и калданки в хантыйском языке существует одно название – рыт (восточная группа хантов), что соответствует названию хоп у северной группы. Чтобы оттенить величину, добавляется прилагательное – «малая» (ай), «средняя» (кутып), «большая» (вён). Русская лодка, пароход, баржа, каюк обозначаются одним термином – кирыв.
Для манси были типичны те же виды лодок, как и для хантов, т.е. долбленка и калданка; дощатые встречались у них реже. При перевозках большой клади пользовались также сдвоенными лодками. В XVIII веке бытовала берестянка. Название лодки у манси – хап – аналогично хантыйскому.
Сибирские татары. По мелким рекам, болотам (а в наше время по «резкам», т. е. узким каналам в болотах, очищенным от зарослей) они употребляли долбленки, сделанные из осинового дерева. По рассказам татар, они научились их делать у хантов. Долбленка напоминает облас, но линия от носа до кормы более прямая, и поэтому носовая часть меньше выдастся кверху. Для устойчивости и прочности челнок снабжался прямыми поперечными распорками. Весла однолопастные, с поперечной рукоятью, как у хантов; часто для отталкивания пользовались шестами. На многоводных реках татары употребляли русские лодки, которые изготовляли из кедра. Последние широко были распространены также у тюменских и тобольских татар.
Ненцы. Водными средствами сообщения ненцы пользовались ограниченно. Лодки изготовляли из осины или сплавного кедра, а чаще приобретали у своих южных соседей (селькупов, хантов); в большом употреблении были общераспространенные в Сибири дощатые лодки русского образца. Название лодки по-ненецки — нгано или апо (в зависимости от диалекта). Долбленка называется осой нгано, т. е. горная лодка. В прошлом ненцам, по-видимому, были известны кожаные челноки.
Источник: "Историко-этнографический атлас Сибири" под редакцией М.Г. Левина и Л.П. Потапова. Москва, Ленинград, 1961.