Церковь - ишимская, Покровская, станционная

Опубликовал: zampolit, 21-11-2017, 17:16, Путешествие в историю, 797, 0
Церковь - ишимская, Покровская, станционная

Начало второго десятилетия XX века ознаменовалась для Ишима прокладкой линии Тюмень-Омской железной дороги. Выросший за восточной окраиной города станционный поселок не только значительно увеличил его население, но и определил новую ось градостроительного развития вдоль самой длинной улицы – Большой Вокзальной (улица К. Маркса).

Для удовлетворения духовных нужд железнодорожников в 1914 году на станции уже стоял молитвенный дом, обустроенный трудами священника Богоявленского собора Николая Покровского. Всего через год 45-летний батюшка скоропостижно скончался, оставив супруге троих детей. Возможно, уже строившийся тогда храм был наименован в память о нем.

В 1916 году службы стали совершаться в новой деревянной Покровской церкви. Она возведена по «образцовому» (типовому) проекту в духе северорусского деревянного зодчества. На это указывают шатровое завершение колокольни и двухъярусное – восьмерик на четверике – решение основного объема храма, который венчают пять маковой с крестами. Церковь долгое время была главным украшением залинейной части города, иначе называвшейся Алексеевским поселком (в честь наследника престола цесаревича Алексея Николаевича Романова; в 1913 году, когда официально открылась станция, в России отмечалось 300-летие Дома Романовых; в 1930-х годах поселок стали называть именем наркома путей сообщения Л.М. Кагановича).

Стоявший посреди обширной Базарной площади, он был виден издалека и словно вступал в спор с другими высотными доминантами поселка – кирпичной трубой паровозного депо и могучей вертикалью водонапорной башни.

Последний храм дореволюционного Ишима появился в эпоху бурных общественных потрясений, оставившую после себя не только изломанные судьбы, но и разоренные архивы. Отсутствие свидетельств о времени постройки Покровской церкви сделало историю ее появления самой загадочной. Старожилы уже в конце XX века указывали на 1924-25 годы. Из уст в уста передавалась легенда о том, как ишимские железнодорожники в пору начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь ходили к самому Ленину, который якобы подписал пролетарское ходатайство о разрешении собирать средства на достройку станционного храма.

Однако найденные в фонде Святейшего Синода документальные материалы свидетельствуют: в марте 1916 года преосвященный Сильвестр, епископ Омский и Павлодарский, обратился в Синод с просьбой о разрешении открыть приход «при имеющемся на станции Ишим … небольшом деревянном храме» с причтом из священника и псаломщика, которых обязалось взять на содержание правление Омской железной дороги. 22 марта того же года на заседании Синода это прошение было удовлетворено; указ вышел 30 апреля 1916 года и был опубликован в «Омских епархиальных новостях».

Первым священником новооткрытого храма стал 36-летний иерей Андрей Сивиллов, выпускник Тобольской духовной семинарии. Десять лет, - с 1915 по 1925 – он отдал станционному приходу. Был женат на Варваре Викторовне Калугиной, дочери настоятеля Ишимского Богоявленского собора. С 1926 года служил в городской Троицкой церкви, а после ее закрытия – в селе Шаблыкино. В 1933 году был арестован, обвинен в антисоветской деятельности и этапирован в Тобольскую тюрьму. После освобождения из заключения работал кучером в больнице. В 1937 году его арестовали вновь и поспешно расстреляли.

Из общего списка приходов, составленного административным отделом окрисполкома, известно, что в 1926-1927 годах в Покровском храме служили священники Михаил Догаев и Иоанн Овчинкин (1861-1937).

В начале 1930-х годов спасаясь от раскулачивания в Ишим с Урала переехала большая семья протоиерея Константина Протопопова (1881-1937), которого назначили настоятелем станционной церкви. В самые тяжелые дни голода 1933 года, он находил силы для помощи нуждающимся, собирал средства для помощи семьям осужденных священников Андрея Сивиллова и Василия Жилякова.

В ночь с 23 на 24 июня 1937 года он в числе других ишимских священноцерковнослужителей был арестован. Его отправили в Омск, где 26 августа 1937 был расстрелян. Его судьбу разделил и второй священник 76-летний Иоанн Овчинкин, прослуживший в Покровском приходе десять лет.

После 24 июня 1937 года оба действующих ишимских храма – обновленческий Никольский и традиционной ориентации Покровский – были закрыты и переданы Госстрахфонду под зерносклады.

Когда в ноябре 1942 года было принято решение о создании Ишимского железнодорожного училища № 2, то здание станционной церкви предполагалось отдать ему под учебную мастерскую. Но решение не было выполнено и здание использовалось как зерносклад.

Осенью 1943 года политика государства по отношению к религиозным организациям смягчилась. В стране стали вновь открываться храмы, монастыри, духовные школы, разрешили провести выборы Патриарха (состоялись 8 сентября 1943 года). В 1944 году верующим передали Никольскую церковь.

3 сентября 1946 года Покровская церковь вновь стала доступной для верующих. Назначенный настоятелем священник Михаил Жовняк сумел за два месяца подготовить в освящению разоренный храм, в котором были выбиты стекла, разобрана и украдена часть пола и потолка, отсутствовал иконостас, иконы, облачения, книги, утварь.

22 декабря 1946 года отец Михаил с настоятелем Никольской церкви Иоанном Ветошкиным совершил освящение храма.

Последующие годы стали чередой смены священников. В 1947 году в храме служил иерей Николай Смирнов, в конце этого же года на его место назначен священник Парышев.

В 1952-1954 и 1956-1959 годах приход возглавлял протоиерей Парфений Еременко (1882-1974). Затем его на несколько месяцев сменил иерей Михаил Непомнящих. В конце 1959 – начале 1960 годов служил священник Иоанн Ларин. До июня 1960 – протоиерей Иоанн Воронин. Это был самый разгар нового периода усиленной борьбы с «религиозным опиумом». 14 июня 1960 года благочинный телеграммой сообщил настоятелю Никольской церкви Мисечко об увольнении настоятеля станционного храма Воронина.

5 августа 1960 года исполком Ишимского горсовета принял решение отвести под строительство квартальной котельной «территорию бездействующей Покровской церкви со всеми находящимися на ней строениями».
Лишь немногие люди из церковного окружения знали, что на свой страх и риск один опытный прихожанин (возможно – староста Еремей Парамонович Фролов) сделал фотомонтаж из архивного текста соответствующего прошения и факсимиле ленинской подписи. Эта фотография и послужила «охранной грамотой». Никто и никогда не видел подлинного прошения.

Так был спасен уникальный памятник деревянного зодчества, на сегодня – единственный полностью сохранившийся бревенчатый храм Приишимья.

31 июля 1960 года епископ Омский Сергий, назначил на приход 28-летнего священника Николая Бондарука. Однако служба в ишимском приходе стала для молодого ставленника непростым делом. Не сумев примирить разногласия в церковном совете, Бондарук получил серьезное взыскание от епископа Венедикта (Пляскина), который был назначен временно управляющим Омско-Тюменской епархией с 3 апреля 1961 года. Указом от 13 июля владыка отстранил Бондарука от служения и посоветовал искать место в другой епархии. Следуя примеру преподавателя Ленинградской духовной семинарии профессора А.А. Осипова, Николай Андреевич 2 декабря 1961 года опубликовал в «Тюменской правде» статью «Я больше не священник», в которой выступил с отречением от веры и сана и с обвинениями в адрес духовных лиц.

4 сентября 1961 года на станцию Ишим был вызван из прихода села Чуртан Викуловского района 82-летний старец протоиерей Александр Рухмалев. Служить ему было тяжело. 8 ноября по неосторожности он чуть не допустил пожар в алтаре.

С марта 1962 года настоятелем храма стал переведенный из Ялуторовска иерей Димитрий Олейник (1892-1966). Служению в Покровском храме он отдал четыре года.

После кончины Димитрия с 18 февраля 1966 года управлять приходом был назначен второй священник ишимской Никольской церкви Феодор Олексюк (1927-1990). Настоятельствовал он всего 15 месяцев, после чего указом епископа Николая (Кутепова) 1 июня 1967 года был переведен обратно в Никольский храм.
Церковь - ишимская, Покровская, станционная

Изначально здание Покровской церкви стояло посреди огромной Базарной площади и, несмотря на небольшую высоту, было видно издалека, заметно возвышаясь даже над построенными в середине века в западной половине площади двухэтажными жилыми домами. В 1964 году напротив алтаря был возведен параллелепипед кинотеатра «Авангард» ( в 2000-х годах реконструирован для детской цирковой студии «Мечта»). Через несколько лет по краям от него были возведены силикатные пятиэтажки. В 1980-х и южный выход к храму был прикрыт блочными домами.

С 26 февраля 1979 года настоятелем был назначен иерей Константин Некрасов (1939-2007), прежде служившего в Никольском храме вторым священником. Этот батюшка, прослуживший в станционном храме без малого тридцать лет, хорошо памятен ишимским верующим по сей день. Будучи профессиональным плотником, он взялся за реконструкцию ветшающего церковного здания, заново обшил его «вагонкой» снаружи и фанерными листами внутри, перестелил кровлю, прирубил между колокольней и основным объемом помещение для хора, переделал иконостас.

Деятельное участие в оформлении храма принимали художники из числа прихожан. Так, по эскизу Геннадия Чернятьева были изготовлены кованые узоры на новых воротах церковной ограды и резные крыльца (их делал А.Ф. Зеров). Геннадий также исполнил славянской вязью надписи – цитаты из библии над арками внутри храма и исполнил орнамент в виде виноградной лозы. Расписывать весь храм не требовалось – стены были плотно увешаны спасенными из различных церквей Приишимья иконами. Но и для самобытных икон, выполненных в духе наива прихожанкой Е.И. Черепановой, тоже нашлось место. Особенно впечатляет выполненное ею огромное полотно с изображением Страшного суда у западных дверей церкви. А изображения евангелистов в «парусах» основного объема были на рубеже 50-60-х годов выполнены московскими студентами-живописцами для Никольского храма и перенесены сюда в 1980-х годах.

1 апреля 1999 года настоятелем назначен иерей Петр Лысенко (1977 г.р.). Будучи приписанным к Синодальному отделу по взаимодействию с Вооруженными силами, он неоднократно выезжал в Чеченскую республику.

17 октября 2002 года прихожане стали свидетелями необычного явления - на обратной стороне киотного стекла иконы Спаса Нерукотворного, долгие годы лежавшего на правом аналое у алтаря, проявилось белесое изображение лика Спасителя, обратное живописному. В храм стали стекаться паломники, появились свидетельства о чудесных явлениях, происходивших после молитвенного обращения к образу; над ним была построена резная деревянная сень. Хотя, по мнению епископа Евтихия, такое изображение имеет вполне естественное объяснение (налипание испаряющихся частиц масляной краски вследствие электризации натираемого тряпкой стекла киота).

После десяти лет служения в Ишиме 10 марта 2009 года о. Петр по болезни уехал в Омск. В этом году почетным настоятелем храма был назначен протоиерей Алексей Сидоренко. С родного Омска он регулярно приезжал в Ишим для совершения богослужений. 8 июня 2012 года он скончался на 57-м году жизни.
Церковь - ишимская, Покровская, станционная

Постоянным настоятелем Покровской церкви 10 марта 2009 года назначен (переводом из прихода в селе Викулово) иерей Сергей Рыбакин (1977 г.р.). В помощь ему осенью 2012 года был рукоположен иерей Антоний Антоненко (1981 г.р.). В 2014 году он назначен в село Бердюжье, а на смену ему вторым священником переведен из Никольского храма иерей Павел Редозубов (1973 г.р.), который прослужил на станционном приходе один год и вернулся в родной для него приход кафедрального собора.

После воссоединения двух ветвей Русской Церкви с 2008 года к приходу были приписаны находившиеся прежде в юрисдикции Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ храмы Казанской иконы Божией Матери в селе Боровое и Вознесения Господня в селе Локти Ишимского района. В настоящее время приписными являются не имеющие особых молитвенных зданий общины в селах Прокуткино и Новотравное.

С 4 декабря 2014 года указом епископа Ишимского и Аромашевского Тихона (Бобова) настоятелем Покровской церкви назначен протоиерей Александр Чурсин, приехавший из охваченной огнем гражданской войны Украины.

По материалам статьи «Век покровской церкви на станции Ишим». Г.А. Крамор «Коркина слобода», Краеведческий альманах Российского Приишимья. Выпуск 13, стр. 75

Адрес: Тюменская область, Ишим, Тюменская улица, 73. Координаты: 56.114773, 69.520666
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2019 (25)
Май 2019 (50)
Апрель 2019 (127)
Март 2019 (62)
Февраль 2019 (106)
Январь 2019 (58)
Календарь
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.