Храмы Ишима
Богоявленский собор
В марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церковь от давняго построения пришла в обветшалость». Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого каменного храма Приишимья.
Возведение величественного сооружения (высота 36 метров) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в Таре, а строители прибыли из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.
К марту 1782 года, через семь лет после закладки, отстроили «первую очередь» – Николаевский придел, устроенный в трапезной нижнего этажа. Иерей Григорий Попов освятил его в сослужении духовенства 10 мая того же года. Службы в приделе совершались в летнее время, а зимой прихожане собирались порежнему в старой деревянной церкви.
К апрелю 1790 года вывели свод Богоявленской церкви, а верхний этаж был возведен только «до половины окон». Дальнейшему строительству помешал внезапный вызов кирпичников и каменщиков в Тобольск, по «ордеру» губернатора. Результатом многомесячных разбирательств стало обещание «неослабно понудить» работников к исполнению договора, однако даже к осени 1794 года они не явились. Ко всему добавились затруднения от «нерадения прихожан» и частой смены старост.
Заказ нового иконостаса для Богоявленского придела у тобольского ямщика Федора Черепанова в 1789 году архиерей воспретил, повелев не тратить деньги, а перенести старый, из деревянного храма. Церковь в честь Богоявления (Крещения Господня) в нижнем этаже освятил тот же иерей Григорий Попов соборно 20 июля 1793 года, в день памяти св. пророка Илии, по благословенной грамоте, данной епископом Варлаамом 2 июля того же года.
Лишь в сентябре 1809 года встал вопрос о написании иконостаса «в верхнем стане градоишимской Успенской церкви», из чего следует, что ее свод был выведен и завершена отделка. Работы по устройству иконостаса продолжались и в 1821 году. Когда освятили Успенский придел, пока неизвестно. А 1814 год можно считать временем окончания общего строительства собора - тогда, как свидетельствуют приходо-расходные церковные книги, была завершена колокольня.
Богоявленская церковь – первый каменный храм на обширной территории нынешнего юга Тюменской области – была и центром духовной жизни Приишимья. Именно в этот храм ходила юная Прасковья Луполова, всемирно известная Прасковья Сибирячка, девушка, которая в 1803 году пешком отправилась из Ишима в Санкт-Петербург просить у царя помилования для сосланного отца. Здесь же в 1815 году священником Иоанном Симоновым был крещен, родившийся в деревне Безруковой, сын Черемшанского частного комиссара Павла Алексеевича Ершова, с наречением имени Петр (во имя святого Петра Столпника), будущий автор «Конька-Горбунка». У стен храма, на старинной Соборной площади, шумели знаменитые на всю Сибирь зимние Никольские ярмарки, составлявшие экономическую основу благосостояния города.
Значительным событием в жизни прихожан была ежегодная встреча Крестного хода с многочтимой иконой-списком (копией) с чудотворного образа Божией Матери Абалакской. Эта икона торжественно переносилась из села Борового в город Ишим, где 21 мая вносилась в собор, а 7 июня возвращалась с той же торжественной процессией обратно. Настоятели храма в 1873-1916 годах: Алексий Федюшин, Николай Гвоздицкий, Иоанн Кузнецов, Николай Зеленцов, Виктор Калугин, Михаил Голошубин.
В 1920-е годы собор был передан Советской властью представителям обновленческого движения и являлся кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии. Но это не спасло его от закрытия 17 июля 1930 года. В соборе устроили зерносклад. С проржавевшей крышей и осыпавшейся штукатуркой он был передан руководством зерносклада в начале 1960-х годов организации «Горводоканал». С одной стороны, это сказалось положительно – в 1962 году здание основательно отремонтировали. С другой – отрицательно: на первом этаже устроили огромный железобетонный резервуар и смонтировали оборудование, которое вибрацией разрушало стены собора.
В 1987 году на волне подъема исторического самосознания, инициативная группа преподавателей пединститута ставит вопрос о необходимости реставрации замечательного памятника архитектуры. В 1989 году этот вопрос решается положительно. Подготовлен проект реставрации, на купола возвращаются маковки с золочеными крестами, общественность города участвует в демонтаже оборудования и расчистке завалов строительного мусора.
В апреле 1992 года собор передан верующим. Возглавил приход игумен Евтихий, к тому времени настоятель Екатерининского храма в селе Шаблыкино, с первых дней участвовавший в восстановлении собора. Община верующих, юридически относящаяся к приходам Русской Православной Церкви Заграницей, взяла на себя заботы по дальнейшему восстановлению храма. Вскоре начались службы в возрожденном Никольском приделе, а через несколько лет полностью отремонтирован весь первый этаж и освящен главный Богоявленский престол. 24 июля 1994 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Евтихия во епископа Ишимского и Сибирского, поэтому Богоявленский собор является также и кафедральным.
В мае 2007 года, после подписания Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, Епископ Евтихий получил титул викарного епископа Домодедовского, а храм – статус ставропигиального.
В служении Епископу Евтихию с октября 2008 года помогает клирик Тобольско-Тюменской епархии иерей Михаил Медведев. 14 сентября 2008 г. храм посетил Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, который совершил совместно с Епископом Евтихием Божественную литургию. 14 июня 2009 г. в храме побывали участники детской епархиальной экспедиции «Славянский ход». Здесь в 1815 году принял таинство Святого Крещения Ершов Петр Павлович.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца
К западу от Троицкой церкви в 1886-1891 годах был возведен третий каменный храм Ишима – Ново-Никольский. Также окруженный четырьмя часовнями и кованой оградой на мраморных столбиках, он расположился на небольшой Черняковской площади, названной так в память благотворителя, купца 1 гильдии Николая Максимовича Черняковского. Именно на его капитал, распорядителем которого стала жена, Иулиания Амвросова (фамилия по второму мужу), и был построен целый комплекс зданий, включавший в себя, помимо храма и часовен, еще и двухэтажные каменные здания церковно-приходской школы и причтовых квартир.
Время постройки храма пришлось на эпоху повышенного интереса к историческим истокам русской государственности и православия. Поэтому возведен он был в духе эклектики, или историзма, а точнее – «русско-византийского» направления этого архитектурного стилевого течения. Могучие стены крестово-купольного храма замыкают широкие полукруглые фронтоны с килевидными завершениями. Массивный барабан центральной главы покоится на четырех мощных столбах, «съедающих» немалую часть внутреннего пространства. Всего же храм венчают пять глав с золочеными крестами, утвержденными на полумесяцах. Сложный декор стен включает разнообразные элементы древнерусского и византийского зодчества, среди которых обращали на себя особое внимание равноконечные Георгиевские кресты, расположенные группами по три над каждым из трех входов в храм. В 1914 году архитектор Н.А. Юшков разработал проект пристройки колокольни с трапезной, который, будучи утвержден в 1917 году, так и не был реализован.
Поначалу церковь была приписана к Ишимскому духовному училищу, а комитет по постройке с 1885 года возглавлял настоятель Богоявленского собора, член правления вышеозначенного училища, протоиерей Алексий Федюшин; с декабря 1891 года его сменил священник Николай Гвоздицкий.
Главный престол храма в честь Святителя и Чудотворца Николая освящен 26 ноября 1892 года, а справа от него, в южной части храма, устроен небольшой придел в честь святого благоверного и Великого князя Александра Невского на средства купца Александра Порфирьевича Кутырева.
В 1920-е годы церковь была передана обновленцам. После закрытия в 1930 г. Богоявленского собора она стала кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии.
В летнюю ночь с 23 на 24 июня 1937 года, в день памяти святителя Иоанна Тобольского, в Ишиме арестовали всех священнослужителей. Среди них были настоятель Никольской церкви Иосиф Моисеев и священник Михаил Аталыков.
Формально Никольскую церковь не закрыли. Но стадо, оставшееся без пастыря и основательно поредевшее в дни репрессий, постепенно рассеивалось. Тактика «естественного самораспада» общины была излюбленным приемом властей, инсценировавших «законность» закрытия якобы пустующих и разрушающихся от бесхозяйственности храмов. 9 марта 1940 года исполком Ишимского горсовета постановил: церковь закрыть, ценности реализовать, «внеся деньги в Государственные фонды», в помещении храма предложить открыть клуб.
В 1943 году начинается период смягчения политики государства по отношению к религиозным организациям. В стране открываются монастыри, храмы, духовные школы, появляется возможность провести выборы Патриарха. В этот год в Ишим переводят ссыльного Епископа Афанасия Ковровского (Сахарова). Он – один из составителей службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, участник Всероссийского поместного собора 1917 года, пострадавший за твердое стояние в вере Христовой и верность святооотеческим правилам. Поскольку в Ишиме не осталось ни одного священника, православные жители города обратились к Владыке Афанасию с просьбой возглавить возрожденный приход при одном из храмов. Епископ дал принципиальное согласие. Однако 7 ноября он был вновь арестован и продолжил исповеднический путь в сибирских лагерях…
19 июня 1944 года верующим действительно передали здание Никольской церкви. Через выбитые стекла в храме гулял ветер; штукатурка под воздействием снега и дождя постепенно осыпалась. Не осталось ни иконостаса, ни икон, ни книг, ни какого-либо иного имущества. Ограду горсовет разобрал еще в 1939 году и перенес к городскому кинотеатру. Из четырех часовен осталась одна. Новообразованному церковному совету все пришлось начинать сначала. В трудные военные годы было очень непросто достать строительный материал для ремонта. Тем не менее уже 17 декабря того же года храм по благословению Архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея заново освятили. Чин освящения совершал настоятель храма отец Михаил Оглоблин в сослужении священника Н. Соловьева. Известны имена настоятелей храма послевоенного периода: иерей Иоанн Ветошкин, протоиерей Николай Фоменко, протоиерей Петр Павловский, Василий Мисечко, Александр Ильин.
С образованием в 1947 году Омско-Тюменской епархии храм становится центром Ишимского благочиния, которое состояло тогда из пяти приходов и существовало до 1952 года.
Настоятели в те годы менялись часто. Редко кто служил в Ишиме более нескольких лет. Поэтому горожанам особенно запомнился протоиерей Феодор Олексюк, как его все называли - «отец Федор». Юношей, уже после войны, осужденный на пять лет лагерей за хранение религиозной литературы, он твердо избрал путь пастырского служения. В 1967 году он был назначен настоятелем Никольского храма, а с 1970-го – благочинным храмов Тюменского епархиального округа.
Как отмечали знавшие отца Феодора, «безукоризненное знание Церковного Устава и должная административная строгость» сочетались в нем с «заботливостью, простотой, внимательностью и постоянной готовностью помочь своим многочисленным духовным чадам, всегда находившим в нем доброго наставника, утешителя, помощника и молитвенника». Одаренный проповедник, он был и умелым хозяйственником. При нем в храме появились настенные росписи, новая ограда, принял ухоженный вид церковный сад. К празднованию 1000-летия Крещения Руси он вместе со вторым священником игуменом Евтихием (Курочкиным) занимался внешним ремонтом храма, золочением крестов и установкой нового резного иконостаса. Последние годы жизни, уже тяжело болея, помогал Преосвященному Димитрию в трудах по обустройству новообразованной Тобольско-Тюменской епархии. Скончался отец Феодор 2 января 1990 года, на 63-м году жизни и похоронен у алтаря Никольского храма, рядом с его создателем Николаем Черняковским.
После смерти протоиерея Феодора в храме настоятельствовали иеромонах Иоанн (Юрцун), иерей Сергий Глухарев, иерей Михаил Денисов. В настоящее время клириками Никольской церкви являются настоятель и благочинный Ишимского округа иерей Владимир Ашмарин, иерей Павел Редозубов, иерей Михаил Денисов, диакон Антоний Антоненко. При храме открыта церковно-приходская школа во имя мч. Василия Мангазейского.
В Никольской церкви неоднократно совершали службы архиереи Омско-Тюменской епархии, а также Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. 15 сентября 2008 г. в Никольской церкви и церковно-приходской школе состоялась встреча Владыки с Главой города Ишима С.Г. Путминым.
На престольный праздник 19 декабря 2009 г. освящены два новых колокола для будущей звонницы. 18 июля 2010 г. был освящен благовестник.
Здесь покоится прах раба божия Николая Чернякова создателя храма сего
Протоiерей Феодор Михайлович Олексюк 25 IX 1927 – 2 I 1990
Духовенство прихода окормляет также общины в селах Карасуль, Орловка, Прокуткинское, Октябревка, Черемшанка, Локти.
Адрес: Тюменская обл., г. Ишим, ул. Ленинградская д. 34
Храм в честь Покрова Божьей Матери
В 1912 году рядом с Ишимом прошла линия Тюмень- Омской железной дороги. Выросший за восточной окраиной города станционный поселок не только значительно увеличил его население, но и определил новую ось градостроительного развития, вдоль самой длинной улицы – Большой Вокзальной (ныне ул. К.Маркса). Для удовлетворения духовных нужд железнодорожников уже в 1914 году на станции появляется молитвенный дом, обустроенный трудами священника Богоявленского собора Николая Покровского.
Впоследствии службы совершались уже в новоотстроенной деревянной Покровской церкви. Она возведена, скорее всего, по образцовому проекту, в духе северорусского деревянного зодчества. На это указывают шатровое завершение колокольни и восьмигранный ярус основного объема храма, который венчают пять маковок с крестами. Церковь долгое время была главным украшением т.н. залинейной части города, иначе называемой Алексеевским поселком. Стоявший посреди обширной Базарной площади (топонимика города и станции вплоть до 1930-х гг. отчасти дублировалась), он был виден издалека и словно вступал в спор с другими высотными доминантами поселка – кирпичной трубой паровозного депо и могучей вертикалью водонапорной башни.
Последний храм дореволюционного Ишима появился в эпоху бурных общественных потрясений, оставившую после себя не только изломанные судьбы, но и разоренные архивы. Отсутствие всяких свидетельств о времени постройки Покровской церкви сделало историю ее появления, пожалуй, самой загадочной. Старожилы уже в конце ХХ века указывали на 1924-1925 годы. Из уст в уста передавалась легенда о том, как ишимские железнодорожники в пору яростных гонений на Русскую Православную Церковь ходили к самому Ленину, который якобы подписал пролетарское ходатайство о разрешении собирать средства на достройку станционного храма.
Однако недавно найденные документальные материалы свидетельствуют: в марте 1916 года преосвященный Сильвестр, епископ Омский и Павлодарский, обратился в Святейший Синод с просьбой о разрешении открыть приход «при имеющемся на станции Ишим… небольшом деревянном храме», с причтом из священника и псаломщика, которых обязалось взять на содержание правление Омской железной дороги. 22 марта того же года на заседании Синода это прошение было удовлетворено; указ вышел 30 апреля 1916 года. Первый настоятель нового храма – иерей Андрей Сивиллов.
В 1930-е годы Покровская церковь оставалась единственной в городе, верной Патриарху Тихону. Ее настоятель священник Константин Протопопов был арестован 23 июня 1937 года в числе прочих священноцерковнослужителей. Вместе с ними пострадал и был через два месяца расстрелян в городе Омске ссыльный епископ Серафим Дмитровский (Звездинский), викарий Московской епархии. В мае 1938 года пришли даже за 84-летним немощным старцем Николаем Гвоздицким, который также закончил свое долгое пастырское служение мученичеством за веру...
Храм был закрыт и разорен. В послевоенное время он стал вторым новооткрытым храмом Ишима. Совершилось это благодаря настойчивым требованиям жителей станции. Назначенный настоятелем священник Михаил Жовняк сумел неустанными трудами за два месяца подготовить разоренный храм, в котором также были выбиты стекла, разобрана и украдена часть пола и потолка, отсутствовали иконостас, иконы, облачения, книги, утварь. И 22 декабря 1946 года, по благословению преосвященного Варфоломея отец Михаил в сослужении с настоятелем Никольской церкви Иоанном Ветошкиным совершил освящение храма.
Период послабления окончился в эпоху хрущевской «оттепели», когда стал набирать обороты последний этап атеистической пропаганды. 5 августа 1960 года исполком Ишимского горсовета принял решение отвести под строительство квартальной котельной «территорию бездействующей Покровской церкви со всеми находящимися на ней строениями» Исполнительный комитет Тюменского областного совета незамедлительно, 31 августа, удовлетворил ходатайство ишимских властей о разрешении на снос храма. Обычно после этого в дело вступал бульдозер. Что смогло его остановить — теперь спросить уже не у кого, однако храм остался цел и невредим. Видимо, в те дни и появилась легенда о ходоках. Немногие люди из церковного окружения знали, что староста церкви на свой страх и риск сделал фотомонтаж из текста соответствующего прошения и факсимиле ленинской подписи. Эта фотография и послужила «охранной грамотой». Никто и никогда не видел подлинного прошения, но староста уверенно заявлял: «Не могу показать, очень ветхая, а вот как начнете разрушать храм, настоящую грамоту в Москву отправлю...»
В 1960-е годы обязанности настоятеля храма исполнял протоиерей Парфений Еременко. В начале 1980-х годов настоятель Покровской церкви Константин Некрасов произвел капитальный ремонт храма. Были заново обшиты стены, перекрыта кровля, устроены новые резные крыльца, переделан иконостас, а также надстроены хоры в западной части. Деятельное участие в оформлении храма тогда принимал блаженный Геннадий — известный всему городу юродивый, чрезвычайно одаренный художник- орнаменталист. По его эскизу изготовлены кованые узоры на новых воротах церковной ограды.
17 октября 2002 года прихожане стали свидетелями необычного явления — на обратной стороне киотного стекла иконы Спаса Нерукотворного, долгие годы лежавшего на правом аналое у алтаря, проявилось белесое изображение лика Спасителя, обратное (как негатив) живописному. В храм стали стекаться паломники, некоторые свидетельствовали о чудесных явлениях, происходивших после молитвенного обращения к образу. Епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии официально признал это событие чудом.
С конца 1990-х годов приход возглавлял иерей Петр Лысенко. С февраля 2009 г. -иерей Сергий Рыбакин. С 2009 года на приходе служит диакон Валерий Вокуев. Почетным настоятелем храма с 2009 года является протоиерей Алексий Сидоренко. 13 сентября 2008 г. храм посетил Архиепископ Димитрий. Духовенство прихода окормляет также общины в селах Боровое, Новотравнинское.
Адрес: 627400 г. ИшимУл. Тюменская, 73 тел. 8-34551-65090