Улица Чокана Валиханова - пеходный бульвар к Иртышу
Опубликовал: zampolit, 10-10-2017, 09:09, Маршруты путешествий, 1 281, 0
Первоначальный проект благоустройства улицы Чокана Валиханова реализован под руководством Юрия Зайченко, архитектора и главного художника Омска, выпускника Российской академии художеств (Санкт-Петербург). По его проектам построены Левобережный рынок (с В.А. Проскурниным), бульвар Победы (с В. Шевченко).
Пространство улицы формировалось широким шагом бетонных плит, облицованными полированным природным камнем подпорными стенками газонов. Уличная мебель, освещение и навигация были решены в брутальной модернистской стилистике – строгие геометрические формы, специальный кирпич для скамеек и клумб, белые шары светильников.
На бульваре Победы и аллее Поэтов еще можно видеть такие же светильники, у Торгового Центра – скамьи. Металл, кирпич, дерево, бетон в их натуральном виде дополнялись ландшафтными группами из деревьев и кустарников: ели, аллея пирамидальных тополей, ивы и клены давали тень.
В 2000-е улица поменяла свой облик в режиме ремонта и получила стилизованный под классику вид: подпорные стенки были облицованы плиткой под сланец, тротуары замостили мелкой бетонной плиткой, фонари заменили на «пушкинские». Вероятно, это было связано с установкой памятника Чокану Валиханову, ученому и выпускнику Омского (Сибирского) кадетского корпуса, около консульства республики Казахстан (д. 9).
Пешеходная связь, начатая улицей, одна из самых протяженных в городе – включая бульвар Мартынова, жилую улицу 20 лет РККА. Если 20 лет РККА это внутримикрорайонная транспортно-пешеходная связь, бульвар Мартынова – место для отдыха жителей прилегающих кварталов, транзит от СКК им. Блинова до остановки Голубой огонек, учащихся к школе № 37 и мемориал омских поэтов, то отрезок между Иртышом и пр. Маркса – определенно место пешеходного движения как для района, так и для всего города в летнее время по маршруту остановка-пляж.
Отсутствие до недавнего времени значимых общественных заведений делало улицу местом исключительно для променада и транзита. Практическое отсутствие скамеек и урн – привело к фактической монофункциональности, которая красноречиво прерывалась исключением у памятника Ч. Валиханову. Отдельным сценарием для весенне-летнего сезона являются пленэры художников: исторические здания считаются хорошими объектами для городского пейзажа.
Эти три здания: доходный дом Михайлова, особняк Гриневицкого (Ленина, 43), дом Штумпфа значимы для исторического и культурного контекста улицы. Ее смело можно рассматривать как коллекцию архитектуры начала XX века, даже с частично сохраненной системой землепользования (придомовые участки огорожены и не застроены). Доходный дом Михайлова представляет настоящий европейский Ар Нуво, здание ресторана (доходный дом Машинского) – рациональный кирпичный стиль, центр детского творчества – неоклассицизм, особняк К. Гриневицкого – кирпичный модерн, дом Штумпфа –стилизацию русского стиля в деревянном зодчестве.
Если Казачья площадь – остатки XIX века с примесью модернизма, то ул. Валиханова – это начало капиталистического XX века в лучшем его проявлении в среде рядовых городских кварталов.
Культурно-исторический контекст создают и музей городского быта (на ул. Театральная), музей Кондратия Белова (д. 10), учреждения – Народный хор (д.6,к.1), Дом Актера (Ленина, 45), Центр детского творчества «Созвездие» (Ленина, 36). Гастрономическая составляющая представлена псевдофранцузским рестораном, кондитерской и кофейней.
Мемориальное значение обеспечено бюстом К. Белова (скульптор В. Мурашов), памятником Чокану Валиханову (скульптор Азат Баярлин).
Представительская функция сосредоточена в формате консульства Казахстана (д. 9), офиса «Омекс», офисного здания по 8 марта, 8 (Омскстрой), отделения Российского общества автомобилистов.
Сложившиеся ландшафтные композиции – аллея пирамидальных тополей, группа елей и лиственниц напротив консульства, ивы по ул. Комиссаровская – составляют визуальные отпечатки памяти об улице.
Летом улица Валиханова, как и параллельные ей Короленко, Чкалова становится курортным пространством: загорелые люди в пляжных костюмах и с соответствующими аксессуарами движутся к остановкам общественного транспорта. В иные, в том числе зимние и осенние дни, по этим улицам прогуливаются люди в кадетской форме (воспитанники корпуса), напоминая об историческом прошлом форштадта и создавая особую атмосферу.
Тишина и камерность этой улицы противостоит парадности и триумфу Ленинградской площади; культурной презентабельности и культовому значению сквера у Никольского собора; жару и открытости городского пляжа.
Жилой (в противовес культурно-городскому) характер улицы стали формировать новые предприниматели: парикмахеры, кондитеры, аптекари, переводчики и лингвисты, риелторы, турагенты – все они работают для жителей района. До строительства подземного перехода этот набор дополняли сотрудники киосков на остановке – Роспечати, мороженого, напитков, сохраняемые со времен существования «Театра кукол».
В 2014 году завершилось обновление одной из центральных и исторически значимых улиц Омска – улицы Чокана Валиханова.
1 августа 2015 года, в Музее Кондратия Белова открылась выставка «История одной улицы XX — XXI вв». Ее автор — известный омский фотохудожник Владимир Кудринский. Выставка – попытка увязать сегодня и вчера одной из центральных улиц города – улицы Чокана Валиханова.