Как отапливались дома Западно-сибирских татар
Опубликовал: lomsecret, 13-06-2017, 19:22, Путешествие в историю, 2 205, 0
Во второй половине XIX в., одно и двухкамерные избы отапливались чувалом. К концу века он уже терял свое былое значение и «встречался далеко не во всех юртах тюменских татар, в бухарских же и вовсе не имелся». Смена типов жилищ сопровождалась улучшением отопительной системы.
В начале XX в. чувал изредка еще встречался в селениях тобольских, тевризских татар и вплоть до 50-х г. – в северных селениях заболотных татар. Чувал сооружали на приподнятой над полом площадке высотой в 0,3–0,5 м с глиняной (н?ште) забутовкой. Ее края ограждали вплотную вкопанными столбиками. Пирамидальный остов чувала собирали из тонких палок, с обеих сторон обмазывали глиной.
Над ним приделывали трубу (миралык, мир?нлек), сделанную из тех же материалов, которую выводили наружу. Устье чувала было удлиненной формы, дрова закладывались стоймя. Этим достигалось быстрое обогревание и достаточное освещение помещения. Перед устьем оставлялась свободная площадка (казанлык). Над ней на палке с зарубками (ыргак) вешали чайник, котел. Иногда их подвешивали и внутри чувала на железном крюке.
В начале XX в. встречались чувалы, возведенные из необожженого кирпича, в которых сохранялись прежние внешние признаки. Кроме западно-сибирских татар, чувал в прошлом применялся также пермскими, оренбургскими татарами, башкирами. Он, несомненно, представлял общий древний элемент в их материальной культуре, связанный с традициями народов Сибири, Алтая.
Пища в чувале готовилась, главным образом, в зимнее время, а в теплые месяцы для этого использовались дворовые очаги с вмазанным котлом (тышкы уцак, урам уцак, казанлык). Для выпечки хлеба использовались дворовые хлебопекарные печи (??йге миц, урам миц, тышкы миц). Тобольские и заболотные татары сушили в таких очагах рыбу. В некоторых селениях тюменских татар они были сосредоточены на берегу водоемов. Своды очагов и печей возводили из сырцовых кирпичей на высоком столбовом или срубном основании. Топились они «по-черному». Иногда очаги снабжали двумя котлами. Порой их помещали под навесами. У тобольских татар встречался вариант урам миц, сложенный на общем настиле с очагом.
Дворовые очаги с котлом у западно-сибирских татар являлись калькой таковых же у татар Нижнего и Среднего Заволжья, оренбургского, уфимского Приуралья и Зауралья. Хлебопекарная печь вне жилища обнаруживается в быту татар Зауралья. Очаги и печи под открытым небом, как пережитки степных традиций, описаны у башкир, степных ногайцев, астраханских татар и др. Видимо, в один из этапов развития жилища, в него были перемещены формы дворовых очагов и печей.
Еще в начале XX в. в избах тюменских и тобольских татар чувал функционировал в соединении с очагом и котлом и отдельно с хлебопекарной печью. Встречалась и целостная система отопления, известная как «печь-тройчатка». В ней чувал +хлебопекарная печь + очаг с котлом сооружались на общем глинобитном основании, окруженном бревенчатой стенкой. У тобольских татар она отражена и в этнографической литературе. Ее аналоги известны в быту пермских, барабинских татар, башкир.
В жилищах западно-сибирских татар доминировала хлебопекарная печь (икм?к миц), комбинированная с очагом (казанлык). Основание печи (киртм?, усты, миц казна) было низкое в виде клетки из одного-двух венцов, заполненных глиной. Ее ставили на переводы пола, которые в избах с подпольем подпирали столбами. Иногда для опечки поднимали до пола специальный сруб. Свод печи возводили из сырцовых кирпичей.
В старых формах печей (себер?к миц, татар миц) делалось отдельное устье для шестка и очага. В обоих оно располагалось низко и направлялось в одну сторону. Перед ними оставлялась свободная часть опечки, где ставились чугунные и медные чайники (ц?йген, тацкан), медные и бронзовые кувшины (к?ц?), кумганы (кимган), котлы на треножнике (?цаяк). В очаг печи вмазывали 2–3-х ведерные котлы, порой и большие на 4–8 ведер (юан казан). Иногда помещали второй большой котел специально для кипячения молока, изготовления творога и т.д.
У западно-сибирских татар бытовала и другая, так называемая «русская» форма печи (урыс миц, сукма миц, стряпный миц), возводившаяся глинобитным способом, применяя опалубку. Ее заполняли красной глиной (сагаллы балчык), замешанной с добавлением соли, корней трав. Внутри свода оставляли деревянную форму (цуцка), которую после сжигали. Эта печь имела высокое основание, обширную лежанку и была без очага. Вместо него сбоку свода приделывалась плита с отдельной топкой. Отметим, что хлебопекарная печь с очагом и котлом была характерна для традиционного быта большинства волго-уральских татар. Вместе с тем, такие детали западно-сибирских печей, как небольшая высота опечки, отдельная топка свода и очага, направленность устья обоих в одну сторону, наличие спереди свободной площадки и т.д. сближали их с печами татар южных лесостепных и степных районов Волго-Уральского региона. «Русская» же форма печи наблюдалась в быту мишарей Окско-Сурского междуречья.
В жилище западно-сибирских татар, помимо печей использовались малые формы отопительной системы: низкие печи-подтопки, железные печки (калай миц). Их дымоходы соединяли с трубой основной печи. В гостевой половине нередко ставили 4-х угольные кирпичные, либо круглые, обитые железными листами голландки (катрамарка).
Источник: Юлдус Мухаметшин. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.