Архаичные формы жилищ Сибирских татар

Опубликовал: lomsecret, 13-06-2017, 18:04, Путешествие в историю, 1 656, 0

В исторически обозримое время в жилых постройках западно-сибирских татар просматривались архаичные конструктивные разновидности. Одни из них, судя по аналогам у многих народов Сибири, восходили к кочевому и полукочевому периоду хозяйственной деятельности, другие – к оседлому. В эту группу построек входили легкие летние обиталища – шалаши, чумы и стационарные зимние – полуземлянки, срубные избушки. Шалаши (алацык, куыш) присутствовали в качестве временного жилья на летовках-пастбищах (жйлу), сенокосных угодьях тюменских и тевризских татар.

Их остов сооружали из двух столбиков, соединенных коньковой слегой и наклонно прислоненных к ней жердей. Верх покрывали тальником (сардал), хворостом и сеном. Тюменские и тобольские татары пользовались и другим, бесстолбовым вариантом шалаша (балаган). Он был в виде параллельно воткнутых в землю двух рядов жердей, прутьев. Их верхушки перегибали, сводили вместе и покрывали теми же материалами. В шалашах отопление отсутствовало. Пища готовилась снаружи в котле над костром.

Тюменские татары строили шалаш (алацык), по форме и конструкции совпадающий с конусообразным чумом и рассчитанный для проживания на рыбачьих и охотничьих стоянках в любое время года. Старики помнили легенды, в которых говорилось, что их предки до строительства зимних срубных жилищ жили в подобных чумах. Его каркас собирали из сосновых (сыргый, сыйгыр) или березовых (чауыл) жердей. Для большего числа людей постройка делалась обширнее из высоких толстых деревьев. Их вкапывали наклонно по кругу, снаружи утепляли хворостом и сеном. Изредка покрывали оленьими шкурами (юша тире). На пол настилали еловые ветки. В середине помещения в неглубокой яме (унгурцак) разводился костер. Над ним на тагане подвешивался котел. Дым выходил через верхнее отверстие.

Подобные же чумы, но переносные на оленьих упряжках, имелись и у соседних остяков. На лесоразработках и для охотников сооружался конусообразный чум (алацык) несколько усложненной конструкции: вкапывали четыре угловых столба, на них по периметру клали балки и к ним плотно прислоняли высокие бревна, жерди. Постройку покрывали берестяными тисками и землей. Система отопления была такая же.

Подобные формы архаичных временных и постоянных жилищ в конце XIX в. изредка сохранялись и у татар Приуралья и Зауралья. В целом же данные архаические постройки аналогичны подобным постройка многих народов Сибири, Саяно-Алтая.

Исследователи писали о широком распространении в прошлом среди бедноты тевризских татар жилищ, сложенных из дерна. Информаторы нашего времени их уже не знают. Возможно, они были близки сооружаемым на летовках, зимниках пластовым избам (к?с ?й, землянка, этарка) татар пермского, уфимского, оренбургского Приуралья и Зауралья, а также известным их аналогам у многих тюркских и угорских народов Сибири.

Еще одной архаичной формой предстает бытовавшая еще в 40-х гг. XX в. в селениях тюменских татар плетневая однокамерная изба. Она была размером 3х3 м, с плоской крышей из дерна, напоминавшая украинские мазанки. У той же группы и у тевризских татар выявляется и наличие в прошлом полуземлянки (зимл?нк?), которая по строительным признакам напоминает постройки татар Приуралья, Зауралья, Томского Приобья, Барабы. Ее строили и недавно перешедшие к оседлости полукочевники – ногайцы, киргизы, башкиры и т.д.

У западно-сибирских татар бытовала простая по конструкции срубная однокамерная избушка. В конце XIX в. она являлась наиболее распространенной формой в селениях, а в более раннее время и у городских тюменских татар. Во второй половине XVII в. ее подробно описал безымянный западно-европейский автор: «Зимою некоторые из них живут в городе, в своих юртах (избах), которые они строят низкими, из дерева; юрты эти имеют низкие двери, через которые приходится пролезать на корточках, едва в 1,5 локтя вышиной и которые показались нам очень странными; они не имеют печей, вместо них употребляются камины (чувалы) и трубы, сделанные не из палок, обмазанных глиной и притом так низко, что они еле выступают над крышей; поэтому когда они разводят огонь, он вместе с пылающими искрами летит так высоко, что издалека видно, где живет татарин. Их жилища не имеют окон, лишь наверху, посредине крыши проделано круглое отверстие, через которое проходит дневной свет; некоторые (татары) зимою кладут сверху кусок льда, который дает ясный свет, другие же, и чаще всего, – из соломы или сена в старом мешке или рогоже делают большую затычку и заделывают ею дыру; подобную же пробку употребляют они в своих трубах, когда огонь выгорел, чтобы тепло осталось в комнате ... Эти дома не имеют никаких крыш; наверху они совсем плоски и сверху обложены толстым слоем земли; поэтому летом они совсем зеленые».

В изучаемый период некоторые конструктивные показатели этой ранней формы жилья сохранялись в избушках (ызбушка), сооружаемых на летовках, для охотников в лесу тевризскими, тюменскими, тобольскими и заболотными татарами. Последние две группы ставили их и на местах постоянного рыболовства. Постройка представляла небольшой (3х3, 3х5,5 м) и низкий, всего из 8–9 венцов однокамерный сруб, поставленный без фундамента. Пол оставался земляным. Односкатный потолок – кровля покрывался накатником, затем берестой, землей, либо дерном. Помещение освещалось одним-двумя небольшими окнами, обтянутыми плевой животных и отапливалось чувалом. Аналоги, отчасти и в терминологии архаичным формам избушек западно-сибирских татар присутствовали в срубных однокамерных избах (ызбушка, куыш, алачык) татар пермского и оренбургского Зауралья, строивших их также вне своих селений.

Из изложенного материала можно заключить, что у западно-сибирских татар происходил общий для кочевых в прошлом народов процесс смены архаичных форм жилищ (шалашей, чумов, полуземлянок и т.д.) утепленными срубными избами. Впоследствии первые остались в качестве сезонных построек, а последние стали основным жильем на зимовках – в деревнях. Например, подобный путь развития жилищ отмечался у татар Томского округа: «от постоянных шалашей они перешли к зимовкам – подобиям изб» и татар-барабинцев, имевших «для лета чумообразные юрты и срубные хижины в зимних деревнях». Аналогичное явление наблюдалось в быту вогулов, остяков Западной Сибири, тюркских народов Алтая.

Источник: Юлдус Мухаметшин. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июнь 2022 (22)
Май 2022 (34)
Апрель 2022 (22)
Март 2022 (40)
Февраль 2022 (46)
Январь 2022 (47)
Календарь
«    Июнь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.