В избе Сибирского татарина
Опубликовал: lomsecret, 13-06-2017, 19:51, Путешествие в историю, 2 467, 0
Четырехстенная изба являлась исходным модулем всех остальных типов жилищ. Именно в ней сложились традиционные черты планировки, наиболее рациональные приемы деления и использования площади, размещения обстановки и убранства. В избе значительное место занимала хлебопекарная печь.
Она ставилась справа или слева от входа, вплотную к угловым стенам, либо раздельно от одной из них. Иногда печь отодвигалась ближе к середине глухой стены и примыкала к ней, или между ними оставлялось свободное пространство. Последнее было характерно и для жилищ волгоуральских татар и считается ярким проявлением древнетюркской традиции.
Расположением печи и ориентацией ее устья определяется, как известно, тип внутренней планировки. У западно-сибирских татар сложилось два типа: 1) северно-среднерусский – устье обращалось к противоположной от входа стене и 2) западно-русский – устье направлялось к боковой стене. Последний тип был доминирующим. То же было характерно для татар южной лесостепной и степной полосы Волго-Уральского региона, астраханских татар; в лесной зоне – лишь для нукратской подгруппы.
Обстановка избы состояла из неподвижной напольной и подвесной мебели. В первую из них, прежде всего, входили нары (урын, урындык). «В комнатах находятся очень широкие скамьи, подобные тем, какие имеются в банях, шириною в рост человека; на них они спят, сидят, стоят». На нарах же работали, ели. Располагали их вдоль передней стены. Иногда по другую сторону двери вдоль боковой стены (ян як) ставили вторые нары, что замечалось и в быту татар уфимского, оренбургского Приуралья и Зауралья, астраханских татар. Нары были в виде невысокого дощатого помоста, настланного между двумя брусьями, врубленными в пазы боковых стен. Доски были съемными. Помост, например, у тобольских татар был шириной до 2,5 аршин и с небольшим наклоном от стены к середине комнаты.
В середине передних нар находилось почетное место т?р, занимаемое главой семьи. Там же сажали уважаемых гостей. Здесь помещался большой сундук с убранной на нем постелью. В число постельных принадлежностей входили известные у всех волго-уральских татар предметы: подушки, большие подушки (ястык), перины, стеганые одеяла (юрган). Подушки, перины набивали пухом, перьями домашних птиц, растрепанными верхушками камыша. Одеяла изготовляли из овчины (тире юрган). Имелись и специальные ватные стеганые подстилки для почетных гостей и коврики, также сшитые из кусочков материи (курма, курамыш).
Над нарами подвешивалась зыбка на гибкой жерди (арата). Тюменские татары вместо боковых нар иногда ставили неподвижную лавку (урындык, сандала) из толстой доски шириной в 35–40 см.
В обоих типах планировки избы кухонная часть (казанлык, пиц як, кунак як) находилась напротив устья печи. Она зачастую отделялась от чистой половины перегородкой, которая при созыве гостей разбиралась и выносилась в сени. Свободное запечье (миц арасы, миц сырт, мицарга, цуарат, аралык) служило проходом в кухонную половину. В ней, часто возле двери, делали загородку, где зимой содержали молодняк скота. В некоторых избах тобольских, заболотных татар для спуска в подызбье пристраивали закрытый помост (западня). Такой же помост с лазом или неподвижную лавку у опечки тюменские татары называли уша.
Уша имелся в жилище поволжских, а «западня» – у пермских татар. К изучаемому периоду в домашнем обиходе появились кустарной работы деревянные кровати, стулья, столы, традиционные низкие столики круглой и квадратной форм. Такой столик суфра тобольских татар был «в квадратный аршин ширины и не более полуаршина высоты». При трапезе столик ставили на нары. На нем же раскатывали тесто, формовали хлеба. С той же целью низкие столик куна применяли астраханские татары. Ценная посуда симметрично расставлялась на полках напольного шкафа (дулап): «вверху обыкновенно – мелкая (савот), например, чайные приборы, на нижних же полках – покрупнее, столовая; притом спереди располагали фарфоровые и стеклянные приборы, а сзади металлические: медные кувшины, чайники, оловянные блюда (табак) и тарелки (халва табак), поставленные ребром. Самовары, тщательно вычищенные, представляли как бы целую лавку или выставку – гордость хозяйки».
В вертикально развитых домах замечались над дверью, между боковой стеной и печью полати (пулат) – дощатый настил на параллельных брусьях, врубленных в 0,5 м от потолка в бревна боковых стен: на них хранили вещи, спали дети. Второй, меньший помост (таскак), имелся в запечье над загородкой для скота. Помост, по мнению исследователей, имел алтайское происхождение. У народов Алтая навес таскак (тастак) использовался как жертвенный стол (клали кости, принесенных в жертву животных). Тюменские и тевризские татары сооружали навесы таскак на деревьях во дворах и в лесу для охотников на медведей.
Непременным атрибутом каждой избы являлись подвешенная под потолком на сыромятных ремнях пара параллельных гладких шестов (мавыл, мауыл). Одна их пара находилась над нарами, а вторая – вдоль передней боковой стены. На ней аккуратно развешивались предметы праздничного костюма, «бросающиеся в глаза каждому входящему в избу». Обычно в домах духовенства в углу передней стены подвешивали дощатые полки (кишт?), где хранили религиозные книги. Мавыл имелись и над дверью, иногда в углу входной стены. На них клали запасы постельных принадлежностей. Жердяные полки (мавыл, чыраклык) устанавливались и в кухонной части перед трубой хлебопекарной печи. Они использовались для сушки дров, лучин, размещения кухонной утвари.
Верхняя одежда развешивалась на колышках (цей) и гвоздях с надетыми на них катушками из-под ниток, прибитых в стену возле двери. Иногда здесь же крепили лосиные рога. На глухой стене возле печи навешивался открытый шкафчик с полками. В нем помещалась кухонная посуда. Рядом с ним за рейку или ремешок закладывались ножи, поварешки, ложки и пр. По мусульманскому обычаю возле двери или за печью находились принадлежности для омовения: полотенца, медные луженые тазы (тазаяк), такие же кумганы, которые имели обычно среднеазиатское происхождение.
Традиционное убранство жилищ составляли разнообразные тканевые (снимаемые) украшения, имевшие утилитарное и художественное значение. В их число входили занавесы, пологи, подзоры, полотенца, скатерти и т.д. Эти же предметы очень широко использовались в декоре изб волго-уральских татар. Заметим, что в отличие от последних, у татар западной Сибири они имели ограниченное применение. Так, занавес (коргыц, царшау) вешали большей частью тюменские и тобольские татары вдоль нар, иногда кроватей, двери (ишек коргыц), входа в запечье (миц коргыц). В других группах занавес использовался редко, а у заболотных татар и вовсе отсутствовал. Полог (цатыр, тымылдык, цымылдык) сшивался из пяти-шести точь холста (или из 10–12 м ткани) в форме четырехугольного шатра с верхом. По форме он подходил к чыбылдык поволжских татар, как правило, вешавшегося над постелью для спасения от насекомых в летнее время. В этом значении полог использовался у тобольских татар, а у других групп в свадебном ритуале. Под ним усаживали молодоженов.
Изредка у тобольских и заболотных татар над постелью молодоженов сооружался покрытый холстом шатер (цатыр) из дугообразно изогнутых прутьев. В отличие от поволжских татар, широко применявших красочные подзоры на разных участках избы, татары Западной Сибири украшали лишь верх печи простой полоской ткани. Некоторая общность с тобольскими, тюменскими татарами наблюдалась в традиции украшения домоткаными декоративными полотенцами (бит яулык, тастымал) стен, простенок. Иногда их вешали и поверх окон, часов, зеркал и т.д. Татары Заболотья украшали короткими полотенцами (кыска тастымал) матицы, что имело место и в жилище казанских татар (чепецких) и кряшен.
В зажиточных семьях на окнах замечались занавески, на мебели – вышитые салфетки. Широко употреблялись цыновки, сплетенные из мягкой разновидности камыша (кугы), тканые дорожки из отходов конопли, шерсти, тряпичных полосок (палас, белые войлоки (ак киез), привозные из Средней Азии ковры. Безворсовые ковры (аламыш) ткали сами. Одни из этих видов мягкого убранства стелили на полу, нарах, другие развешивали на стенах, лишние запасы аккуратно укладывали на сундуках вместе с предметами постели, на верхних перекладинах, усиливая тем самым красочность интерьера.
Многие из вещей мягкого убранства входили в приданое невесты. Как и у волго-уральских татар существовал обычай предсвадебного украшения избы (?й т?з??) вещами невесты. По ним оценивались ее состоятельность, трудолюбие и умение.
Обычно весной и летом производилась генеральная уборка: тщательно скоблили, мыли стены, потолки, полы, промазывали и белили печи. Эта работа делалась помочью. Девушкам помогали парни, которые носили воду, точили скобли, ножи и т.д.
В середине XIX в., по свидетельству И.Юшкова, почти в каждом доме тобольских татар встречалось оклеивание стен, особенно около оконных косяков, бумажными заплатками, исписанными изречениями из Корана. Их же под стеклом помещали над окнами и в простенках вместо зеркал. Он же заметил приверженность татарок к разведению домашних цветов.
Источник: Юлдус Мухаметшин. «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.