Татарская школа Тюменской области в 20-е годы ХХ века

Опубликовал: lomsecret, 12-06-2017, 20:40, Путешествие в историю, 481, 0
Татарская школа Тюменской области в 20-е годы ХХ века

В 1920 годы в Тюмени были открыты педагогические курсы с трехгодичным сроком обучения для подготовки учителей татарских школ. Для вновь открываемых школ учителя готовились и через краткосрочные курсы. Первые такие курсы были открыты в Тобольске в 1919 году, в Тюмени – в 1920 году. В перечне учебных заведений по Тюменской губернии в I921 г. упоминаются мусульманские педагогические курсы (подготовка школьных работников), которые проводились в селе Новые Юрты.
Продолжительность обучения составляла 3 года. Количество штатных преподавателей – 5, совместителей – 3, всего работающих – 8. По существу, это было стационарное учебное заведение.

В феврале 1922 г. мусульманские педагогические курсы были преобразованы в тюрко-татарское отделение Тюменского педагогического техникума и переведены в Тюмень со всеми мастерскими. Руководителем отделения был Ш.Г. Абайдуллин – уроженец с. Новые Юрты Городского района Тюменского округа Уральской области, 1897 года рождения. Он окончил медресе «Мухаммадия» в Казани. Первыми педагогами были Г.Ф. Валиев, уроженец с. Авустяново Аллабардинской волости Оренбургской губернии, окончивший медресе «Расулия», преподавал историю, политэкономию, Х.К. Ибрагимов, родившийся 1894 г. в Тобольске, обучавшийся в учительской семинарии в Томске, преподавал географию и физику, Г.Р. Сулейманов, родившийся в 1897 г. в юртах Исеневских Тобольского уезда. Он окончил учительскую семинарию Томского университета, преподавал математику.

Заведующий УралОНО Хасанкаев в отчете об образовании среди национальных меньшинств в 1924 г. отмечал, что работающих по просвещению «нацменов» в округе 82 человека. К получившим высшее образование он относил выпускников медресе «Мухаммадия» в Казани и медресе «Галия» в Уфе; к получившим среднее образование – медресе «Игдадия»; к уровню ниже среднего – закончивших четырехклассные школы типа медресе «Руждия», к низкой категории – сельские школы и мектебе.

Отсюда следует, что после революции 1917 г. именно выпускники мектебе и медресе активно принимали участие в просвещении татар региона. Учителями в новых советских школах после 1917 г. работали выпускники мектебе и медресе. По списку тюрко-татарских школ I ступени Тюменского округа за 1924 г. из 61 человек 25 закончили медресе «Руждия», 8 – «Игдадия», 4 – мектебе, 1– медресе «Галия», 1 чел. – «Мухаммадия».

В 1924–1925 учебном году в Тобольском районе было татаро-башкирских школ 1-й ступени – 15, в Чернаковском – 7, в Дубровинском районе – 4, в Загваздинском районе – 3, в Тобольске –1. Среди этих школ, несмотря на существующие проблемы, были и так называемые опорные школы Тобольского округа Уральской области – Саусканская, Карагайская, Тукузская. Однако профессиональный уровень педагогов был не достаточно высоким. В 1929 г. среди учителей татарских школ Тюменского округа более 50% имели начальное образование, около 80% не имели специального педагогического образования. В 1928 г. в Тобольском округе из 76 учителей только 17 чел. имели среднее образование, с незаконченным средним – 33, с начальным – 25 чел.

Решающее значение в подготовке учителей для татарских школ имело открытие в 1930 г. в Тюмени татарского педучилища, переведенного в 1934 г. в Тобольск. До середины 1950-х гг. оно подготовило более 1500 учителей. В разное время руководство училищем осуществляли опытные педагоги Ш. Шайхутдинов, Б. Рагачурин, З. Габдракипов, К. Исмайлов, Х. Ильясов, З. Бекшенев. Многие выпускники училища стали научными работниками, мастерами педагогического труда. Среди них кандидаты наук, доценты Ф.В. Ахметова, К.М. Бурундуков, А.Г. Гаитов, И.Б. Гарифуллин, Я.Х. Манняпов, М.А. Мулюков, Заслуженные учителя Российской Федерации Р.К. Бакиева, С.К. Биктимиров, Я.К. Занкиев, отличники народного просвещения Ш.А. Аитов, Р.И. Алимбаев, Р.Х. Алимова, С.М. Мамиков, С.А. Садыков, Л.Б. Хабибуллина, Г.И. Хамитов, Ф.Р. Юсупова и многие другие.

25 января 1920 г. был создан отдел народного образования, при губернском отделе народного образования – губернские подотделы просвещения национальных меньшинств.

Для осуществления положения о школах национальных меньшинств при всех отделениях народного образования: областных, губернских и уездных совдепов, были организованы подотделы просвещения национальных меньшинств.

1 февраля 1920 г. при Тюменском отделе народного образования организован подотдел просвещения национальных меньшинств. В 1920-е гг. наблюдалось стремление к сохранению национальных учебных заведений на исламской основе. В документе 1922 г. «Всем татаро-башкирским секциям» подчеркивалось, что «…в деревнях со стороны местного населения татаро-башкир, бухарцев во главе духовенства замечается стремление к открытию самостоятельных, отдельных, религиозных школ-медресе для детей школьного возраста. В некоторых юртах религиозные школы открыты и продолжают занятия». Там же отмечается, что из-за подрыва работы советских трудовых школ рекомендовалось не допускать открытие самостоятельных религиозных школ, а существующие школы (мектебе и медресе) следует закрыть.

Между тем, документы указывают на то, что многие трудовые единые школы открывались в зданиях, где раньше располагались мектебе и медресе. Например, Саусканская школа на татарском языке была открыта в 1908 г., Суклемская – в 1894, Митькинская – в 1890, Салинская – в 1910, Укинская – в 1908, Карбинская – в 1901, Тукузская 2 школа – в 1910 г., Казанская – в 1910, Нардинская – в 1909 г., В-Бехтеровская – в 1907, 4-я Советская школа по улице Мало-Пилятская № 7 – в 1887 г., Исеневская – в 1915, Иштаманская – в 1911 и т.д.

На основании декрета Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» медресе имама Ахмед-хаджи Тобольска в октябре 1919 года было преобразовано в светскую четырехлетнюю школу I ступени имени Корбалея Наджафовича Нариманова.

В 1924/25 учебном году татаро-башкирская школа Тобольска стала школой крестьянской молодежи (ШКМ), ей было присвоено имя Н.К. Крупской. Спустя семь лет татаро-башкирская школа была преобразована в общеобразовательную семилетнюю школу имени Н.К. Крупской. В эти годы в ее стенах обучалось 400 человек татарской национальности. При школе был интернат на 30 человек. В татаро-башкирской школе продолжали работать учителя-пионеры: Ш.С. Мухамедханов, А.М. Метеев, Г.Р. Терегулов, З.М. Мировалов, Н.И. Беллавина, М.Н. Урамаев. Данная школа превратилась за несколько лет работы в большую, организованную школу-семилетку.

Многие традиции новой школы продолжали традиции старой. Например, наследовалась система ценностей татар. В числе них – стремление к знаниям и уважительное отношение к учителю. В одном из отчетов отмечалось, что «тяготение к учению у татар наблюдается больше, нежели в русских школах, заметно также и желание обучению русскому языку, для этого они требуют о прикреплении к каждой школе второго учащего русского».

В 1920/21 учебном году в Тобольской губернии насчитывалось 145 татарских школ, в которых работало 204 педагога и обучалось 7660 учащихся, 3 детских дома с 9 руководителями и 95 воспитанниками, один клуб, 20 ликпунктов безграмотности, одна школа для взрослых первой ступени, одна татарская драматическая группа, три годичных курса и т.д. Сеть образования татар составляла более 10% от общий губернской сети народного образования. При этом в процентном отношении в 1920 г. грамотность татар Сибири, как и в конце XIX в., была выше, чем у других нерусских народов региона.

Тарский отдел народного образования сообщал, что в 1920 г. инородческих школ в городе было – 1 школа, в уезде – 52 школы, учителей – 77 чел. В Тобольском подотделе число мусульманских школ составляло – 63, учителей – 109. Следует отметить, что мусульманская секция при Тобольском отделе народного образования существовала еще с сентября 1919 г. Заведующим был В.Н. Мурзакаев. В марте 1920 г. секция была реорганизована в подотдел национальных меньшинств, подразделявшийся на 2 секции – внешкольную и школьную. Заведующим подотдела и школьной секции остается В.Н. Мурзакаев, заведующим внешкольной секции и инструктором работал Х.З. Исхаков, районным инструктором В.Т. Ахметов.

В 1923–24 учебном году русский язык был введен как обязательный предмет, ему обучали русские педагоги в 14 школах.

В 1924–25 учебном году были определены опорные школы нерусских национальностей в Уральской области: 1) Танрагульская – Катайский район Челябинского Округа; 2) Б-Султановская – Яланский район Челябинского округа; 3) Саусканская – Тобольский район Тобольского округа; 4) Карагайская – Дубровинский район Тобольского округа; 5) Тукузская – Дубровинский район Тобольского округа; 6) Сарашевская – Красноярский район Сарапульского округа; 7) Б-Гондырская Бикбардинский район Саранпаульского округа, 8) Губахинская – ст. Губаха В-Камский округ.

17 школ Тобольского округа обслуживали 37 селений. Общее количество учеников составляло 683 человек, из них только 7 человек русской национальности.
Татарская школа Тюменской области в 20-е годы ХХ века

Задачи, которые стояли среди «нацмен» Урала в конце исследуемого периода включали в себя: расширение сети национальных школ I ступени, расширение сети татаро-башкирских семилеток, обучение татаро-башкир в техникумах, повышение квалификации работников просвещения, улучшение снабжения школ I ступени учебниками на родном языке.

Одной из проблем и задач просвещения татар Прииртышья в 1920-е гг. был переход к обучению на родном языке. После обсуждения на разных уровнях было принято решение о переходе на пятилетний курс обучения.

25 марта 1927 г. инспектор Уральского областного отдела народного образования т. Шаматов по обследованию дел просвещения в Тобольском округе среди нацмен сообщал, что «в прошлом учебном году по округу было 201 школа I ступени; из них русских – 137, татарских – 33, а в этом учебном году всех школ по округу – 219. Из них русских – 149, татарских – 37».

Для взрослого населения создавались два типа школ. Школа для малограмотных с шестимесячным курсом с целью ликвидации малограмотности и школы для взрослых повышенного типа с 2–3 годичным курсом. Общеобразовательные школы для взрослых повышенного типа делились, в свою очередь, на две основные группы: 1) с сельскохозяйственным уклоном и 2) с индустриально-производственным уклоном.

В 1928 г. была проведена реформа письменности, она предусматривала переход с арабской графики на латинскую. А затем в короткий срок был осуществлен переход с латинской графики на кириллицу. Эти изменения для татарского населения стали историческими, объективную оценку которым еще предстоит сделать.

К 1929/30 учебному году были опубликованы «Программы единой школы I ступени» в двух вариантах: 1) для городских школ и 2) для сельских школ. В программе 1929 г. был увеличен материал политехнического характера.

В 1930-е гг. руководством страны было принято решение ввести всеобщее обязательное начальное обучение. Сеть школ для татарского населения неуклонно росла. Так по Тюменскому округу в 1926/27 учебном году было 40 школ, в 1928/29 учебном году – 49, 1929/30 учебном году – 53. А к 1930/31 учебному году предполагалась организовать 56 школ.

В 1920-е гг. образование татар Прииртышья в советских школах становится светским. Характеристика и анализ исследуемого периода свидетельствуют, что новая система принесла для татар и положительные и отрицательные изменения.

Перестройка школьного образования происходила на основе его принудительного всеобщего огосударствления, замены конфессиональных учебных заведений системой Единых Трудовых общеобразовательных школ, перевода процесса обучения учащихся с арабской письменности на латиницу. Трудности перестройки заключались в отсталости материальной базы, недостаточном финансирования школ и нехватке национальных учительских кадров. Следует отметить, что учителя выступали инициаторами массового движения за ликвидацию неграмотности и малограмотности взрослого населения.

Таким образом, для роста и развития культурно-образовательного уровня населения необходимо было решить определенные задачи:
1. Подготовить новую народную интеллигенцию, кадры для народного хозяйства из числа национальных меньшинств;
2. Поднять образовательный уровень всего населения.

Успехи строительства национальных школ во многом зависели от наличия национальных педагогических кадров. Для решения этой проблемы были организованы краткосрочные педагогические курсы по подготовке и переподготовке учителей по специальной программе с учетом национальных особенностей и языка. На основании постановлений Совета Труда и обороны от 9 июня 1920 г. и Совета Народных Комиссаров от 9 мая 1921 г. «О возвращении к работе по своей специальности работников просвещения» учителя не призывались в Красную Армию, а мобилизовались на работу в народное образование.

С 1 июля 1920 г. в Тюмени были открыты двухмесячные педагогические курсы для мусульман Тобольской губернии.

В 1920 г. в Тюмени были открыты трехгодичные педагогические курсы подготовки учителей для татарских школ, которые в начале 1922 г. были преобразованы в тюрко-татарское отделение Тюменского педагогического техникума. В феврале 1922 г. мусульманские педагогические курсы соединили с педагогическим техникумом и перевели из Новых Юрт в Тюмень. В 1930 г. отделение было преобразовано в самостоятельное учебное заведение, а в 1934 г. было переведено в Тобольск.

Учебные заведения целенаправленно вели работу по распространению идеологии новой власти. Для подготовки партийных и советских работников еще в декабре 1919 г. в Омске была открыта Сибирская областная школа партийных и советских работников. В июне 1922 г. интернациональное отделение окончили 71 человек, из них татар и казахов 32.

В 1920-е гг. в Уральской области существовали педтехникумы (областного значения) по подготовке учителей: Свердловский татаро-башкирский педтехникум (заведующим был С. Мухетдинов, преподавательский состав насчитывал 26 учителей при 120 учащихся); Троицкий татаро-башкирский педтехникум (заведующий – К. Зайнетдинов, преподавательский состав – 19 чел., количество слушателей – 125); Тюрко-татарское отделение при Тюменском педтехникуме.

Известный меценат Н. Сейдуков пожертвовал 19000 рублей для развития школьной системы. После его смерти казанский профессор А. Урманчиев, собрав общественность, предложил построить школу в честь памяти Н. Сейдукова. В 1913–1914 гг. школа была построена и стала новвометодной. Здесь учились Х. Ярми, М. Бабукин, С. Гафуров, З. Ташкалов, Ж. Губайдуллин, Н. Бурундуков, М. Муртазина, Г. Сабитова, Х. Юмачикова и др. Данная школа работала до 1919 г. в селе Ембаево.

Таким образом, в 1920-е гг. были осуществлены целевые программы, рассчитанные на подготовку квалифицированных кадров в области культуры и просвещения из среды местного населения. Но полностью решить проблему обеспечения специалистами образовательных и культурно-просветительных учреждений в короткие сроки не удалось.

Источник: «История и культура татар Западной Сибири», Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Артифакт», 2015. – 728 с. + 56 с. цв. вкл.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Август 2018 (46)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Календарь
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.