C. Орджоникидзе пустил Вернетуринский завод по военным рельсам
Опубликовал: harlov, 30-01-2017, 15:32, Путешествие в историю, 967, 0
Удивительным образом пересекаются иногда большие люди и большие события в истории России с жизнью малых российских городов. Речь как раз о таком скрещении судеб. 19 августа 1934 года название маленького уральского городка Верхняя Тура вошло в сводки центральных телеграфных агентств. Случилось это, когда в Верхнюю Туру приехал народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.
Тот день, безусловно, исторический в жизни города. По самому взыскательному счету, хранить бы память о нем во всех последующих поколениях. Так когда-то верхнетуринцы и порешили: в 1947 году в память о визите наркома в центре города был установлен памятник С. Орджоникидзе. Но нет теперь того памятника, а единственная фотография, запечатлевшая его, передается с величайшей осторожностью из рук в руки для ксерокопирования и публикации.
Зато есть музей Верхнетуринского машиностроительного завода, несколько экспонатов которого имеют непосредственное отношение к визиту. Во-первых, фотография Серго Орджоникидзе. Во-вторых, плакат тех, 30-х годов. На голубом прямоугольнике — перечень заводов: Мотовилихинский, Надеждинский, Усть-Катавский, Высокогорский, Чусовской, Верхне-Туринский. Для оборонной промышленности — знаковые объекты, ведь именно эти заводы занимались обработкой стали, чугуна, железа. А список-перечень этот, сохранившийся на бледнеющем от времени голубом ватмане, — по сути маршрут «товарища Серго», которым нарком проехал в том самом 1934-м.
Он ехал не просто инспектировать уральские заводы оборонного комплекса. Речь шла о перестройке их на производство сугубо военной продукции. В Европе уже хозяйничал Гитлер. В Советском Союзе понимали: войны не миновать.
По скудным сведениям, сохранившимся о тех днях, доподлинно известно: нарком побывал на самом машиностроительном заводе, беседовал с рабочими, встречался с руководством. Тщательно взвешивался производственный потенциал предприятия, возможности коллектива. И наконец — принято решение: остановить доменное производство, которое было возобновлено в середине 20-х годов и работало главным образом на корабельное и железнодорожное строительство, и пустить завод по «военным рельсам».
Трогательный факт: в преддверии трудных времен для поднятия духа заводчан-уральцев при активной помощи С. Орджоникидзе Верхнетуринскому машиностроительному в качестве материального стимула было выделено две грузовых и три легковых машины, автобус, два трактора. Для премирования лучших рабочих завод получил также 300 велосипедов, 105 патефонов, 150 часов, 50 фотоаппаратов. Кроме того, с приездом наркома заработная плата заводчан повысилась на 40 процентов.
Но о самом главном подарке наркома тяжелой промышленности Верхнетуринскому машиностроительному Урал узнал чуть позже, спустя всего несколько дней. Так принимались и исполнялись тогда даже самые кардинальные, на государственном уровне, решения. Речь шла именно о таком проекте. После визита С. Орджоникидзе завод получил правительственное задание освоить производство роликовых подшипников для первого в России Московского метрополитена.
Слово «Метрострой» звучало тогда особым паролем. Заказ Всесоюзной ударной стройки считался самым почетным, ответственным, наравне с заказами Магнитки, Днепрогэса, Комсомольска-на-Амуре. Скорее всего, «подрядчика» для этого госзаказа можно было найти и поближе к столице. Но, должно быть, нарком понимал, как важно для предприятия, переходящего на «военные рельсы», не сбавлять и объемы гражданских работ. Доменное производство утратило актуальность. Взамен начинался роликоподшипниковый конвейер для московских эскалаторов.
В музее Верхнетуринского машиностроительного представлены сегодня образцы роликовых подшипников тех лет (и в сборе, и по отдельным деталям). Память же людская хранит и передает из поколения в поколение такой факт: в то время на уральском заводе появился телеграфный позывной «Верхняя Тура — роликоподшипник». Код, знаковое сочетание слов. Не нужно было, рассказывает ветеран завода А.В. Антошко, уточнять: улица такая-то, корпус такой-то. Все было ясно. Почтальоны, получавшие корреспонденцию с таким грифом, точно знали, куда ее доставить.
Осваивалось новое производство отнюдь не под парадные фанфары: не было специального шлифовального оборудования, не было средств контроля. Все создавалось практически с нуля. Тем не менее уже скоро на Верхнетуринском машиностроительном на госзаказ для Московского метрополитена работал целый цех (под руководством молодого специалиста Георгия Дмитриевича Тырышкина).
Производство роликовых подшипников на ВТМЗ продолжалось до начала финской войны, вплоть до 1939 года. А параллельно — завод осваивал оборонную продукцию. И к 1941 году, до начала Великой Отечественной, освоил уже 9 оборонных изделий — корпуса снарядов, в том числе и один бронебойный.